Открытый урок по окружающему миру по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Лес - природное сообщество Цели: совершенствовать знания о природном сообществе; выработать умение проводить эксперимент на основе наблюдений; прививать бережное отношение к природе. Задачи: 1. Образовательная: формирование у учащихся умений проектной деятельности. 2. Развивающая: развитие логического мышления, внимания, умения анализировать, делать выводы. 3. Воспитательные: формирование любознательности, заинтересованности в процессе обучения. 4. Самообразовательные: формировать у учащихся умение использовать методы поиска ответов на поставленные вопрос, расширить кругозор, развивать желание к самостоятельному изучению дополнительной литературы. 5. Стимулирующие: повысить интерес к изучаемому предмету, дать ребенку возможность раскрыть себя, утвердиться в собственных глазах и в среде окружающих. Оборудование: DVD, телевизор, диск с видеофрагментами, проекты, раздаточный материал по теме: «Почва», картинки животных, таблица «Лес - природное сообщество».

Ход урока
  1. Оргмомент
Ребята, для вас не секрет, что в давние времена люди не могли получить знания из книг, как мы с вами, поэтому те знания, которые были приобретены в процессе жизни, они передавали из уст в уста. Слагали былины, а рассказывали их сказители, которые назывались баянами. Они ходили по городам и селам и передавали из уст в уста накопленные знания. Сегодня и я хочу побыть для вас в роли сказителя - баяна.
II. Проверка домашнего задания Учитель: Перво-наперво, вы, ребятушки, Расскажите мне тему прошлую, Что на том уроке изучали мы.
- Кто напомнит нам, О чем речь-то шла? Дети (Называют тему урока)
Учитель: Правильно, о земле - кормилице. Кто же скажет нам, Кто поделится: Что же нового вы смогли узнать? Дети: (Виды почв - предполагаемый ответ) Учитель: Соберитесь группой дружною, Откройте конверты свои, Прочитайте задание внимательно. Посоветуйтесь, вместе подумайте Да ответ подготовьте правильный. Учитель: А скажите -ка, дети милые, Не найдется ли смельчака средь вас: Кто отважится к доске выйти Да ответ держать? Подготовилась группа (…) Выходи (имя), рассказывай. Дети: (на доске таблица «Срез слоев почвы». Представитель каждой группы выходит к доске и рассказывает об одном из видов почв) Учитель: Может, хочет, кто вопрос задать? Не стесняйтесь, спрашивайте. - Молодец! Все ответила правильно! Получаешь сегодня … ты!
А скажите-ка мне, ребятушки, Что же делать нам надо с вами-то, Чтоб земля - кормилица сохранилась-то, Урожай хороший уродился-то? Посоветуйтесь в группе и выберите человека, Который ответ нам даст, на вопрос всех интересующий Учитель: Вот спасибо вам, дети милые, За ответы ваши правильные и правдивые. Возвращайтесь-ка на места свои, Будем дальше мы изучать природу - матушку.
III. Введение в тему урока
  1. Понятие «природное сообщество»
Учитель: Вы послушайте меня, ребятушки, Речь у нас пойдет о старейшинах, Мудрецах великих и ученых, Что наш лес величают сообществом, Не простым сообществом, а природным. И хочу я вас воспрошати-то, Почему они лес кликать стали так? Дети: сообщество - когда живут сообща. Природное сообщество - когда животные обитают в одной среде. Учитель: Спасибо вам, дети милые, За ответы ваши правильные и правдивые.
Учитель: А теперь давайте обратимся К книге умной, что ученым Ожеговым составлена, А зовется она «словарем », Обращаюсь я с просьбой к Антону! Будь любезен, прочти нам, пожалуйста, Как трактуется слово «сообщество». Сообщество- группа растительных или животных организмов, живущих вместе. Спасибо, Антон! А теперь жду ответа вашего! Кто догадался: какова же тема урока нашего? - Молодцы! Отгадали все верно вы! IV. Изучение нового материала
  1. Работа с гербарием.
А сейчас вам вновь работать в группах предстоит Учитель: Рассмотрите-ка вы внимательно Те растения, что пред вами разложены И ответьте мне, где растут они? Да как называются? Дети: (определяют названия растений, среду их произрастания) На столах у вас есть помощница: Это книга. Называется «Атласом» Учитель: А теперь откройте тетради свои И запишем в них все названия, Что сейчас нами были отгаданы. Называть вы их будете по очереди. - В печатной тетради стр. 56 2. Лесные этажи А теперь, ребята, внимание! Учитель: Еще старцы мудрые мне поведали О чудном явлении, что в лесу встречается: Будто есть в лесу чудо - ярусы В них растения по-особому расположены. Может, сможете рассказать вы нам: В чем особенность этих ярусов? Дети: (высказывают свои предположения о расположении деревьев по ярусам)

3. Работа в парах Учитель: Ну, спасибо вам за разъяснения, Стало мне все намного понятнее. Может, справитесь вы с задачей нелегкой, Что для вас я заготовила. Вы послушайте внимательно Ведь задача эта непростая-то, А с экологией связана.
Экологическая задача: В лесу вырубили дерево. Постепенно засохли кустарники, пожухла трава. Почему, как вы думаете? Учитель: Повернитесь друг к другу, посоветуйтесь И ответ нам дайте правильный. Дети: (решают задачу и доказывают свои ответы)
Учитель: Благодарю вас, добры молодцы и красны девицы, Что с заданьями легко так справляетесь! А сейчас, ребята, предлагаю вам Для просмотра фильм, Чтобы все еще раз проверить нам: Может, в чем наши взгляды ошибочны, Иль неточности были допущены? Или правильно все толковали мы. Учитель: Ну, что скажите после увиденного? Спасибо вам, дети милые, За ответы ваши красноречивые.
  1. Физминутка
Учитель: А теперь, ребята, уж пришла пора Нам немного с вами поразмяться, Отдохнуть, здоровья набраться, А уж потом за дело браться. - Сядьте поудобнее и повторяйте за мной. Мимическая гимнастика: брови свести и развести; глаза сильно прищурить и широко открыть; губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать их; шею максимально вытянуть, а затем опустить; плечи максимально свести и развести; руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.
VI. Продолжение работы по теме Учитель: А теперь, ребята, послушайте, Что еще мне старцы сказывали. Говорили они мудрые Будто лес наш Курский давно занят весь: И живут там звери дикие, Песни дивные поют птицы там, И жучки - паучки снуют в травушке - Может, сможете рассказать вы нам, Что за чудо - обитатели в том лесу живут? Вам было предложено: поработать с книгами мудрыми И составить проекты разные.
  1. Защита проектов по темам:
а) животные и птицы, которые живут на дереве; б) животные, которые ведут наземный образ жизни; в) кто обитает в почве? Учитель: Все готовы? Что ж тогда начнем. Приглашаю группу 1. (на доске изображение леса, задача детей, защищающих проект в конце своего выступления расселить обитателей леса согласно их месту в природе) Учитель: Но прежде, обратите внимание, Что товарищи ваши рассказывают, Вы в тетради все четко фиксируйте (с.58 №6) Учитель: Что ж спасибо вам, дети милые, За ответы ваши красноречивые! Как оцените работу группы этой? Я согласна с мнением вашим, Так что ставлю всем по (5)
2. Составление цепей питания Учитель: Обращаюсь к вам с просьбой следующей. Еще старцы те говаривали, Будто все в лесу взаимосвязано, Словно цепью все животные скованы И названье у этих «оков» необычное. Может, кто отгадает его? Дети: (Называются эти цепи - цепи питания). Учитель: Помогите, ребята, пожалуйста, Разобраться в цепях-то питания. - Вы откройте тетрадь сейчас на странице 58 Посоветуйтесь в группе, подумайте, И составьте цепи питания. Кто ж быстрее всех с этим справится, Тот пойдет к доске и покажет нам, Что же в вашей группе получилося. Дети: (выходит к доске представитель группы и составляет цепь питания) Учитель: Спасибо, все верно составлено! 3. Проблемная ситуация Учитель: А теперь прошу вас, подумайте и ответьте нам, Как считаете, нужны ли лесу грибы? Если да, то зачем они? Дети: (высказывают свои предположения) Учитель: Спасибо вам за ваши высказывания.
А теперь послушайте и попробуйте Вновь решить задачу экологическую: Экологическая задача: В одном из районов сажали полезащитные лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И ученые заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Как вы это объясните? Для решения дам время немного вам Поработайте в паре, пожалуйста. Дети: (высказывают гипотезы)
4. Защита проекта: «Нужны ли лесу грибы?» Учитель: Спасибо за ваши высказывания А теперь, ребята, послушайте, Что хочет поведать вам Оля сейчас, Подготовив проект интересный для нас Дети: (защита проекта «Нужны ли лесу грибы?» - с просмотром видеофрагмента) Как оцените творчество Ольгино? Я согласна. Оля, ты умница! VII. Домашнее задание Учитель: Вы пометьте задание домашнее, Что находится на странице 57. Дома наклейте только те грибы, Что встречали в лесу нашем Во время прогулки вы. А еще составьте книгу «Красную» Занесите туда обитателей лесов Курских, Что на грани исчезновения (с.59 №9)

  1. Итог урока
Учитель: Ну а чтоб проверить, как усвоили Материал вы новый, увлекательный, Я задам вам вопрос такой: Что же нового вы расскажете, Придя домой своей матушке, Что поведаете родному батюшке? Дети: (отвечают кратко на вопрос)
Учитель: Вам спасибо за все, дети милые, И гостям - за то, что послушали! Мы надеемся, что всем вы поведаете, О том, что увидели и услышали, Будучи в гостях у нас! Понесете ростки мудрости Своим детушкам в школы разные!


© 2010-2022