- Преподавателю
- Начальные классы
- Метод проектов на уроках технологии и изобразительного искусства
Метод проектов на уроках технологии и изобразительного искусства
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лузина Л.А. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Метод проектов на уроках «ИЗО и художественный труд».
Лузина Любовь Александровна,
учитель начальных классов
МОУ Усть-Качкинская СОШ.
В современной начальной школе, где обучение стало развивающим, уроки труда должны стать средством развития сферы чувств, разума и творческих возможностей. Наряду с содержанием уроков практического труда сегодня остро стоит и проблема обновления методов организации деятельности учащихся. Чтобы решить эту проблему мне пришлось преодолеть традиционные и чрезвычайно устойчивые методические приёмы, которые тормозили поиски настоящих путей включения детей в самостоятельную познавательную деятельность. Я пришла к выводу, что выполнить эту задачу мне поможет метод проектов. Он позволит: - реализовать проблемное обучение; - развивать теоретическое мышление и воображение; - даёт возможность обучать групповому взаимодействию. Год назад я апробировала программу интегрированного курса Т.Я. Шпикаловой «ИЗО и художественный труд». Мною была составлена учебно-методический комплекс: - систематизировала имеющий дидактический и раздаточный материал, накопленный за годы работы; - скомплектовала альбомы с наглядными пособиями и образцами по разделам программы и годам обучения; - оформила индивидуальные наборы, (шаблоны, трафареты, выкройки, чертежи) привлекая к этой деятельности своих учеников уже окончивших начальную школу. Создала дидактические комплекты для учителя и набор для учащихся. Комплекты сформированы по темам изобразительного искусства и художественного труда. Разработала тематическое планирование по годам обучения. Апробация интегрированного курса Т.Я. Шпикаловой «ИЗО и художественный труд» явилось внедрением его в учебный план начальной школы с 2005-2006 учебного года. Проделав такую работу у меня появилась новая цель - внедрить проектный метод на уроках интегрированного курса «ИЗО и художественный труд». Перед собой поставила следующие задачи: - познакомиться с литературой и со всеми источниками информации по данной теме; - познакомиться с опытом работы учителей района; - проанализировать свою деятельность; - разработать алгоритм уроков с применением проектной деятельности; - внедрить его в образовательный процесс. Познакомившись с литературой, с опытом работы учителей района и проанализировав свою деятельность, я пришла к выводу, что педагогу в этом процессе отводится другая роль, смысл которой я представляю следующим образом:
координирует
процесс
является поддерживает и
источником поощряет
информации участников
учитель
обеспечивает осуществляет
непрерывную работу консультацию и
над проектом помощь
подготавливает
необходимое
оборудование
Вместе с детьми я составила алгоритм нашей проектной деятельности на уроках «ИЗО и художественный труд». Метод проектов на уроках реализуется в следующей последовательности: - выявление проблемы (формулируют дети, исходит из темы урока); - поиск решения проблемы (их может быть несколько, так как предложения исходят от детей); - разработка дизайнерских предложений (это эскизы, они могут быть как индивидуальные, так и групповые); - подбор материалов, инструментов, техники безопасности (выбор материалов и инструментов происходит каждым самостоятельно, а контроль за техникой безопасности ведёт один человек, назначенный ребятами); - изготовление проекта (на этом этапе главным становится формирование сплочённости между ребятами, их умение слушать и слышать друг друга, развитие взаимопомощи и взаимовыручки); - защита, обоснование проекта (продумывается уже в процессе выполнения работы и производится по желанию учащихся). В ходе презентации результата проекта ребята могут воспользоваться схемой: назначение
форма декоративное размеры оформление
изделие
особенности цветовое
конструкции решение
материалы Разработала план индивидуального проекта, с помощью которого ученик самостоятельно сможет создать и реализовать проект по любому предмету. Этапы выполнения этого индивидуального проекта доступны и понятны младшему школьнику. Индивидуальный проект выполняется по следующим этапам:
- Я хочу сделать (моя идея).
- Что я буду делать (план).
- Вместе со мной этот проект будут делать…
- Будут нужны такие материалы…
- Будут нужны такие инструменты…
- В результате…
Итогом работы с применением метода проектов стало: - Коллективные работы на уроках «ИЗО и художественный труд». Презентация этой работы состоялась в 2006 году на районном семинаре «Обновлённое традиционное обучение». Урок получил высокий отзыв коллег и специалиста районного управления образования. На таких уроках очень удобно интегрировать темы литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства. - Использование во внеклассной деятельности. Разработаны и реализованы проекты: - «Берёзка - символ Родины моей»; - «Все работы хороши, выбирай на вкус»; - «Писатели родного края». Защита этих проектов прошла на общешкольных конференциях. Часто презентации проектов дети выполняют в электронном виде. - Я - педагог дополнительного образования и метод проектов перенесла в эту область. В 2007 году опыт работы представила на районном семинаре дополнительного образования. Мною было показано занятие кружка «Умелые ручки» и дан мастер-класс для гостей. Традиционным стал проект ко Дню Победы «Подарок ветерану» заказчиком и спонсором, которого является администрация Усть-Качкинского сельского поселения. Так же выполнены проекты: «Подарок любимой женщине», «Японский журавлик - птица мира». Опытом своей работы могу поделиться в любое время.