Урок «Произведения писателей 20 века»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Произведения казахских писателей 20 века.

Цели урока:

-образовательные: познакомить учащихся с биографией и творчеством казахских писателей 20 века6 С.Торайгырова, С.Сейфуллина, М.Алимбаева;

- способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,

-организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений,

развивающие : способствовать развитию творческих способностей детей, речи, логического мышления, памяти;

-воспитывать любовь к родной природе, родному краю.

Оборудование: мультимедиа система, портрет писателей С.Сейфулина, С.Торайгырова, М.Алимбаева, иллюстрации памятников писателей,иллюстрации к произведениям, учебник, хрестоматия.

Ход урока:

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

Учитель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите какова тема нашего урока.

Мой Казахстан - степей просторный край

Мой Казахстан - страна любви и дружбы

Мой Казахстан - ты мир для всех и рай

Мир гор, мир ковыля и мир джайляу

Страна моя!

Ты колыбель поэтов и певцов,

Ты воспитала нас, твоих детей и молодёжь.

Тебе мы благодарны за материнскую любовь

За радость бытия и счастья вновь и вновь

За то, что ты способствуешь науке,

За то, что прославляешь нас,

За то, что выдержала муки

«Спасибо» говорю за всё добро

За воспитание, за детство, край

Могу тебе лишь пожелать одно:

Расти, мой Казахстан и процветай!

Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

- На дом вы получили творческое задание, которое выполняли по группам.

1 группа работала в библиотеке, составляла биографии писателей.

2 группа готовила мини-проект - составляли иллюстрации к произведениям.

3 группа отрабатывала чтение стихотворений наизусть.

3. Работа по теме урока:

Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством казахских писателей: Сакена Сейфуллина, Султанмахмута Торайгырова, Музафара Алимбаева.

Учитель:

Революционное движение начала ХХ века в России сказались на положении национальных окраин, в том числе и Казахстана. Немногочисленная национальная интеллигенция, воспользовавшись этой ситуацией, начала борьбу за независимость и свободу, за пробуждение народа от векового сна, за избавление от двойного гнёта: колониального ига царизма и местного патриархально-родового насилия.

Интеллигенция выводила народ на дорогу независимости, призывала к получению знаний, занятиям наукой и искусством.

В этом процессе не последнюю роль играла казахская литература, вносившая свой вклад в отображение жизни казахского народа и защиты его интересов.

Богаче и разнообразнее становится казахская литература в жанровом отношении: пишутся первые казахские романы, драмы, рассказы, появляются критические статьи, очерки, развивается сатира.

На качественно новую ступень развития поднялась казахская литература, причем издание книги на казахском языке оказало серьезное положительное воздействие на формирование национальной культуры.

За короткий промежуток времени в начале века вышло в свет около 200 книг. Издавались и переводные произведения русских писатаелй. Были опубликованы образцы казахского народного

творчества.

Ученик 1:

С.Торайгыров - Выдающийся казахский поэт-демократ Султанмахмут Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Кзыл-Тауском районе Кокшетауской области в семье скотовода. Детство Султанмахмута было безрадостным. Ребенком он познал всю горечь тяжелой, полуголодной жизни, постоянных лишений. Учение доставалось ему с большим трудом. Вначале мальчик учился грамоте дома с помощью отца. Затем несколько лет у аульного муллы. От природы одаренный, наблюдательный мальчик не находил удовлетворения в чтении старых книг религиозного содержания. Он пытливо присматривался к жизни. Перед ним вставали картины быта кочевого аула. Он задумывался над различными сторонами жизни, стремился постичь смысл веками складывавшихся казахских обычаев

В 1908-1910 годы Султанмахмут учится в духовной школе-медресе - в Баянауле. Любознательный и трудолюбивый Султанмахмут проявляет необычайную настойчивость и упорство в достижении цели. Не имея средств к существованию, он был вынужден выполнять всю тяжелую работу у муллы, в семье которого он жил. Но, ни в этот период, ни после переезда в аул в 1911 году Султанмахмут не оставляет ученья.

В конце 1912 года Султанмахмут приехал в Троицк, чтобы продолжать ученье. Он решил овладеть русским языком и читать по-русски, изучить такие науки, как история и география. В Троицке он поступает в духовную школу. Поэтому пополнять знания ему приходится большею частью самостоятельно. Он изучает произведения Абая, знакомится с произведениями Пушкина, Лермонтова, Крылова в переводах великого просветителя. Несколько позже он читает произведения русских писателей и поэтов уже в оригинале.

Ученик 2:

В июле 1913 года Султанмахмут вынужден оставить учение. Лишения и голод подорвали здоровье, - он заболевает туберкулезом и едет в аул, где обучает детей. Страстное желание учиться мучит его, и он вскоре снова в Троицке, где становится одним из ведущих сотрудников известного журнала «Айкап», на страницах которого Султанмахмут впервые выступил как поэт, публицист и очеркист. В своих статьях поэт-демократ призывал молодежь быть в русле преобразований новой эпохи: «Учиться достижениям Европы. Знать не только бога, но и историю родного народа. Надо побольше общаться с передовыми нациями»

В творчестве поэта этих лет значительное место занимают произведения, в которых он зовет молодежь к знаниям, науке, выступает как пропагандист культуры и искусства. В стихотворениях «Какова цель ученья?», «Думы учащегося», в рассказе "Печалюсь" поэт осуждает невежество и отсталость, призывает родной народ к просвещению.

В 1914 году Султанмахмут создает роман "Камар сұлу", одно из самых значительных произведений всей казахской литературы дореволюционного периода. Чувствуя недостаток своего образования, Султанмахмут серьезно думает об учении в русской школе. С этой целью он приезжает в конце 1914 года в город Семипалатинск. Однако поступить в русскую школу ему так и не удается, Султанмахмут вскоре уезжает из Семипалатинска и, работая учителем в аулах на Алтае и Тарбагатае, самостоятельно изучает русский язык.

Ученик 3:

Смысл своей жизни Торайгыров видел в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного гнета, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою мучительно искал пути преобразования кочевого аула.

В поисках истины одаренный юноша стал знакомиться с социально-политической, философской литературой - ему так необходимо было разобраться в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в общей борьбе. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее Родины, созданы Торайгыровым именно в последние годы жизни, когда тяжелая болезнь приковала его к постели.

Последней незавершенной поэмой Султанмахмута была поэма "Айтыс" с подзаголовком "Состязание городского и степного акынов". В форме диалога поэт хотел показать ломку прежнего старообрядного жизненного уклада.

Творчество С. Торайгырова проникнуто страстной мечтой о свободном обществе. Устремленное в будущее его литературное наследие несет идеи человечности, бескорыстной любви к Родине. Своей подвижнической жизнью и творчеством поэт-народолюбец утверждает нравственный идеал человека.

Посвящение С.Торайгырову:

Султанмахмуту Торайгырову установлен памятник в Павлодаре.

Его именем названа Павлодарская областная универсальная научная библиотека.

Его именем назван Павлодарский Государственный Университет.

Улицы в Павлодаре, Алма-Ате, Астане и других городах Казахстана.

Озеро и населённый пункт в Баянаульском районе Павлодарской области.

Ученик 4: Стихотворение наизусть «Родному народу»

Вопросы к стихотворению «Родному народу»

- К кому обращается поэт в стихотворении?

-Что, по-твоему, послужило причиной для его создания?

-Как относится автор к родному народу?

О чём просит народ С.Торайгыров?

Сакен Сейфуллин.

Ученик 6:

Сакен Сейфуллин - выдающийся казахский поэт. Родился в семье бедного кочевника. Отец будущего писателя любил охоту, хорошо играл на домбре, рассказывал сказки и легенды. Мать Сакена была приветливой женщиной, хорошей хозяйкой, замечательной рассказчицей. В доме часто устраивались айтысы и праздничные вечера. Всё это пробудило в мальчике мечтательность и тягу к поэзии. Сначала Сакен учился в родном ауле. Первыми его учителями были акыны. В одиннадцать лет Сейфуллина отправили в школу медеплавильного завода для обучения русской грамоте. Будущий поэт писал об этом времени: «Уроки я получал, с одной стороны, в школе, с другой - черпал знания из жизни: видел, как работают в кузне, как трудятся люди на шахтах под землёй, бывал в общежитиях, в домах рабочих, знал их быт…»

Основоположник казахской советской литературы Сакен Сейфуллин был и поэтом, и драматургом, и писателем прозаиком, и публицистои и литературоведом.

Его многогранный талант внес огромный вклад в вклад в сокровищницу духовных ценностей нашего народа.

Ученик 7:

Сама жизнь его навсегда останется в памяти нашего народа как героическая легенда, как пример беззаветного служения родному народу.

В 1905 году он переезжает в Акмолинск, где поступает в приходскую школу, затем в двухклассное училище. Он много читает, внимательно следит за книгами, газетами и журналами, выходящими на казахском и русском языках. Известно, что уже в последних классах училища Сакен начинает обучать русскому языку казахских детей, приехавших в Акмолинск, чтобы получить образование.Затем следуют годы учения в Омской учительской семинарии (1913-1916), начинают формироваться общественно-политические и эстетические взгляды будущего поэта. Он активно участвует в студенческом культурно-просветительном кружке « Единство», при содействии которого в 1914 году издает в Казани свой первый сборник стихов «Өткен күндер».

Поэт использовал древний традиционный образ казахской народной поэзии - образ неукротимого тулпара скакуна и наделил его коренной чертой новой эпохи - горячим, дерзким характером. На этом скакуне пот несет голос революции в аулы. Лирический герой, пробуждающий на необузданном скакуне степь, находится в центре революционной поэзии Сейфулина тех лет.

В творчестве Сейфуллина 20-х годов выделяют идеи борьбы с национализмом и вековой отсталостью. Он боролся со всем старым, отживающим, воспевал новое, революционное. Любую тему поэт раскрывал с большевистских партийных позиций. В своих пламенных статьях отстаивал принципы партийности и народности.

Чтение стихотворения: «Домбра» (литмонтаж)

-Какие звуки ты услышал в стихотворении?

-Что поэт подразумевает под выражением «Рыдала душа моя»?

-Знакомо ли тебе это состояние?

-Как вы думаете при каких обстоятельствах можно вспомнить строки этого стихотворения?

Музафар Алимбаев.

Ученик:

В селе Маралды Щербактинского района 19 октября 1923 года родился известный казахский поэт, пишущий одинаково талантливо и для взрослых и для детей - Музафар Алимбаев. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом.

Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Со слов матери он записал «Сказку об одном хане-бездельнике».

Мама была первой и самой умной и строгой учительницей жизни.

Два старших брата и отец рано выучили Музафара грамоте, в пять лет он уже хорошо читал. В первом классе он не учился, его сразу зачислили во второй, так как к тому времени он уже усвоил школьные предметы для первого класса.

Рано лишился Музафар родителей: когда ему было 9 лет, умер отец, а через 5 лет умерла, проболев всего семь дней, мать. Затем М.Алимбаев воспитывался в интернатах, но на всю жизнь запомнил родные края, родителей, аульчан и постоянно обращался к ним в своих произведениях.

Окончив аульную школу, Музафар Алимбаев поступил в Павлодарское русско-казахское педагогическое училище Лам он впервые пробует сочинять стихи, посещает литературный кружок училища.18 июня 1939 года в областной газете «Кызыл Ту» появилась первая публикация - стихотворение, посвященное М.Горькому.

Ученик:

Началась война, и 18-летний комсомалец Музафар Алимбаев добровольцем уходит на фронт. Был рядовым солдатом, заместителем командира минометной батареи тяжелых самоходных установок, офицером штаба учебной танковой части, На фронте он продолжает писать, его стихи публиковались в республиканской газете «Социалистик Казахстан». В звании старшего лейтенанта демобилизовался в 1948 году.

С конца сороковых годов М.Алимбаев стал профессионально заниматься литературным творчеством. Будучи студентом Казахского университета, он показал свои переводы стихов Пушкина взыскательному мастеру Габиту Мусрепову. Стихи удостоились отметки "отлично " и были опубликованы в республиканской печати. В 1952 году выходит в свет его первая книга "Песня о Караганде", посвященная труду шахтеров. В последующие годы были изданы книги; "Моему сверстнику" (1954), "Мой Казахстан " (1963), "И мы юными были "(1966), «Ая и луна» (1978) и др.

В поэзии Музафара Алимбаева всё доступно, все может стать его предметом, любые проявления жизни. Эпизоды из жизни детей, своих и незнакомых, неприметные, на первый взгляд детали, нечаянно услышанный разговор - на этом материале строит поэт свои произведения.

Много книг написал Музафар Алимбаев. Они переведены на русский, украинский, польский, английский - всех языков не перечислить! За книгу стихов и сказок "Хозяйка воздушных дорог" Музафару Алимбаеву присуждена Государственная премия Казахской ССР.

Чтение стихотворения: «Глаза голубые Земли…»

-Что автор называет голубыми глазами Земли? Почему?

- О чём думал автор когда писал это стихотворение? Почему?

Чтение стихотворения : «Лишь одна мне Отчизна дана»

- О чём это стихотворение?

- Как вы думаете с каким настроением автор писал это стихотворение?

Чтение стихотворения: «Кыз-куу»

-Объясни название стихотворения.

-Что ты знаешь об этом обычае?

-Почему поэт называет девчонку лихой?

-Какой ты её представляешь? Опиши.

-О чём думает джигит?

- С каким настроением написано стихотворение? Объясни свой ответ.

-Прочитай последнюю часть стихотворения. Подумай что осталось недосказанным? Согласен ли ты, что девчонка жестокая?

4. Закрепление - обощение пройденного на уроке:

- С какими произведениями и каких авторов мы познакомились сегодня на уроке.

- Какое произведение вам понравилось и почему?

5. Домашнее задание: страница 142 - 144 прочитать следующее произведение.

6. Оценивание.

7. Итог урока.


© 2010-2022