Конспект внеурочного занятия кружка Юный эколог по теме Кто улетает, а кто остается

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия кружка «Юный эколог», 3 класс


Занятие 14. Кто улетает, а кто остаётся. Проект «Зимующие птицы»

Цель: закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; воспитание бережного отношения к живой природе.

УУД: Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией и по наблюдениям. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.

Оборудование: на доске- картина зимнего леса; изображения зимующих птиц: снегиря, клеста, синицы, свиристеля, воробья, вороны; таблички с ответами на кроссворд; записи голосов зимующих птиц; блюдце с различными видами корма;

раздаточный материал; проектно-исследовательские работы учащихся.

Ход занятия
1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Тихо сели, а сейчас -

Будем учиться, работать, искать,

Что-то полезное для себя узнавать.
2. Введение в тему.
Посмотрите на экран. Появляется иллюстрация зимнего леса.(Слайд 2)
Звучит аудиозапись «Звуки зимнего леса» (концерта А. Вивальди "Зима").
Вновь разгулялась вьюга,
Срывая снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга -
Сидит, поджимая лапки.
Набок головку клонит
И прячет ее под крыло,
А ельник от ветра стонет,
И поле белым - бело.
- Вот вы увидели зимний лес, послушали звуки зимнего леса, а что там можно почувствовать?

- Холод, мороз, сильный ветер

Посмотрите, а как живётся пернатым в зимнее время.

Инсценированное выступление "Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья:

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!

- Какие чувства к птицам у вас вызвали эти стихи?

-Чувства жалости, сострадания, грусти.

- Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, (вот вы сейчас увидели), иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи.

- А как вы думаете, отчего птицы могут радоваться людям?

- А теперь посмотрите на это творение природы, послушайте их пение.


Презентация «Птицы зимой»(Слайды 3-19)

- Разве можно этому не радоваться?

3. Определение темы занятия

- Как одним словом назвать птиц, которых вы видели?

- Зимующие птицы. Это тема нашего занятия.

4. Вводная беседа

- Каких птиц мы называем зимующими? (Птиц, которые остаются у нас на зиму, называют зимующими)

5. Физкультминутка. Игра "Узнай птицу"

Я предлагаю вам сыграть в игру " Узнай птицу".

Ты катись весёлый мячик.
Быстро, быстро по рукам.
У кого он оказался,
Называет птицу нам.

Ведущий: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц нашей местности, вам необходимо собрать из букв название о птиц, найти картинки с этими птицами и прикрепить к доске.


  1. НИЦАСИ: синица


  2. БЕЙРОВО: воробей


  3. КАРОСО: сорока


  4. ЛТЯДЕ..дятел


  5. НИЕСРЬГ:.снегирь


  6. ЛЬСРИВИЕСТ..свиристель


  7. АКЙСО: сойка


  8. НАВОРО ворона


  9. ЗЕНЬПОЛПО:.поползень


6. Создание проблемной ситуации.

- Что страшнее и опаснее для птиц холод или голод?

(Сообщение заранее подготовленного ученика)
Несмотря на зимнюю стужу, бураны и ветер для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

- Но почему-то в жизни люди редко обращают внимание на трудности наших меньших братьев, хотя нельзя сказать, что все злые и жестокие.

- Очень приятно, что многие дети из нашего класса принимают участие в акции «Сохраним птиц», но если привлечь к этому важному делу других людей, то и результат может оказаться гораздо более серьёзным.

- Во время акции все дети немало потрудились, и многое знают о птицах, имеют немалое количество информации по теме. Для того чтобы правильно использовать информацию нужно научиться её обрабатывать и систематизировать.

7. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию

Что мы можем сделать?(Слайды 20)

  • создать информационный стенд или газету, выпустить листовку;

  • провести конкурс кормушек и наблюдений за птицами;

  • провести конкурс на лучший плакат или рисунок;

  • подготовить познавательный материал;

  • сделать подборку книг;

  • сочинить стихи, частушки про жизнь птиц, тем самым привлечь внимание людей.


То есть, мы можем сделать какой-то проект, т.е. получить желаемый результат

Предлагаю работать под девизом: «Была бы охота - будет ладиться работа»(Слайды 21)
Задача: создать информационный макет кормушки «Зимующие птицы»

8. Подготовка к созданию проекта.


  • ПЛАНИРОВАНИЕ


Какие вопросы хотите рассмотреть, т.е. какую информацию хотели бы разместить? (Проводится в виде «мозгового штурма»)(Слайды 22)

  1. Узнать, какие птицы остаются у нас зимовать.

  2. Как правильно подкармливать птиц зимой?

  3. Как выглядят зимующие птицы?

  4. Привлечь внимание людей заботиться о птицах.

  5. Узнать, какую пользу приносят птицы. (Домашнее задание)


1этап проекта - образование групп, определение подтем.

Повторение правил работы в группе(Слайд 23)


  1. Группа - «Исследователи» - по данной информации определяет зимующих птицах, используя компьютер, дополнительную литературу.(Визитная карточка)

  2. Группа «Художники»- раскрашивают фигурки зимующих птиц.

  3. Группа - «Наблюдатели», используя свой жизненный опыт, дополнительную информацию составляют меню для зимующих птиц.


2 этап проекта


  • ПОИСК ИНФОРМАЦИИ


- самостоятельное исследование (Приложение 1)

- творческая работа (Приложение 2)

Группа - «исследователи» - написание обращения «Покормите птиц зимой!»

Группа - «наблюдатели» - составление синквейна

Группа «художники» - работа с деформированным текстом


  • ПРОДУКТ (оформление результатов)


3 этап проекта - защита проекта


  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Надо работу свою представить

Надо проект теперь защитить,

Чтобы наши друзья узнали,

Как мы проблему сумели решить!


Презентация 1 группы

Бывают птицы разными:

Одни бояться вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.
К зимующим птицам нашей местности относятся:……..

Презентация 2 группы

Также остаются у нас зимовать: воробей, синица, поползень, снегирь, ворона.

1)Воробей

Под застройкою - жилье -
В нем живет одно жулье.

Птица-жулик, птица-вор
Нам нахлебник с давних пор. (Воробей)

Само название этой птицы возникло, видимо, из слов: «Вора бей!» Так русские крестьяне называли воробьёв, которые склёвывал в полях созревшее зерно.



2)Синицав солнечный день звонко поёт: «Синь-синь-синь!», поэтому её так и назвали.

3)Поползень отличается тем, что запросто лазает по деревьям или по скалам как вверх, так и вниз головой.

4)Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живёт всю зиму.

5)Воронаи ворон родственны слову вороной, т.е. - "чёрный". Птиц назвали так за чёрное оперение.

Презентация 3 группы

Сугробами засыпаны

Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать,
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей,
Ворона, голубь, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошек на снегу.
А то и манной кашки:.
И оживут бедняжки.

Птицы будут довольны, если вы угостите их……..

Но ни в коем случае нельзя давать птицам………

Какие обращения вы подготовили к окружающим, чтобы помочь птицам?

(Приложение 4)

4 этап проекта - презентация проекта

Итак, мы подошли к последнему этапу работы к презентации проекта «Зимующие птицы».

Давайте объединим материал каждой группы и посмотрим, что у нас получилось.

Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.(Слайд 25)

И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.

Синицы, галки, воробьи - тихони и задиры -

Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.

Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

Какую пользу приносят птицы в природе?

Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, истребляют множество вредных насекомых, способствуют размножению растений.


Итог занятия

Какую цель и какую задачу ставили перед собой в начале занятия?(Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе разработки проекта макет кормушки с информационным материалом)

Удалось ли вам достигнуть поставленной цели и задачи?

Рефлексия(Слайды 26)

Оцените свою работу по листу оценивания (Приложение 3)

Себя оценить - задача важная:

Увидим успехи, заметим проблемы

Зато теперь шагаем дальше -

Теперь проекты делать умеем мы!

Выступление капитанов

- Какие трудности встретились?

- Что показалось наиболее интересным?



© 2010-2022