Эссе «Моя педагогическая философия»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Ум заключается не

только в знании, но и в умении

прилагать знания на деле».

Аристотель Учитель. Учить. Учиться. Мы учимся каждый день, мы учимся всю жизнь. И каждый прожитый день приносит нам частичку мудрости. А легко ли быть учителем? Каким он, учитель, должен быть? Чему должен учить? Что важно для ученика: получить знания и умения или быть в жизни успешным человеком, решать сложнейшие задачи, изобретать или уметь справиться с простыми житейскими головоломками? А нужно ли знать об опасностях, подстерегающих нас на каждом шагу, уметь их избежать, а если не получилось, уметь с ними достойно справиться? Или проще жить, не задумываясь ни о чём? Кто может ответить на эти вопросы? Почему я стала педагогом? Я часто сама себе задаю этот вопрос. Может, потому, что общение с детьми приносит мне огромное удовлетворение или мой классный руководитель в школе подтолкнул меня к выбору этой профессии. Это он научил меня многому: и общению с детьми, и умению отдавать всю себя и знания ученикам, привил любовь к народному творчеству, развил интерес к творчеству и умение экспериментировать. Многое хочется передать подрастающему поколению, хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться, но в большей степени приобщить их к традициям своего народа, ведь ещё Л. Н. Толстой подчёркивал: «Самое простое и короткое правило нравственности состоит в том, чтобы заставить служить себе других, как можно, меньше и служить другим, как можно больше. Как можно меньше требовать от других и, как можно, больше давать другим ». Я считаю, что учитель, который стремится к познанию, реализации и приумножению своих знаний, уже не сможет «отбывать» урок, он будет его«проживать», активизируя познавательную деятельность учащихся. А, уча других, также учишься. Перефразируя известный афоризм Л. Н. Толстого можно сказать учитель не тот, кто учит, а тот, кто не может не учить. Как сейчас помню это 1 сентября... Мой самый первый 1 класс! Белые банты, так старательно завязанные мамами, важные "бабочки" на шее не менее важных новоиспеченных учеников. И широко распахнутые, полные доверия детские глаза... Девятнадцать пар детских глаз! Ребята волновались. Если бы они только знали, как тогда волновалась я!!! Как хотелось мне оправдать это доверие! И вот - первые уроки. Первые шаги в мире цифр, букв, слогов… Понравится ли детям учиться в школе? Поймут ли, запомнят ли то, что я хочу им преподать? Какая большая, оказывается, на мне лежит ответственность! Совсем незаметно пробежали годы. Позади наши общие утренники, уроки и перемены, наши общие переживания и много-много дней, каждый из которых неповторим. А я снова учусь в третьем. Да-да, учусь! Без всяких кавычек. Каждый день несет в себе что-то новое, ещё неизведанное. Урок обучения грамоте. Мне предстоит научить ребят составлять схему предложения. Мы уже составляли простейшие схемы, а теперь нужно разбить на слова. Схемы в первом классе… Скучно? Совсем нет! В глазах детей светится работа мысли. Как же так: предложение состоит из нескольких слов, а обозначаем одним прямоугольником. Значит, схема несовершенна? Как же нам её улучшить? Аделина рвётся к доске. Быстрыми уверенными движениями рисует наш прямоугольник, а внутри него - ещё и ещё - маленькие прямоугольнички. Честно говоря, даже мне такой вариант в голову не приходил! Знакомлю с классическим вариантом схемы, ну а Риду хвалю за изобретательность. Учусь? Учусь! Вообще, обсуждая что-то с детьми, слову «неправильно» предпочитаю слово «почему?» Ведь у них может быть своя, совершенно неожиданная точка зрения! Даже если очевидно то, что ребенок заблуждается, считаю, что нужно дать ему возможность самому прийти к этому выводу и затем вдохновить на поиск новых вариантов решения. Именно этого момента я ждала. Творческий поиск и озарение, радость только что сделанного открытия - вот что, в моём понимании, позволяет ребёнку сделать учебный материал «своим», пропустить через самую душу, прочно запомнить. Помочь заново открыть, заново придумать. Заново - для нас, для него - впервые. Ведь во время исследования и получения положительного результата ребенок испытывает те же чувства и эмоции, что и самый настоящий учёный! Эти переживания заставляют его комплексно использовать имеющиеся в запасе знания, искать нестандартные подходы к поиску решения; развивается самостоятельность. Моя цель - создать ситуацию, благоприятствующую возникновению подобных чувств и эмоций, ведь главное - не получение ответа, а путь к познанию. Путь этот личностный, творческий. С институтской скамьи в моей голове прочно засела фраза: «Научить учиться». И сейчас, составляя и проводя урок, я, прежде всего, преследую эту цель. Хочется, чтобы мои дети, окончив начальную школу, умели и желали добывать знания самостоятельно. Детей нужно просто любить. Просто, да не очень... Учительской любви необходимо учиться. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять ее в нужное русло. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения: перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам. Я ни о чём не жалею! Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления. Я бесконечно люблю школу, искренне отношусь к своим детям и верю, что у моей профессии большое будущее. Часто вспоминаю слова Я.А.Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».




© 2010-2022