Рабочая программа кружка Математика и конструирование 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Начальные классы. Математика и конструирование» С.И.Волковой М., «Просвещение», 2010 г. и ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России»: Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы. Пособие учителя/С.И. Волкова. Москва «Просвещение», 2011 г. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование». 4 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2011 г.

Общая характеристика курса.

Образовательная область «Математика», предмет изучения «Математика и конструирование». Функции предмета: Курс «Математика и конструирование» включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности обучающихся. Математика и конструирование - это существенно и систематически пополняет геометрические знания обучающихся, развивая воображение и мышление, а также развивает элементы конструкторского мышления. Это умения использовать знания для выполнения практических работ, в ходе чего отрабатываются трудовые и графические навыки, навыки работы с чертёжными и трудовыми инструментами.

Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и прикладного потенциала её теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и технология, которая не имеет теоретической базы, но овладение основами этого предмета носит ярко выраженный практический характер, а потому обоснования и объяснения выполняемых действий часто отсутствуют. Объединение этих предметов позволяет использовать положительные стороны каждого из них, повысить результаты обучения по каждому из этих предметов, так как создаются условия для развития мыслительной и практической деятельности обучающихся.

Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение курса «Математика и конструирование» в 4 классе отводится 34ч. Рабочая программа рассчитана на 35 часов (35 учебных недель, 1 час в неделю). Добавлен час на изучение темы «Оригами».

Ценностные ориентиры содержания курса.

В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Основная цель курса «Математика и конструирование» состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части для детального исследования, собрать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств, научить детей определять последовательность операции при изготовлении того или иного изделия.

Курс призван решать следующие задачи:

1) Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;

2) Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами

3) Овладение обучающимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

4)Изучение основных понятий, формирующих базу знаний геометрического материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса геометрии в дальнейшем.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания - через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

- Положительное отношение и интерес к изучению математики.

- Целостное восприятие окружающего мира.

- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Содержание программы

Тема

Количество часов

1

Прямоугольный параллелепипед.

5

2

Куб.

8

3

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) на чертеже в трех проекциях.

7


4

Осевая симметрия

5


5

Представления о цилиндре, шаре и сфере.

7

6

Знакомство с диаграммами.

1

7

Изготовление набора «Монгольская игра.

1

8

Оригами.

1

Итого

35

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

1.Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы. Пособие учителя/С.И. Волкова. Москва «Просвещение», 2011 г.

  1. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование». 4 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2011 г.

2. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

  • мультимедийный проектор (общешкольный);

  • экспозиционный экран (общешкольный);

  • персональный компьютер для учителя;







Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

По плану

По факту

Прямоугольный параллелепипед.

5 ч

1.

Прямоугольный параллелепипед.

1

2.

Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда.

1

3

Развертка прямоугольного параллелепипеда, изготовление модели.

1


4-5

Закрепление пройденного по теме «Прямоугольный параллелепипед».

2


Куб.

8 ч

6

Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Развертка куба.

1

7

Практическая работа №1 «Изготовление модели куба сплетением из трех полосок».

1

8- 10

Закрепление пройденного по теме «Куб».

3

11

Ра Практическая работа №2 «Изготовление модели платяного шкафа».

1

12

Площадь прямоугольника (квадрата). Единицы площади.

1

13

Расширение представлений о способах вычисления площади.

1

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) на чертеже в трех проекциях.

7 ч

14

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) на чертеже в трех проекциях.

1

15

Закрепление пройденного по теме.

1

16

Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трех проекциях, соотнесение чертежа и рисунка.

1

17

Чертеж куба в трех проекциях.

1

18

Закрепление пройденного по теме «Куб».

1

19

Практическая работа №3 «Изготовление модели гаража».

1

20

Закрепление пройденного по теме «Прямоугольный параллелепипед» и «Куб».

1

Осевая симметрия.

5 ч

21-23

Осевая симметрия.

3

24-25

Закрепление пройденного по теме «Осевая симметрия».

2

Представления о цилиндре, шаре и сфере.

7 ч

26

Представления о цилиндре.

1

27

Практическая работа №4 «Изготовление карандашницы».

1

28

Знакомство с шаром и сферой.

1

29-30

Закрепление изученного по теме «Представления о цилиндре, шаре и сфере».

2

31

Закрепление изученного по пройденным темам.

1

32

Практическая работа №5 «Изготовление модели асфальтового катка».

1


Знакомство с диаграммами.

1 ч

33

Знакомство с диаграммами.

1

Изготовление набора «Монгольская игра».

34

Изготовление набора «Монгольская игра».

1

Оригами.

1 ч

35

Оригами «Лиса и Журавль».

1

Итого

35 ч



© 2010-2022