Урок обучения грамоте звук (щ). Буква Щ, щ. 91 класс)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ «Академическая СОШ»

Вышневолоцкий район

Тверская область

учитель: Сычева Т. В.

Обучение грамоте.

Тема: Звук [щ]. Буквы Щ, щ.

Целевые установки урока:

Предметные результаты: учащийся отличает на слух всегда мягкий и глухой звук [щ], начинает применять правило правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, характеризует звук [щ], находит его на слого-звуковой схеме, читает слоги, слова, предложения и тексты с буквами Щ, ш.

Метапредметные результаты: учащийся контролирует выполнение учебной задачи, работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, лентой букв, моделирует слова из слогов, читает тексты с интонацией и паузами, соответственно знакам препинания).

Личностные результаты: учащийся даёт характеристику и оценку поведения героя текста.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, электронное приложение к Азбуке.

Ход урока:

  1. Организационный момент.Психологический настрой. Мотивация.

- Ребята! Сегодня на уроке у нас присутствует гость.

Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь.

«Здравствуйте» - ты скажешь человеку.

«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.

И наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет!

- Сегодня нас ждет много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

- Возьмите лист самооценки и покажите свое настроение в начале уроке.

- Сегодня на уроке у нас еще один гость- это девочка Настя. С ней произошла неприятная история. Послушайте ее историю.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»

- Поможем Насте найти щенка?

- Для этого нам предстоит выполнить задания. После каждого правильного ответа будет открываться одна буква слова. Как только соберем целое слово - найдем щенка. Готовы?

  1. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, на какие группы делятся все звуки?

- Назовите гласные. На какие группы можно разделить все гласные? (ударные и безударные)

- Почему одни гласные на ленте букв стоят в верхнем ряду, а другие внизу? 9 гласные обозначающие твердость согласных, гласные , обозначающие мягкость согласных)

- Назовите согласные, которые всегда твердые?

- Какие правила мы знаем?

- Назовите согласные, которые всегда мягкие?

-Назовите правило.

-Вот и открылась первая буква.

- Дайте характеристику первому звуку. (К)



  1. Постановка учебной задачи.

- Найдите общее в словах:

ШАПКА ЩЁТКА ШАШКА

(2 слога, 1 слог ударный, начинаются на согласный, заканчиваются на гласный)

- Какое слово лишнее?

-Почему? ( мы не можем его прочитать, потому что не знаем буквы)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока, цели урока

(Сегодня мы познакомимся с новой буквой.)

-Чему должны научиться?

(Как называется новая буква? Какой звук она обозначает: гласный или согласный, звонкий или глухой, бывает ли он твёрдым или мягким? Научиться читать слова и предложения с новой буквой.)

- Молодцы! Открываем вторую букву (О). Дайте характеристику звуку.

  1. Работа над темой урока.

-Итак, преодолеваем следующее препятствие. У нас потерялся….(щенок)

- Разделим слово на слоги

-Сколько слогов в слове?

-Какой слог 1? Сколько звуков в 1 слоге? Сколько звуков во 2 слоге?

- Составим звуковую схему слова.

- Выделим 1 звук. Произнесите его.

- Дайте ему характеристику.

Знакомство с буквой Щ.

Азбука стр. 63

- На что походит буква Щ?

Варианты ответов.

Хорошо читающие ученики читают по карточкам:

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!



Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

- Давайте посмотрим на доску и научимся печатать букву Щщ.



Знакомство со звуком [щ]

(общеклассное обсуждение по учебнику).

- На какие вопросы мы должны найти ответ?

гласный

?

согласный

звонкий

?

глухой

твёрдый

?

мягкий

- К какой группе букв можно отнести букву Щ?

- Найдите место буквы Щ на ленте букв.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5.Чтение слогов.

- Давайте прочитаем слоги.

- Ребята, что вы заметили, с какими гласными нет слогов?

- Как вы думаете почему?

- Молодцы! Вот мы с вами и подошли к новому правилу.

Согласный звук щ всегда мягкий, поэтому

ЩА ПИШИ С БУКВОЙ А, ЩУ ПИШИ С БУКВОЙ У.

- Ребята, а какое правило похожее мы уже знаем? (ча, чу)

- Напечатаем эти слоги в тетради, подчеркнем гласные.

- Открываем следующую букву. (Н)

- Дайте этому звуку характеристику.

5. Тренировочные упражнения.

Просмотр мультфильма из электронного приложения к Азбуке.

- Какие слова со звуком [щ] вам встретились?

- Как вы понимаете слово щурёнок?

Пересказ содержания мультфильма по картинкам.

- Открываем следующую букву.(У)

- Прочитайте, какая удивительная история произошла со щукой (Азбука стр.46). Работа над выразительностью чтения.

Звукобуквенный анализ слова щука.

Работа с деформированным текстом:

щука, в реке, хищная, живёт

- Какие орфограммы встретились?

- Обратите внимание на новую орфограмму .

- Что нужно запомнить?

- В каком слове вам встретилась эта орфограмма?

- Открываем следующую букву.(Р) Дайте характеристику звуку.

Работа в парах:

- Составьте слова из слогов:

ро

щи

ве

ка

щёт

ща

ще

нок

ще

гол


- Открываем следующую букву (А). Дайте характеристику звуку.

- Какое слово получилось?

- Придумайте слова синонимы к слову «конура»(будка, дом для собаки)

- А как вы понимаете значение слов, которые составили :чаща, роща, щегол?

- Обратимся к толковому словарю.

Работа над лексическим значением слов роща, чаща, щегол.



  1. Итог урока.

- Какой звук изучили?

- Охарактеризуйте его.

- С каким правилом познакомились?

7. Рефлексия.

- Справились ли мы с задачей урока?

- Закрасьте кружок соответствующего цвета:

зеленый - всё понял, на уроке мне было легко работать;

желтый - понял, но испытываю некоторые трудности;

красный - плохо усвоил тему урока, нуждаюсь в помощи.

- Отметьте свое настроение в конце урока.

Как вы думаете, мы правильно сделали, что помогли девочки найти своего щенка?

Звучит музыка «Дорогою добра»

6


© 2010-2022