Урок литературного чтения в 3 классе: Мурзилка и веселые картинки - Самые старые детские журналы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы


Тип урока: постановка и решение учебной задачи Педагогические задачи: создать условия для привития вкуса и любви к художественной литературе, к творческому познанию мира через знакомство с детскими журналами; обучения нахождению в библиотеке детских журналов по выбранной теме, самостоятельному составлению вопросов по содержанию; способствовать развитию умения использовать прием увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи»

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать вслух, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров в детских журналах; находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; оценивают свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознают цель своего высказывания

Личностные:

осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

- Проверим готовность к уроку (использует методику «Настроение»).

- Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка

домашнего

задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Прочитайте пословицы, которые вы подобрали к произведению В. Драгунского «Кот в сапогах».

• Дружба - великая сила.

• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

• Без беды друга не узнаешь.

• Дружба любит дело.

• Скатерть со стола - и дружба сплыла.

• Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

• Вода у друга лучше, чем у врага мед.

• За дружбу дружбой платят.

• Две кошки в мешке дружбы не заведут.

• Маленькая дружба лучше большой ссоры.

• Друга на деньги не купишь.

• Друг - твое зеркало.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают

о выполненной дома работе.

Читают пословицы о дружбе, подобранные самостоятельно.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии

с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

2. Речевая разминка

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

- Прочитайте скороговорки по слогам.

- Прочитайте сердито.

- Прочитайте с удивлением.

- Прочитайте скороговоркой 3 раза.

• Зря Кузьма козла дразнил - • Тощий немощный Кощей

Козел задиру не забыл. Тащит ящик овощей

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

- Это стихотворение-загадка напечатано в журнале, название которого вы сейчас постараетесь угадать сами.

Где стихи о мамах пишут? Что за чудо тот журнал?

Где стихи про Новый год? Помогу я вам подсказкой:

Где кроссворды дети ищут? Там печатаются сказки.

Кто умнее стать помог? Ну, что, приятель, угадал,

Угадайте-ка, ребята, Как называется журнал?

- Этот журнал называется «Мурзилка».

- Прочитайте тему урока.

- Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

- Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с детским журналом «Мурзилка»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. История создания детского

Рассказывает об истории создания детского журнала «Мурзилка» (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя. Рассматривают журналы, находят

Осуществляют анализ объ-ектов с опо-

Продолжение табл.

1

2

3

4

журнала «Мурзилка»

занима-тельные задания и выполняют их.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение

рой на визуализацию. Проявляют познавательный интерес

V. Работа над содержанием журнала.

1. Работа с толковым словарем.



2. Первичное чтение рубрик журнала

Проводит словарную работу.

- Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

- Как вы понимаете слово «журнал»? Прочитаем в словаре Сергея Ивановича Ожегова значение этого слова.

Журнал - это периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи и художественные произведения разных авторов.

- Слово «журнал» пришло к нам из французского языка, в переводе означает «дневник», «газета».

- При оформлении и создании журнала используются следующие слова. Прочитайте и объясните их значение.

Рубрика - отдел, раздел, подразделение журнала.

Шрифт - типографский материал в виде литер - букв, знаков препинания, математических, химических и прочих знаков, применяемый для набора текстов в печати.

Заголовок - название книги, статьи, раздела в тексте; (полигр.) строка, содержащая такое название и оформленная особым образом для выделения и привлечения внимания.

- Как вы понимаете, что такое «периодическое издание»? (Периодическое издание - это значит, что журналы выходят периодически, например, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в квартал. Квартал - это 3 месяца.)

- А теперь посчитайте, сколько экземпляров будет за два месяца?

- Уважаемые друзья, у вас есть замечательная возможность побывать в гостях
у журнала. Например, всем известен журнал «Мурзилка».

Предлагает прочитать рубрики журнала

Работают с толковым словарем.



Читают

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению. Осуществляют контроль
по результату

Продолжение табл.

1

2

3

4

VI. Повторное чтение и анализ литературного материала

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

- Рассмотрите содержание журналов «Мурзилка». Найдите рубрику «Мастерами делаются». Что вы можете узнать из этого раздела? (Из этого раздела мы узнаем, как надежно пришить пуговицу и правильно держать молоток, как пользоваться напильником и как лучше поджарить яичницу.)

- Объяснения автора доходчивы, речь непринужденна, в простой и доступной форме он дает читателям полезные советы, которые уже могут им пригодиться.

- Найдите рубрику под знаком «Аз и Буки». О чем здесь идет речь? (Здесь идет речь о рисуночных письмах, о создании первого букваря, о том, как люди учились читать первые книги.)

- Ни один из детских журналов не обходится без «почтового отделения», всюду есть рубрики, где размещается основная часть читательской корреспонденции. Журнал «Мурзилка» часто публикует письма юных читателей, постоянно стремится побудить ребят к диалогу, задавая им всевозможные вопросы, затевая с этой целью конкурсы на разные темы. Для этих целей служит рубрика «Почтовое отделение Мурзилки». Прочитайте содержание рубрики «Почтовое отделение Мурзилки».

- Рубрика «Картинная галерея Мурзилки» знакомит читателей с творчеством известных художников. Репродукция картины располагается на целом развороте журнала

и сопровождается увлекательным рассказом об истории ее создания, о жизни и творчестве художника. Со временем «Картинная галерея» выросла в «Галерею искусств». - Полистайте журналы и рассмотрите, какие репродукции картин напечатаны в рубрике «Картинная галерея Мурзилки».

- Какой материал печатается на обложке и на первых страницах? (На первых страницах публикуется материал, посвященный различным знаменательным датам с яркими картинками и историей праздника. «Мурзилка» призывает поздравить маму с 8 Марта, деда - с Днем Победы и с главным праздником Новым годом - всех детей и взрослых.)

- Где печатаются стихи в журнале «Мурзилка»? (Стихи в журнале помещаются как в начале, так и в конце номера.)

- Где расположена рубрика «Куча-мала» и что в ней увлекательного? (Рубрика «Куча-мала», расположенная на последних страницах журнала, увлекает в мир игры многочисленными стихами, загадками, скороговорками.)

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.
Формулируют свое мнение
и позицию.

Адекватно
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы,

Продолжение табл.

1

2

3

4

- В этой рубрике впервые появляется кроссворд. «Мурзилка» предлагает: «Разгадай кроссворд и прочти слово, зашифрованное на стволе елки».

- Прочитайте стихотворение из журнала «Мурзилка».

Хочешь му-му-мудрым быть?

Му-му-мускулы растить?

В год Быка, в год Быка

Пей побольше му-лока!

- Какой литературный прием использует автор? (Речь персонажа Быка передается посредством звукоподражания.)

- Прочитайте стихотворение и найдите в нем многозначное слово. (Чечевица.)

Есть растение - чечевица.

Но нельзя не удивиться -

Есть и птица чечевица!

Человек и эта птица

Могут даже прокормиться

Семенами чечевицы.

Суп из этого растенья

Лучше есть под птичье пенье,

Пенье той чудесной птицы,

Что зовется чечевицей!

- В журнале «Мурзилка» печатаются стихи, по темпу схожие со скороговоркой. Повторы в стихотворениях создают комический эффект.

Если с дерева упала макаронина -

Значит, эта макаронина воронина.

Проворонила ворона макаронину

Съела галка макаронину воронину.

- Стихотворение построено по принципу лексического повтора, и его также можно назвать скороговоркой.

Двадцать пять профессоров

Изучали комаров

И просили комаров

Не кусать профессоров.

извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Окончание табл.

1

2

3

4

- Часто используется прием олицетворения - прием одушевления неодушевленного предмета.

• Думало с грустью пальтишко: • Заболел большой сугроб,

«За зиму вырос мальчишка Простудился, видно.

К осени новое купят пальто, Щиплет горло, бьет озноб,

А про меня и не вспомнит никто…» Надо ж, как обидно!

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

• Выучить наизусть понравившееся стихотворение из журнала.

• Нарисовать игру-лабиринт

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие веселые задания вам понравились больше всего? Из какого они журнала?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Цветик-многоцветик».

Учащиеся выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА «МУРЗИЛКА» В мае 2013 года журналу исполнилось 89 лет! «Мурзилка» − популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет. В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели. Современный «Мурзилка» насыщен интересными, познавательными материалами - история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей материала журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей. Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова «Галерея искусств Мурзилки». «Галерея» знакомит с репродукциями картин − шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать как свою художественную коллекцию. Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ. Это и «Школа безопасности», и веселые уроки математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел - приложение «Головоломки, игры, затеи». Интересны не только детям, но и всей семье «Мурзилкины советы», «Приключения Мурзилки», самоделки, конкурсы, викторины, которые дают интересную информацию, призывают к творчеству, воспитывают полезные навыки.

СТИХОТВОРЕНИЕ

Мелькают строчки, как синицы, Известно каждому: «Мурзилка» -

Успеть стараясь тут и там. Любимец взрослых и детей.

Ребят зовет к своим страницам Как? Сто без двадцати? Ошибка!

Звенящий радостью журнал! Его на свете нет юней!

© 2010-2022