Урок окружающего мира по теме: «Лето. Природа цветёт и плодоносит»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №3 г. Липецка

имени К. А. Москаленко

Урок окружающего мира в 1 классе

(УМК «Школа 2100»).


Курьянова Наталья Викторовна

учитель начальных классов.


Тема урока: «Лето: природа цветёт и плодоносит».

Цели:

- научить находить основные отличительные признаки лета: длинный день, жара, гроза, дождь, зелёный покров, цветение растений, размножение растений и животных, созревание плодов. Оборудование: иллюстрации с картинами летней природы, разрезные карточки из рабочей тетради, картинки зверей и их детёнышей.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Сформировать у обучающихся представление о лете как времени года.

Познавательные УУД:

1) развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации

Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать свою точку зрения,

выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Межпредметные связи: литература, математика, ИЗО.

Ресурсы:учебник «Окружающий мир»

А.А. Вахрушев, О.В. Бурских, А.С. Раутиан 1 класс( часть 2).

Оборудование: интерактивная доска, презентация, плакаты: «Ягоды», «Грибы», рабочая тетрадь, учебник.
Тип урока: изучение нового материала

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


-Ребята, сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости. Им очень захотелось вместе с нами окунуться в мир знаний, узнать что-то новое и интересное. - Итак, мы начинаем наш урок. - Ребята, нам пришло необычное послание. Посмотрите, что это? (Ответы детей). -Да. Действительно это диск. Посмотрим его? Слайд 1(Отрывок из мультфильма « Дед Мороз и лето».) - Кто прислал нам это сообщение? (Дед Мороз). -О чем он хочет узнать? (О лете) -Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О лете). -Правильно, о лете. Слайд 2. - А вы любите лето? -Ребята, давайте расскажем Деду Морозу о том, что такое лето и почему мы его любим? Но не просто расскажем, а приготовим ему ответное послание. Для этого нам понадобится изображение Деда Мороза, наши знания и фантазия. Словарная работа -Что же такое лето? - Давайте откроем учебник, посмотрим на с. 78-81 и составим план урока. План (примерный) 1

  1. Признаки лета.
  2. Круговорот воды в природе.
  3. Явления природы летом.
  4. Жизнь животных летом.
  5. Народные приметы.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

I. Работа в учебнике. 1 3 4 3 1 - Посмотрите на картинку на с. 78. Догадались, какое время года на ней изображено? - Как вы догадались? - А что бы вы еще нарисовали здесь?
- Назовите летние месяцы. Слайд 3.

Отгадайте загадки:

1.Тёплый, длинный-длинный день

В полдень - крохотная тень.

Зацветает в поле колос

Подаёт кузнечик голос

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка… ИЮНЬ

2.Жаркий, знойный, душный день

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи, за месяц это?... июль.

3.Листья клёна пожелтели

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи

Что за месяц, подскажи?... август. Слайд 4.
-Послушайте стихотворение Ивана Суркова Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И, куда ни взглянешь, Всё кругом светло.
На лугу пестреют Яркие цветы; Золотом облиты Тёмные листы.
Дремлет лес: Ни звука, - Лист не шелестит, Только жаворонок В воздухе звенит,
Да взмахнёт порою Птичка над кустом, Да, жужжа, повьётся Пчёлка над цветком,
Да золотокрылый Жук лишь прошумит, - И опять всё тихо, Всё кругом молчит.
- Какие изменения происходят в природе летом? (День становится длиннее, солнце светит ярче и т.д.) - Назовите признаки ЛЕТА. Слайд 5.
Слайд 6. -Посмотрите, какая красивая бабочка залетела в наш класс. Физкультминутка для глаз «Бабочка»
-А какие насекомые еще встречаются летом?(карточки на доске). - А знаете ли вы, что вода всё время путешествует? Послушайте сказку на с. 79. Слайд 7.
Сказку читает учитель, дети слушают. Работа с текстом после чтения.
- Посмотрите на схему и ответьте на вопросы. Можете использовать слова текста. - Как образуются облака? - Что переносит облако от водоёма? - Почему выпадает дождь? - Куда течёт вода? - Как называется такое путешествие воды? - Как можно назвать рисунок на с.79? (Схема). Давайте составим её сами.

II. Работа в тетради. Работа в парах. Задание № 1. С. 67. Проверка.

IΙΙ. Работа в учебнике. - Летом всё живое ждёт дождя. Почему? Ответы детей.


- Но дождь бывает разный. Отгадайте загадку.

Меня никто не видит,
А всякий слышит,
А спутницу мою
Всяк может видеть,
Но никто не слышит.

(Гром и молния)

- А кто знает, что бывает вначале: гром или молния?

(ответы детей).

-Перед нами возникла проблема, которую необходимо решить.

-Для этого мы посмотрим два видеофрагмента и постараемся сами ответить на вопросы. Слайд 8.(Как возникает молния?) Слайд 9.(Почему гремит гром?)

Справка для учителя. Гроза - это ливневые дожди, проходящие с разрядами молний и раскатами грома. Грозы, как правило, возникают летом, обычно в испепеляющую жару, и относятся к самым опасным для человека природным явлениям, сопровождающимся ливневым дождём и усилением ветра. Если гроза вас застала внезапно, очень важно рассчитать время до её приближения. Для этого надо подсчитать секунды от вспышки молнии до громового раската. Трёхсекундная пауза свидетельствует, что гроза в километре от вас, но если временные промежутки сокращаются - значит, гроза приближается и следует непременно укрыться.
Молния - это своего рода электрический заряд, проскакивающий между облаками и землёй, во время которого происходит нагревание воздуха. При этом воздух расширяется и приводит к возникновению ударной волны, этот звук именуется громовым раскатом. Чаще всего грозы случаются тогда, когда происходит скопление кучево-дождевых облаков, которые отличаются от обычных по форме и цвету. Это белые облака с тёмными, порой синеватыми основаниями в виде поднимающихся вершин. Внутри этих облаков происходит электрический заряд, заканчивающийся разрядом молнии. Грозы подразделяются на летние и зимние. Летние возникают на суше, а зимние - над морскими просторами. Во время грозы стоит опасаться именно молнии, её разрушительное действие приводит к значительным человеческим потерям. - А вот теперь мы с вами можем научиться решать задачу по окружающему миру, используя знания, полученные на уроке математики. Прочитайте и обсудите в парах текст под картинками. Проверка. Расскажите, как можно определить расстояние до молнии. Как выполняли вычисления? - Посмотрите на картинки и скажите, что нельзя делать во время грозы? -А вот где переждать грозу вы увидите из следующего фрагмента. Слайд 10. Физкультминутка Слайд 11-21.
Народные приметы

- В народе говорят: «Утром слышен гром - вечером дождь.»

«Молния на западе - дождь следом.» «Гром гремит долго и нерезко - к ненастью; если же отрывисто и непродолжительно - будет ясно» - О других летних приметах вы прочитаете на с.81. Дети читают материал учебника на стр.81.
- Что происходит с растениями с наступлением лета? (Они начинают цвести, у них появляются плоды.) -Лето- это ещё и ягодная пора. А ягоды- любимое лакомство Деда Мороза. Ему очень часто присылают посылки с вареньем из различных ягод. -Давайте соберем в это лукошко ягоды для Деда Мороза. -Лето угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, а не вырывай с корнем кустики. Слайд 22. -Закройте глазки. Представьте, что вы сидите на лесной полянке, вокруг много красивых цветов, спелых ягод, бежит маленький ручеёк. Вы затихаете и слышите… -Правильно- это птицы. А что происходит в жизни птиц летом? - Что происходит с животными? (Все живые организмы размножаются.) Игра «Найди свою маму». На доске иллюстрации с изображением взрослых животных. Детям учитель раздаёт картинки с изображением детёнышей. Дети должны прикрепить картинку с изображением детёныша к его маме.

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в тетради. 2 2 1

- Рассмотрите и прочитайте задания № 2 и 3. Выберите задание, которое вы будете выполнять самостоятельно.






ТОУУ

ΙV. Итог урока.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

-Какие признаки назвали?

Рефлексия.

-Если вам все понятно было на уроке, возьмите раскрывшиеся цветы.

Если были небольшие затруднения, возьмите цветок, который еще не раскрылся.

Если на уроке уроке возникло много трудностей, возьмите листочек.

Давайте все это поместим на полянку возле Деда Мороза и завершим наше послание.

-Давайте узнаем, понял ли Дед Мороз, что такое лето? Понравилось ли оно ему?

Слайд

Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся и воспитанию нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.



© 2010-2022