Рабочая программа кружка Лего

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. Она представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора Lego.

Основные задачи курса:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления;

- ознакомление с окружающей действительностью;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO Education We Do
.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Место курса в учебном плане


В третьем классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование.

Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.






II. Содержание программы ( 3 класс)


Название темы Количест-во часов

Цель

Задачи

Основ-ные понятия

Форма

Результат

Формирование УУД I

Строительное моделирование. 18

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

Формировать представлений об особенностях строительного моделирования

Лего, моделирование, моделирование на плоскости

Урок-игра, Умение выполнять конструирование по собственному замыслу


Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.



Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.



Коммуникативные УУД: понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться, находить общее решение.





II

Техническое моделирование 32 Формирование умения проводить самостоятельное моделирование


развивать умение творчески работать в коллективе,


Конструирование, конструкция

практикум

Умение составлять план для выполнения задания (алгоритм). Индивидуальные и групповые проекты. Познавательные

  • установление причинно-следственных связей;
  • умение структурировать знания;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные
  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;


Коммуникативные
  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться, находить общее решение.





III

Исследовательская практика 18

учить анализировать и делать выводы.


Формирование умения исследовательской деятельности учащихся и умения анализировать и делать выводы.


Конструирование, конструкция, исследование

урок-семинар, урок-практикум

Индивидуальные и групповые проекты. Игра-исследование. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка и проведение выставки творческих работ.


Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти Регулятивные

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).


Коммуникативные
  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться, находить общее решение.

Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Формировать целостное восприятие окружающего мира.

Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.

Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов;

-формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности)











Календарно-тематическое планирование занятий (3 класс)
№ п/п Название раздела Количество часов на изучение

Тема занятия Количество часов на изучение

Форма проведения занятия

Вид занятия

Дата проведения занятия №занят.

Название

I Строительное моделирование.

18

1

Знакомство с конструктором.

1

Беседа теоретическое

2

Узоры.

1

Практическая работа практическое

3-4

Баланс конструкций Виды крепежа

2

Практическая работа практическое

5-6

Падающие башни. Конструирование башни

2

Решение проблемных вопросов практическое

7-8

Подвешивание предметов

2

Практическая работа практическое

9-10

Стены зданий

2

Практическая работа практическое

11-12

Конструирование подъемного крана.

2

Практическая работа практическое

13-14

Крыши и навесы

2

Практическая работа практическое

15-16

Устойчивость конструкций.

2

Практическая работа практическое

17-18

Тросы. Конструкции с тросами.

2

Практическая работа практическое

II

Техническое моделирование

32

19-20

Что нас окружает Конструирование собственной модели

2

Практическая работа практическое

21-22

Какие бывают

Конструирование модели животного

2

Практическая работа практическое

23-24

Домашние животные.

2

Практическая работа практическое

25-26

Любить все живое. Животные из «Красной книги»

2

Практическая работа практическое

27-28

Жизнь города и села

2

Практическая работа практическое

29-30

Наш городской дом Конструирование многоэтажного

2

Практическая работа практическое

31-32

Сельские постройки Конструирование сельского дома

2

Практическая работа практическое

33-34

Готовимся к новому году. Новогодние игрушки

2

Практическая работа практическое

35-36

Наш двор. Моделирование детской площадки

2

Практическая работа практическое

37-38

Наша школа Моделирование школы

2

Практическая работа практическое

39-40

Наша школа Создание школы будущего

2

Практическая работа практическое

41-42

Наша улица Моделирование дорожной ситуации.

2

Практическая работа практическое

43-44

Какой бывает транспорт. Моделирование безопасного автобуса

2

Практическая работа практическое

45-46

Специальный транспорт Моделирование машины специального транспорта

2

Практическая работа практическое

47-48

Улица полна неожиданностей Моделирование дорожной ситуации.

2

Практическая работа практическое

49-50

Машины будущего Моделирование машины будущего

2

Практическая работа практическое

III Исследовательская практика

18

51-52

Наш любимый город. Конструирование города

2

Практическая работа практическое

53-54

Москва-город будущего Моделирование города будущего

2

Практическая работа практическое

55-56

Спорт и его значение в жизни человека

2

Практическая работа практическое

57-58

Воздушный транспорт Конструирование воздушного транспорта

2

Практическая работа практическое

59-60

Полеты в космос Конструирование космической ракеты

2

Практическая работа практическое

61-62

Корабли осваивают вселенную

2

Практическая работа практическое

63-64

Военный парад Конструирование военных машин

2

Практическая работа практическое

65-66

По дорогам сказок. Конструирование сказочных героев

2

Практическая работа практическое

67-68

Лего- театр. Создание театра

2

Практическая работа практическое






Перечень учебно-методического обеспечения


1. Лего-конструктор:

ЛИТЕРАТУРА

1. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-

2. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.

Методическое обеспечение программы:

1. 9151394.ru/?fuseaction=proj.lego/

2. 9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs/

3. lego.com/education/

4. wroboto.org/

5. roboclub.ru/

6. robosport.ru/

7. lego.rkc-74.ru/

8. legoclab.pbwiki.com/

9. int-edu.ru/

Информационное обеспечение

1. learning.9151394.ru/course/view.php?id=17

2. do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13

3. robotclubchel.blogspot.com/

4. legomet.blogspot.com/

  1. httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/

  2. wroboto.ru



© 2010-2022