Доклад

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей на уроках математики с помощью проблемной ситуации и игровой деятельности.

Наталья Леонидовна Шпак

КГУ «Новогречановская СШ»

СКО, Тайыншинский район

с. Новогречановка

В связи с интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, государством и обществом сделан запрос на социально активную творческую личность. Требования, предъявляемые современной школе, диктуют ориентирование на развитие продуктивного, творческого мышления, которое даёт возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях современной действительности.

Начнем с самого начала. Что такое творчество, креативность? Ответ на этот вопрос для каждого будет разным. Люди отличаются друг от друга. И то, что они называют творчеством - у каждого будет свое. Результаты творческой деятельности легко оценить и сложно описать.

Творческое мышление - это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Оно связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали. Оно бесконечно и разнообразно. Творческое мышление - способность взглянуть на проблему со стороны. Творческая мысль - это прозрение, миг вдохновения, который открывает верное решение. Творческое мышление - умение взглянуть на мир способом, отличным от того, как на мир смотрят другие. Умение выразить и передать этим другим свое восприятие окружающего мира. Творческое мышление - смотреть на то же, что находиться перед глазами всех остальных людей, но думать при этом несколько иначе. Творческое мышление - существенный компонент, способствующий преобразованию и прогрессу. Творческое мышление - познание чего-то нового. Творческое мышление - создание чего-то из ничего. Это один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески.

Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два; для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения; порождаются неожиданные, небанальные, непривычные решения. Каждый нормальный человек обладает творческим потенциалом. Но реализация этого потенциала зависит от того, какие возможности предоставит окружение. Как отмечают психологи, "творческие способности не создаются, а высвобождаются".

Для развития творческого мышления необходимо, но не достаточно интеллектуальное развитие, определённый объём знаний, наследственные и врождённые задатки. Следует отметить, что творческие способности есть у каждого ребенка, но для каждого они индивидуальны и зависят не только от умственных способностей ученика, но и от определенных черт его характера, от созданных условий.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи. Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.

Во все времена требовались и требуются вдумчивые, ищущие творческие личности. Главным действующим лицом в процессе воспитания такой личности является школьный учитель. Основы закладываются в начальной школе. И я как учитель начальных классов задаю себе вопрос: Как? Как научить ребёнка мыслить, творить, чувствовать? Как сделать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно? Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игривое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя. Сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому должен стремиться учитель в меру своих сил и способностей, организуя уроки. И если каждый учитель задаётся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют в конечном итоге наши дети, наше будущее. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершив ошибки на своем творческом пути, способен к их исправлению.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных процессов ребенка. Торренс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию.

Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше уровень его общего умственного развития, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, - это развитие творческих способностей ученика.

Важно развивать творчество младшего школьника, и здесь можно выделить следующие способы стимулирования творческих способностей.

  • обеспечение благоприятной атмосферы;

  • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

  • поощрение высказывания оригинальных идей;

  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной школьной дисциплины, как математика. Одной из актуальных задач, стоящих перед нами является развитие творческого мышления учащихся в процессе изучения ими математики. Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Для развития творческого мышления у младшего школьника, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в мир творчества.

Математика - логический предмет, преподаваемый последовательно, небольшими порциями. Также известно, что люди с развитой креативностью лучше решают нестандартные и хуже стандартные задачи

Можно предложить следующую модель урока, направленного на развитие творческих способностей, как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам. Его структура может включать в себя 4 последовательных этапа:

  • Разминка.

  • Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения)

  • Выполнение развивающих частично-поисковых задач.

  • Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа: творческие задания, задачи повышенной трудности интегративного характера.

Одними из главных методов творческой деятельности является метод проблемного обучения и игровая деятельность. Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют "высвобождению" творческих возможностей учащихся. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях;

Творческое мышление можно развивать на различных этапах урока. Во время устного счёта, при объяснении нового материала, когда перед детьми ставиться проблемная ситуация, при закреплении материала.

Творческое мышление лучше всего формировать в ходе решения задач нестандартного типа, когда ученик наталкивается на посильные для него проблемы и вопросы, формулирует их. Роль учителя - поставить учащегося в положение первооткрывателя, исследователя. Успешность решения таких задач зависит от уровня сотрудничества ученика и учителя.
Таким образом, формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащают педагогический процесс, делает его более содержательным. Вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал и влияет на ребенка, как на творческую личность. Такую работу необходимо проводить периодически, в течение всего учебного года.

1. Задание

Задание «Паутина» (устный счёт)

Даны числа, расположите их в порядке возрастания (передавая клубок от меньшего числа к большему дети плетут паутину)

2. Задание

Расположить на весы двузначные и трёхзначные числа и сделать вывод. Почему чаша весов с трёхзначными числами перевесила?

3. Задание

Посадить цветы. Цветок добра. Какие семена надо посеять в почву, чтобы вырос именно такой цветок. Из каких фигур состоит цветок? Задание наоборот Вам даны семена. вы должны вырастить цветок, который будет иметь свою окраску, форму, запахи, которые будут привлекать насекомых.

4. Задание

Построить дом из математических терминов. Я буду задавать вопрос, вы должны будете выбрать кирпич, на котором написан правильный ответ.

1. Геометрическая фигура, у которой все стороны равны (квадрат)

2. Самая большая единица для измерения расстояния (километр)

3. Единица массы (килограмм)

4. Устройство, облегчающее выполнение сложных арифметических действий (калькулятор)

5. Сумма длин всех сторон фигуры (периметр)

6. Геометрическая фигура, у которой противоположные стороны равны (прямоугольник)

7. Линия, не имеющая ни начала, ни конца (прямая)

8. Высшая оценка, которую может получить ученик (пять)

9. Результат умножения (произведение)

10. Знак сложения (плюс)

11. см кв, м кв, км кв, единицы измерения чего (площади)

12. Пешеход прошёл расстояние от точки А, до точки В. Другими словами он прошёл… (путь)

13. Старинная мера массы (пуд)

Задачи с несформулированным вопросом;
В этих задачах нарочито не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос.
Например: В зоопарке было 34 птицы - 12 куропаток, 15 глухарей и несколько тетеревов. (Сколько тетеревов было в зоопарке?)

  • задачи с недостающими данными;
    В задачах этого типа отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Школьник должен проанализировать задачу и доказать, почему нельзя дать точного ответа на вопрос задачи, чего не хватает, что надо добавить. В скобках указываются пропущенные данные.
    Например: У фермера были коровы, лошади, овцы. Лошадей было 3. Овец было столько, сколько вместе лошадей и коров. Сколько было овец? (надо знать сколько было коров)

  • задачи с излишними данными;
    В эти задачи нарочито введены дополнительные ненужные данные, до известной степени маскирующие необходимые для решения показатели. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные. В кукольном театре 60 кукол. В утреннем спектакле из них занято 20 кукол. Вчера в спектакле было занято 15 кукол. Сколько кукол не занято в утреннем спектакле?
    Например: задачи с несколькими решениями;
    Для упражнения гибкости мышления важно, чтобы школьник умел находить несколько решений одной и той же задачи. Если эти решения неравноценны с точки зрения экономичности и рациональности, то ученик должен дать с этой точки зрения оценку каждому решению. Надо побуждать школьника найти наиболее рациональное, ясное, простое, изящное решение.
    Например: Сколькими способами можно уплатить 100 тенге, имея денежные знаки две монеты по 50 тенге, 6 монет по 20 тенге?

  • задачи на соображение, логическое мышление.
    На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами.
    Например: Улитка отползла от цветка на 3 метра, а потом в противоположном направлении на 5 метров. На каком расстоянии от цветка оказалась улитка? (2 метра). Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких игр и упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.

В связи с интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, государством и обществом сделан запрос на социально активную творческую личность. Требования, предъявляемые современной школе, диктуют ориентирование на развитие продуктивного, творческого мышления, которое даёт возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях современной действительности.

Говоря о проблеме творческих способностей, я согласна с мнением великого ученого Л.С. Выготского, который написал: «Творчество на деле существует не только там, где создают великие творческие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».


Доклад

Доклад

Доклад


© 2010-2022