- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте звук (щ). Буква Щ, щ. 91 класс)
Урок обучения грамоте звук (щ). Буква Щ, щ. 91 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сычева Т.В. |
Дата | 10.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОБУ «Академическая СОШ»
Вышневолоцкий район
Тверская область
учитель: Сычева Т. В.
Обучение грамоте.
Тема: Звук [щ]. Буквы Щ, щ.
Целевые установки урока:
Предметные результаты: учащийся отличает на слух всегда мягкий и глухой звук [щ], начинает применять правило правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, характеризует звук [щ], находит его на слого-звуковой схеме, читает слоги, слова, предложения и тексты с буквами Щ, ш.
Метапредметные результаты: учащийся контролирует выполнение учебной задачи, работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, лентой букв, моделирует слова из слогов, читает тексты с интонацией и паузами, соответственно знакам препинания).
Личностные результаты: учащийся даёт характеристику и оценку поведения героя текста.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, электронное приложение к Азбуке.
Ход урока:
-
Организационный момент.Психологический настрой. Мотивация.
- Ребята! Сегодня на уроке у нас присутствует гость.
Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь.
«Здравствуйте» - ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.
И наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет!
- Сегодня нас ждет много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
- Возьмите лист самооценки и покажите свое настроение в начале уроке.
- Сегодня на уроке у нас еще один гость- это девочка Настя. С ней произошла неприятная история. Послушайте ее историю.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»
- Поможем Насте найти щенка?
- Для этого нам предстоит выполнить задания. После каждого правильного ответа будет открываться одна буква слова. Как только соберем целое слово - найдем щенка. Готовы?
-
Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, на какие группы делятся все звуки?
- Назовите гласные. На какие группы можно разделить все гласные? (ударные и безударные)
- Почему одни гласные на ленте букв стоят в верхнем ряду, а другие внизу? 9 гласные обозначающие твердость согласных, гласные , обозначающие мягкость согласных)
- Назовите согласные, которые всегда твердые?
- Какие правила мы знаем?
- Назовите согласные, которые всегда мягкие?
-Назовите правило.
-Вот и открылась первая буква.
- Дайте характеристику первому звуку. (К)
-
Постановка учебной задачи.
- Найдите общее в словах:
ШАПКА ЩЁТКА ШАШКА
(2 слога, 1 слог ударный, начинаются на согласный, заканчиваются на гласный)
- Какое слово лишнее?
-Почему? ( мы не можем его прочитать, потому что не знаем буквы)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока, цели урока
(Сегодня мы познакомимся с новой буквой.)
-Чему должны научиться?
(Как называется новая буква? Какой звук она обозначает: гласный или согласный, звонкий или глухой, бывает ли он твёрдым или мягким? Научиться читать слова и предложения с новой буквой.)
- Молодцы! Открываем вторую букву (О). Дайте характеристику звуку.
-
Работа над темой урока.
-Итак, преодолеваем следующее препятствие. У нас потерялся….(щенок)
- Разделим слово на слоги
-Сколько слогов в слове?
-Какой слог 1? Сколько звуков в 1 слоге? Сколько звуков во 2 слоге?
- Составим звуковую схему слова.
- Выделим 1 звук. Произнесите его.
- Дайте ему характеристику.
Знакомство с буквой Щ.
Азбука стр. 63
- На что походит буква Щ?
Варианты ответов.
Хорошо читающие ученики читают по карточкам:
На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
- Давайте посмотрим на доску и научимся печатать букву Щщ.
Знакомство со звуком [щ]
(общеклассное обсуждение по учебнику).
- На какие вопросы мы должны найти ответ?
гласный
?
согласный
звонкий
?
глухой
твёрдый
?
мягкий
- К какой группе букв можно отнести букву Щ?
- Найдите место буквы Щ на ленте букв.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5.Чтение слогов.
- Давайте прочитаем слоги.
- Ребята, что вы заметили, с какими гласными нет слогов?
- Как вы думаете почему?
- Молодцы! Вот мы с вами и подошли к новому правилу.
Согласный звук щ всегда мягкий, поэтому
ЩА ПИШИ С БУКВОЙ А, ЩУ ПИШИ С БУКВОЙ У.
- Ребята, а какое правило похожее мы уже знаем? (ча, чу)
- Напечатаем эти слоги в тетради, подчеркнем гласные.
- Открываем следующую букву. (Н)
- Дайте этому звуку характеристику.
5. Тренировочные упражнения.
Просмотр мультфильма из электронного приложения к Азбуке.
- Какие слова со звуком [щ] вам встретились?
- Как вы понимаете слово щурёнок?
Пересказ содержания мультфильма по картинкам.
- Открываем следующую букву.(У)
- Прочитайте, какая удивительная история произошла со щукой (Азбука стр.46). Работа над выразительностью чтения.
Звукобуквенный анализ слова щука.
Работа с деформированным текстом:
щука, в реке, хищная, живёт
- Какие орфограммы встретились?
- Обратите внимание на новую орфограмму .
- Что нужно запомнить?
- В каком слове вам встретилась эта орфограмма?
- Открываем следующую букву.(Р) Дайте характеристику звуку.
Работа в парах:
- Составьте слова из слогов:
ро
щи
ве
ка
щёт
ща
ще
нок
ще
гол
- Открываем следующую букву (А). Дайте характеристику звуку.
- Какое слово получилось?
- Придумайте слова синонимы к слову «конура»(будка, дом для собаки)
- А как вы понимаете значение слов, которые составили :чаща, роща, щегол?
- Обратимся к толковому словарю.
Работа над лексическим значением слов роща, чаща, щегол.
-
Итог урока.
- Какой звук изучили?
- Охарактеризуйте его.
- С каким правилом познакомились?
7. Рефлексия.
- Справились ли мы с задачей урока?
- Закрасьте кружок соответствующего цвета:
зеленый - всё понял, на уроке мне было легко работать;
желтый - понял, но испытываю некоторые трудности;
красный - плохо усвоил тему урока, нуждаюсь в помощи.
- Отметьте свое настроение в конце урока.
Как вы думаете, мы правильно сделали, что помогли девочки найти своего щенка?
Звучит музыка «Дорогою добра»
6