Занятие Деревянных дел мастера

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №2 г Хвалынск













Занятие «Деревянных дел мастера»

Выполнила: Винихина О.С., учитель начальных классов

























г. Хвалынск,2016г .
Цель занятия: обобщить и закрепить знания детей, о породах дерева используемого при изготовлении изделий, орудиях труда, и инструментах, значении и роли художественного промысла в жизни человека. Тип занятия: повторительно - обобщающий Форма занятия: соревнование с элементами театрализации Методы: наглядный и практический Контингент участников: дети в возрасте 10-16 лет Оборудование: выставка детского творчества, помещение оформлено под русскую горницу, самовар, рушники, глиняная посуда, плетеные корзины, изделия из дерева Исполняемые роли: хозяйка горницы, рассказчик, два молодка Цок-цок, и Стук-бряк, скоморохи Оформление: «Мир создан трудом», «Воля и труд человека, дивные дива творят», «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается»

Сценарий занятия


Хозяйка: В низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампада в сумраке ночном

По стенам укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром.

Крашеные пяльцы со стулом расписным

И кровать резная с пологом цветным…
Я пригласила вас, ребята, сегодня в гости. Нравится у меня? Ваши квартиры современные на мою горницу не похожи. Все здесь сделано руками хозяев - средних мальчиков. А какие красивые, прочные, удобные вещицы получились - и из чего бы вы думали? Конечно, из дерева! Дерево для русского человека в старину - главный попутчик. Оно и грело, и обувало и кормило. А как вы думаете, чтобы смастерить такие замечательные вещи из дерева, прежде всего чему надо научиться? Нет, не только топором и резцом владеть. Прежде всего, надо деревья понимать! Сейчас я буду называть особенности, какого нибудь дерева, а вы мне, будьте добры это дерево назовите
1. Если дерево гибкое, податливое - из него можно корзины, абажуры и даже мебель плести. Это? (Ива) Верно вот корзинки из ивы. Красивые, правда? И не Пустые: в них призы - гостинцы для вас ! 2. Есть дерево мягкое, нож в него, как в масло, входит - из него ложки хорошо резать. Это? (липа) 3. А есть дерево твердое, жесткое, как камень. Это? (Дуб) 4. А есть дерево, которое холодит - из него хороши сосуды для напитков. Это? (Береза) 5. Ребята, я вам показываю сосуд, что в старину служил для напитков и был вместо холодильника. Сосуд прочный, легкий. Из какого материала он сделан и как называется? (Из березы, называется бурак). 6. А теперь вспомним и о том, что в старину дерево еще и обувало. Как? Во что? Правильно, в лапти. Лапти обувь для лета. Предлагаю вам, ребята поиграть. Вот вам лапти вставайте в круг и под мелодию песни «Ох, лапти мои» передавайте лапти по кругу. В чьих руках окажется лапоток, когда песня обрывается, тот игрок выходит из круга.

Инсценировка Раздается стук молотков: удары одного четкие, у другого - слабые, неуверенные Хозяйка: Жили - были на свете два молотка. Цок-цок (первый мальчик кланяется) и Стук - бряк (второй небрежно кивает, машет рукой) Оба вроде бы одинаковые. Но посмотрите на них, ребята, какие они разные. Скажите, если бы вам надо было что- нибудь приколотить, какой бы молоток вы взяли? А почему? Конечно же Цок-цок ведь он аккуратный, и рукоятка у него гладкая, таким приятно работать (Стук- бряк вздыхает). Цок- цок вставал очень рано и сразу принимался за работу - мастерил домики для скворцов, чинил мебель. Он всегда очень старался, и люди любили его. А Стук - Бряк по утрам просыпался очень долго, лениво потягивался, зевал, потом с неохотой шел к доске. (Стук- Бряк бьет по доске ) Стук- Бряк: Ничего не выходит (топает ногой) Цок-Цок:.А ты не злись, постарайся, тогда и выйдет как надо. Стук-Бряк Не выйдет! Я же знаю. Цок- Цок ( берет гвоздь и вбивает его) Видишь, как просто. Хозяйка Но Стук- Бряк не умел стараться. Никому Он добра не сделал, зато хвастаться очень любил Стук-Бряк Подумаешь! Очень надо! (уходит за сцену) Хозяйка: Сорвался Стук- Бряк с рукоятки и вылетел в окно. Долго валялся никому не нужный. Но однажды увидел его мастер. Отмыл он его до блеска, к делу приучил. Теперь вставал он рано, строил красивые дома, делал полезные вещи. И люди полюбили его. ( выходит мальчик с аккуратным молотком) Новый Цок-цок. Добрый день, Цок- цок! Цок-цок Добрый день. Очень знакомое лицо, только не припомню кто ты. Новый Цок- цок. А присмотрись хорошенько! Цок-цок Неужели Стук-Бряк Новый Цок- цок. Был когда-то Стук-Бряком. А теперь я трудолюбивый Цок-цок Цок-цок. Как хорошо! Пойдем-ка смастерим новый скворечник (уходят) Хозяйка: Понравилась вам эта сказка? Вот что значит умелые руки! Недаром в народе говорят, что дело мастера боится. А сейчас,ребята, для вас первое задание. Каждой команде будет предложена басня. Внимательно ее изучите, и назовите пословицы, которые больше всего подойдут к ее содержанию Первый конкурс « Басня и пословица» 1Наскоро делать- переделывать. 2 Люби дело- мастером будешь. 3Человек трудом велик. 4 Терпенье и труд все перетрут. 5 Славен человек не словами,- славен делами. 6 Человек трудится - земля не ленится. 7 Умелые руки не знают скуки. БАСНЯ Отец и дети Коснувшись жизни края, Родитель сыновьям твердил так, умирая: «Из света я гляжу И к мертвым отхожу; А вы оставшийся, возлюбленные дети, Когда не хочете вы спустя рук сидети, Наставлю вас на лад : Я в поле у себя зарыл великий клад. Зарыл, не помню где, так поле вы вскопайте И ежели его вы сыщите, владейте» Сих слов и жития последний был конец. Преставился отец, А дети, должное отдав почтенье телу, Придвинулся к делу, Искали клад, Но дело их нейдет на лад. Не зная подлинного места, Взрывают поле мягче теста «Но, знать, ребята, клад в сем поле не лежит! Насеем жит». Потом посеяли и жита их родились, Труды их им самим сгодились: Они снимают хлеб и продают. Им цену за него хорошую дают. Вторично семена к ним с поля возвратились, И так искавши клад, они обогатились. В.И.Майков
Хозяйка: пока участники игры будут работать над заданием, я задам вопросы зрителям. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ 1.Угадай пословицу по ее концу. - переделывать (наскоро делать - переделывать) -все перетрут (терпенье и труд все перетрут) - мастером будешь (люби дело - мастером будешь) - то и пожнешь (что посеешь, то и пожнешь) - славен делами (славен человек не словами, а делами) - не знают скуки (умелые руки не знают скуки) - кто весь делу отдается (мастерство тому дается, кто весь делу отдается) - потехе час (делу время - потехе час) 2. Какими пословицами можно выразить смысл следующих предложений -Береги время (делу время - потехе час) - Не торопись, делай все аккуратно (делано наспех -сделано на смех) 3. Закончи пословицы со словом: «Один» - один за (всех, все за одного) -один в (поле не воин) -одной рукой (узла не завяжешь) - Одна пчела (немного меду натаскает) Хозяйка: А сейчас ответы команд. Ребята, а кто из вас знает, с чего начинается строительство дома? (ответы: с фундамента, со стен и т д.) Вы правы, но еще задолго до этого создается рисунок - проект дома. Так что дом начинается с проекта. Начинают работу архитекторы, а заканчивают деревянных дел мастера- строители. Следующий конкурс посвящен орудиям труда, которые необходимы строителям. Вот вам карточки. Найдите спрятавшиеся в словах названия инструментов. КОНКУРС «ИНСТРУМЕНТЫ»

- ЭТО ПОРТФЕЛЬ (ТОПОР)

- КУПИЛ АРБУЗ (ПИЛА)
- НАШИ ЛОБЗИКИ (ШИЛО)

- ПРЯМО ЛОТОК ( МОЛОТОК) Хозяйка: молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадки о инструментах. КОНКУРС ЗАГАДОК. 1. Деревянная река, Деревянный катерок, А над катером стуится Деревянный дымок. (Рубанок) 2. У них всегда тяжелый труд, Все что-то жмут, все что-то жмут. (Тиски) 3. Если водишь - я кружусь. Это значит - я тружусь. (Дрель) 4. Сам худ, голова с пуд. (молоток) 5. Принялась кума за дело, Заиграла и запела, Ела, ела, дуб, дуб Потеряла зуб, зуб. (Пила) 6. Кланяется, кланяется, Придет домой - растянется. (Топор) 7. Всех на свете обшивает, Что сошьет - не надевает (Игла) 8. Если хорошо заточен, Все легко он режет очень (Нож) Хозяйка: Молодцы, ребята, хорошими мастерами растете, все инструменты знаете. А знаете ли вы, чем пахнут ремесла? (каждой команде по очереди задаются вопросы) КОНКУРС «ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЕСЛА?» - Чем пахнет в булочной? (тестом и сдобой) - В столярной мастерской? (стружкой и доской) - Чем пахнет маляр? (скипидаром и краской) - Стекольщик (оконной замазкой) - Водитель (бензином) - Доктор (лекарством) - Крестьянин (землей,полем,лугом) - Рыбак (рыбой и морем) МОЛОДЦЫ!!! Хозяйка: Ребята, а вы каким трудом будете заниматься в будущем? (ответы детей: буду дизайнером, водителем, менеджером ) Хозяйка: Дорогие ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Вы многое узнали о труде и хорошо поработали сами. В моей горнице есть много изделий сделанных руками средних мальчиков - настоящих, талантливых умельцев, деревянных дел мастеров. А делают они их в столярной мастерской « Геридон» под руководством талантливого мастера Крыгина Петра Васильевича. Ребята, скажите пожалуйста, а что дает вам столярная мастерская, какие навыки и умения вы там приобрели? (Ответы детей: узнали о профессиях столяра, плотника, научились работать с деревом, вырезать на станке детали, зачищать изделия, покрывать их лаком и морилкой). А какие изделия вы делаете в мастерской? (ответы детей: декоративный стол геридон, пуфик, полки для книг и цветов, рамки, указки, швабры, игрушки). Молодцы, ребята. А сейчас, я приглашаю вас на ярмарку- распродажу, где собраны лучшие поделки средних мальчиков. Они великие мастера и выдумщики. Они очень старались. Ведь недаром говорится: «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается»

Самоанализ открытого практического занятия Тема предложенного занятия «Деревянных дел мастера» Дидактическая цель занятия: определить уровень сформированности знаний и умений детей при работе с деревом. Цели по содержанию. Образовательная: обобщить и закрепить знания детей о породах дерева, используемого при изготовлении различных изделий, орудиях труда и инструментах ; значении и роли столярного дела в жизни человека. Развивающая: развивать у детей терпение, трудолюбие, внимательность при работе с деревом, эстетический вкус, умение делать выводы и обобщения Воспитательная: воспитывать положительное отношение к труду, формировать чувство ответственности за выполненную работу, желание делать предметы из дерева своими руками и реализовывать их через экономическую игру «Бизнес» . Тип занятия: повторительно - обобщающий Форма: занятие - соревнование с элементами театрализации. На занятии присутствовали все воспитанники детского дома, непосредственное участие принимали мальчики средней и старшей групп в возрасте 10- 16 лет. Длительность занятия соответствовала возрастным особенностям детей.


Общественно полезной практической направленностью данного вида работы является закрепление знаний и умений воспитанников по работе с деревом, воспитание положительного отношения к труду. Всем известно, что формирование личности находится в прямой зависимости от ее деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Вся воспитательная работа должна быть построена таким образом, чтобы учащиеся чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, что он приносит удовлетворение. На проведенном занятии прослеживается связь между направлениями воспитательной работы через трудовое воспитание. В моем классе, это стало традицией: кафе «Моя семья», ярмарка - распродажа «Каков мастер - такова и работа» Полученные ранее детьми практические умения и навыки закрепляются, усовершенствуются через решение проблемных вопросов, занимательных упражнений. Перед занятием была проведена предварительная работа, которая заключалась в обсуждении: 1. Видов и пород деревьев; 2. Методах и приемах работы с деревом; 3. Профессиях связанных с обработкой дерева; 4. Сохранности и бережном отношении к природе; 5. Технике безопасности при работе с деревом; 6. О предметах быта русского народа. На занятии использовались следующие материалы и оборудование: изделия из дерева, декоративные столы, плетеные корзины, рушники, лапти, глиняная и деревянная посуда, дидактический материал. Помещение оформлено под русскую горницу, организована выставка-распродажа изделий из дерева. Для совершенствования практических навыков использовались следующие методы: Словесный

  • беседа;
  • чтение стихов, басни, пословиц и поговорок о труде;
  • постановка проблемных и наводящих вопросов;
Практический
  • самостоятельная практическая работа при изготовлении изделий;
  • инсценирование;
  • распродажа изделий.
Структура занятия соблюдена. В водной части дети прослушали стихи о горнице под мелодию русской народной песни. Был создан эмоциональный настрой у детей. Через цели и задачи занятия, предложенные воспитателем была создана мотивация к занятию. В практической части дети отвечали на проблемные вопросы, вопросы викторины «Особенности дерева», направленные на распознавание пород деревьев. Все дети быстро назвали и определили их. Затем следовала подвижная игра «Ох, лапти мои».В которую поиграли все ребята, она создала веселое настроение у детей. После игры воспитанники группы показали инсценировку «Трудолюбивые молотки». Цель ее - показать значимость и важность труда. После инсценировки были проведены конкурсы с командами: «Басня и пословицы», «Инструменты», «Чем пахнут ремесла?», загадки о инструментах. Они способствовали закреплению знаний о орудиях труда, ориентировали в мире профессий. С заданиями быстро и легко справились все мальчики, дети работали заинтересованно, поддерживали друг друга. В заключительной части был подведен итог занятия. Обсудили значение труда в жизни человека, работу в столярной мастерской. Затем, все были приглашены на ярмарку-распродажу изделий выполненных учащимися и их родителями. На занятии была доброжелательная обстановка, создавалась ситуация успеха. Дети с предложенными им заданиями справились хорошо. В течение всего занятия воспитанники проявляли интерес, взаимопомощь и активно работали. Учащиеся знают и умеют:
  1. Определять виды и породы деревьев.
  2. Изготавливать из дерева поделки, предметы обихода, мебель.
  3. Осознавать конечный результат своей работы.
  4. Знают способы реализации готовой продукции.
Результат: Считаю, что поставленные цели по содержанию достигнуты, дети обобщили и закрепили свои знания о породах деревьев, инструментах. В практической деятельности продолжают совершенствовать способы и методы работы с деревом, глиной, пластилином, бумагой, тканью. В дальнейшей работе необходимо продолжать развивать способности детей через творческую деятельность, воспитывать у положительное отношение к труду, чувство, что их труд нужен людям, что он приносит удовлетворение.
© 2010-2022