Конспект урока по литературному чтению на тему Буквы Ц, ц, звук ц

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучения грамоте,1 класс

Тема: Буквы Ц,ц, звук ц.

Тип урока: Открытие нового знания

Учебник «Азбука», 1 класс, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин.

Форма организации учебной работы:фронтальная и групповая

Цель: познакомить учащихся с буквами Ц, ц.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться выделять звук ц в словах, характеризовать его, читать слоги, слова с этим звуком, соотносить его с графическим образом.

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

понимать причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться составлять план работы и по нему работать.

Познавательные:использовать знаково- символические средства при составлении схем слов, предложений;

делать выводы о совместной работе класса и учителя.

Коммуникативные:слушать и понимать речь других;

договариваться и приходить к общему решению в совместной работе с одноклассниками, в том

числе в ситуации столкновения интересов.




Ход урока

  1. Организационный момент.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра! Ты желаешь мне добра! Если будет трудно, я тебе помогу!

  1. Актуализация знаний

- Отгадайте загадку.

Здесь не бывает снежных вьюг,

Не север здесь, а жаркий…(юг).

- Какую букву мы с вами изучали на прошлом уроке? (Ю)

- Что можете рассказать об этой букве? Какая она? (Гласная, служит дл смягчения согласного звука).

- Какие звуки мы слышим в начале слова «юг» при произнесении?

- Где должна стоять буква Ю, чтобы она обозначала два звука?

- А кто скажет, как называются такие звуки? (йотированные)

- А какие ещё буквы имеют йотированные звуки?

- Игра: «Узнаешь меня?»

-Давайте мы немножко поиграем. Хлопните в ладоши, если вы услышите звук (ю) в словах: юбка, ябеда, ёлка, юмор, люди, Елена, улица, юла, тюльпан, ёжик, юннат.

- А вы знаете, кто такой ЮННАТ?

  1. Работа над новым материалом.

Сегодня мы с вами будем изучать новую букву и новый звук. Но прежде, чем мы с вами перейдём к изучению новой темы у нас Фонетическая зарядка:

- Как подзывают цыплят? (цып-цып).

- Как жужжат пчёлы, осы, шмели? ( ж - ж - ж)

- Как звенят комары? (з - з - з)

- Как шипят шины по асфальту? (ш - ш - ш)

- Как рычит собак? (р-р - р)

- Как мычит корова? (м - м - м)

- А теперь речевая зарядка, для развития артикуляционного аппарата:

( наблюдаем над произношением каждого звука, развиваем чёткую правильную речь.)

- Забей гол

- Почисти зубы

- Лошадка (цоканье)

- Ры-ры-ры- у нас в руках шары ( чистоговорки)

- Цы-цы-цы- мы сегодня молодцы. А теперь упражнение на развитие оперативного поля: Работа по таблице Шульте

-А теперь задание на развитие гибкости и скорости чтения вслух и молча. (Азбука страница 50)

Команда «Молния», дети читают вслух, при команде «Губы» -про себя, молча ( не забываем об ориентирах чтения слов).

Пальчиковая физминутка

А теперь внимание! Сегодня мы изучаем новую букву и новый звук!

Эта буковка-цеплялка

С хитрой, цепкой лапкой.

«Подходи кому не жалко,

Мигом оцарапаю».

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

- Так о какой букве у нас сегодня пойдёт речь? ( оЦ )

- Как хозяйка зовёт цыплят? (цып-цып)

- Какой звук мы слышим в начале этого слова?

- Произнесите ещё раз звук Ц и попробуйте дать ему характеристику Какой он? (Согл., Глухой., ТВ., Непарный)

- Звук (ц) на письме обозначается буквой Ц. ( Иллюстрация)

- Найдите эту букву в алфавите.

- А теперь посмотрите на ленту букв. Обратите внимание на каком «этаже» живёт эта буква. - Ещё раз охарактеризуйте звук (Ц), который обозначается буквой Ц. 4. Постановка учебной задачи - С какими буквами мы сегодня познакомимся и звуками, которые они обозначают? Буквы Ц,ц
Какой тип урока? Урок получения новых знаний.


Тема? Познакомиться с буквами и звуками, ими обозначаемыми, научиться читать слоги и слова с этими буквами, писать ц строчную. Соединять её с другими буквами.

Чтение слов на доске Цирк, лица, циркачи
На доске подчёркивают новую букву в словах.

Среди слов: Цирк, лица, циркачи найдите лишнее. Как называются, одним словом два других слова?


Давайте выполним звуковой анализ слова цирк. Какая первая буква в слове?

Произнесите звук.

Сделайте вывод. Какая гласная стоит за буквой ц? Показателем чего она является? Что происходит в данном случае? Какой вывод сделаем? ФИЗМИНУТКА

- А теперь игра: «Кто внимательный?»

Запомните слова, в которых вы услышите звук (ц).

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву Ц:

«Подойди, цыплёнок Цып.

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок».

- Кто главные герои этого стихотворения?

- Что делала цапля? (обучала цыплёнка букве Ц)

- Какие слова из этого стихотворения запомнили?

- Посмотрите на карточки, расположенные на доске. Разбейте их на слоги:

- ца-пля, кры-льцо, цы плё нок, Цып, цве-ток.

- Дайте ещё раз характеристику звука (Ц).

- Звук (ц) на письме обозначается буквой Ц. А на что она похожа вы узнаете из стихотворения В.Степановой «Стул чинил сегодня мастер…»

Буква Ц - внизу крючок.

Точно с краником бачок.

Стул чинил сегодня мастер.

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул_

Стал на Ц похожим стул.

Работа с учебником.

- Посмотрите в учебник на страницу 51.

- Прочитайте слоги с буквой Ц.

Прочитайте слова с буквой Ц.

- А теперь внимание на доску.

- Прочитайте пословицу.

Из пословицы, что из песни,-

Слова не выкинешь.

- Как выдумаете, почему из песни нельзя убрать какое-либо слово? (Оно не будет складно звучать, измениться её смысл)

- Почему пословица здесь сравнивается с песней? (Потому что в ней, как в песне, важно каждое слово)

- Назовите слово, в котором встречается звук (Ц). (Пословица)

- Разбейте это слово на слоги. Где слышите звук(Ц)?

- Охарактеризуйте его.

Физминутка

Чтение стихотворения С.Я. Маршака (Азбука страница 51)

-Чтение шепотом.

-Чтение в парах.

Чтение в слух.

- О ком это стихотворение?

- Что случилось с жеребцом?

- Что вы знаете о профессии кузнеца?

5.Подведение итогов.

- Итак с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

- Какой он?

- Какой буквой на письме обозначается этот звук?

- Придумайте слова, в которых бы звук (ц) звучал в начале слова, в конце слова.

Рефлексия «Лесенка успехов»

© 2010-2022