Неопределённая форма глагола

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 4-а классе.Проводит учитель 1 квалификационной категории Маннапова Эльвира Мэлисовна,Республика Татарстан,город Нижнекамск МБОУ «Гимназия №2».

Тема урока: Неопределённая форма глагола
Цель урока: познакомить с особенностями глаголов неопределённой формы.
Задачи урока: Обучающие:

  • Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;
  • Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы глагола;
  • Познакомить с суффиксами, которые указывают на неопределённую форму глагола;
Развивающие:
  • Развивать критическое мышление учащихся;
  • Развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы;
  • Развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы;
  • Обогащать устную и письменную речь учащихся;
Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к языку и слову;
  • Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания;
Формируемые УУД:

Познавательные общеучебные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.

Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Планируемые результаты урока:
Учащиеся будут учиться правильно употреблять глаголы в неопределённой форме,задавать вопросы и писать их в предложениях,в тексте .

Ход урока:


  1. Организационный момент:

Учитель: Я рада приветствовать вас на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи! Открываем тетрадочки, записываем число. Комментирует … (Ученик: Числительное пятнадцать сложное. Оно обозначает пять на дцать, т.е. десять. Ь знак в середине слова не пишется. Апрель - словарное слово, запоминаем букву А)
  1. Минутка чистописания:
Учитель: Запишем сочетания букв: ть//ти//чь//. Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них побольше. Учитель: Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии. (Слайд № 1) Взял книгу в руки - не заскучаешь. Мы будем много знать, если мало будем спать. Хорошо того учить, кто хочет много знать. Сделали дело - гуляем смело!
Учитель: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
Кор.: Что вы больше всего любите делать? Часть речи: Люблю действовать! Кор.: Что вы больше всего не любите? Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ! Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете? Часть речи: Могу путешествовать во времени! Учитель: Выпишите глаголы из пословиц. Прочитайте. (Ученик: Взял, не заскучаешь, будем знать, будем спать, учить, знать, сделали, гуляем) (Слайд № 2)
Учитель: Да, это наши знакомые незнакомцы - глаголы. Почему я их так назвала? (Ученики: Мы не всё знаем о глаголах, путаемся, когда их пишем или делаем разбор…)
Учитель: давайте упорядочим наши знания о глаголе, а для этого заполним таблицу. ( Таблица заранее начерчена на доске и заполняется учителем только в ходе ответов детей. В таблице даны предполагаемые ответы детей.)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Обозначает действие предмета.

  • Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?

  • Изменяется по лицам.

  • Изменяется числам.

  • У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.

  • Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.

  • Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

  • В глаголах прошедшего времени есть суффикс - л.

  • Глаголы не употребляются с предлогами.

  • С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.

  • Имеет начальную или неопределённую форму.




Если дети не вспомнят про неопределённую форму, то им можно предложить «почемучку». Учитель: Вернёмся к глаголам, которые мы выписали из пословиц. Мне кажется, что мы выписали два одинаковых глагола. Кто согласен? Почему? Ученики: Глагол будем знать - будущего времени, а глагол знать - неопределённая форма глагола. После разъяснений и заполнения первого столбика таблицы продолжается работа над темой урока. (Слайд № 3)
Учитель: Какое из записанных нами знаний изучено нами меньше всего? Учитель: Это и будет темой нашего урока. Учитель: Что хотите узнать о неопределённой форме глагола?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Обозначает действие предмета.

  • Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?

  • Изменяется по лицам.

  • Изменяется числам.

  • У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.

  • Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.

  • Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

  • В глаголах прошедшего времени есть суффикс - л.

  • Глаголы не употребляются с предлогами.

  • С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.

  • Имеет начальную или неопределённую форму.


  • Почему неопределённую форму глагола так назвали?

  • На какие вопросы отвечает?


  • Особенности неопределённой формы глагола.


( Слайд № 4)


Учитель: Прежде чем начать свою работу по изучению неопределённой формы глагола, положите перед собой наши таблицы- помощники,где мы всегда что-то узнаём,исследуем:

Пункты исследования

Результаты исследования

  • Вопросы н.ф. глагола.
  • Изменение по лицам.
  • Изменение по числам.
  • Изменение по времени.
  • Изменение по родам.
  • Особенности глаголов н.ф.

(Слайд № 5) Учитель: Для экономии времени я предлагаю провести исследования первых 5 пунктов по командам: для 1 команды - первый вопрос, для 2 - 2 вопрос и т.д. Работать будем с глаголами, выписанными из пословиц, а для 5команды я предлагаю другие глаголы. (Слайд № 6)

Пункты исследования

Результаты исследования

  • Вопросы н.ф. глагола.
  • Изменение по лицам.
  • Изменение по числам.
  • Изменение по времени.
  • Изменение по родам.
  • Особенности глаголов н. ф.
  • Что делать?
  • Не изменяется.
  • Не изменяется.
  • Не изменяется.
  • Не имеет рода.
( Слайд № 7)

Физминутка


Учитель: Молодцы! Для дальнейшей работы я предлагаю вам списать текст. Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму. Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотою. ( Слайд № 8) Учитель: Какое предложение не такое как все, если смотреть его с точки зрения темы урока? (Слайд № 9) ( Слайд № 10) Учитель: Рассмотрите внимательно глаголы неопределённой формы. Какая у них особенность? (Слайд № 11) Учитель: Подчеркните эти места. Как вы думаете какой частью слова они являются? Учитель: Проверим себя по учебнику. Прочитайте правило на стр. 78 и подумайте: - известная информация или новая информация; ( Слайд № 12) Учитель: Какие наши выводы оказались верными? Непонятными?

Рефлексия:


Учитель: Что вызвало у вас интерес? Учитель: Вернёмся к таблице и заполним последнюю колонку.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Обозначает действие предмета.

  • Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?

  • Изменяется по лицам.

  • Изменяется числам.

  • У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.

  • Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.

  • Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

  • В глаголах прошедшего времени есть суффикс - л.

  • Глаголы не употребляются с предлогами.

  • С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.

  • Имеет начальную или неопределённую форму.


  • Почему неопределённую форму глагола так назвали?

  • На какие вопросы отвечает?


  • Особенности неопределённой формы глагола.
  • Не изменяется по числам, лицам, родам, времени.


  • Что делать? Что сделать?


  • Оканчивается на суффиксы -ТЬ,
- ТИ или на -ЧЬ
  • Имеет ещё одно название ИНФИНИТИВ.
( Слайд № 13) Учитель: Что осталось непонятным? Кто скажет, что мы будем изучать на следующем уроке? Учитель: А сейчас оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Мне удалось…. Меня удивило…. Я могу похвалить себя за … (Слайд № 14) Учитель: Благодарю всех за работу на уроке и желаю всем дальнейших успехов!
© 2010-2022