- Преподавателю
- Начальные классы
- Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маннапова Э.М. |
Дата | 20.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка в 4-а классе.Проводит учитель 1 квалификационной категории Маннапова Эльвира Мэлисовна,Республика Татарстан,город Нижнекамск МБОУ «Гимназия №2».
Тема урока: Неопределённая форма глагола
Цель урока: познакомить с особенностями глаголов неопределённой формы.
Задачи урока: Обучающие:
- Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;
- Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы глагола;
- Познакомить с суффиксами, которые указывают на неопределённую форму глагола;
- Развивать критическое мышление учащихся;
- Развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы;
- Развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы;
- Обогащать устную и письменную речь учащихся;
- Воспитывать интерес к языку и слову;
- Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания;
Познавательные общеучебные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.
Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.
Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Планируемые результаты урока:
Учащиеся будут учиться правильно употреблять глаголы в неопределённой форме,задавать вопросы и писать их в предложениях,в тексте .
Ход урока:
-
Организационный момент:
- Минутка чистописания:
Учитель: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
Кор.: Что вы больше всего любите делать? Часть речи: Люблю действовать! Кор.: Что вы больше всего не любите? Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ! Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете? Часть речи: Могу путешествовать во времени! Учитель: Выпишите глаголы из пословиц. Прочитайте. (Ученик: Взял, не заскучаешь, будем знать, будем спать, учить, знать, сделали, гуляем) (Слайд № 2)
Учитель: Да, это наши знакомые незнакомцы - глаголы. Почему я их так назвала? (Ученики: Мы не всё знаем о глаголах, путаемся, когда их пишем или делаем разбор…)
Учитель: давайте упорядочим наши знания о глаголе, а для этого заполним таблицу. ( Таблица заранее начерчена на доске и заполняется учителем только в ходе ответов детей. В таблице даны предполагаемые ответы детей.)
Знаю
Хочу узнать
Узнал
-
Обозначает действие предмета.
-
Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?
-
Изменяется по лицам.
-
Изменяется числам.
-
У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.
-
Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.
-
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
-
В глаголах прошедшего времени есть суффикс - л.
-
Глаголы не употребляются с предлогами.
-
С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.
-
Имеет начальную или неопределённую форму.
Если дети не вспомнят про неопределённую форму, то им можно предложить «почемучку». Учитель: Вернёмся к глаголам, которые мы выписали из пословиц. Мне кажется, что мы выписали два одинаковых глагола. Кто согласен? Почему? Ученики: Глагол будем знать - будущего времени, а глагол знать - неопределённая форма глагола. После разъяснений и заполнения первого столбика таблицы продолжается работа над темой урока. (Слайд № 3)
Учитель: Какое из записанных нами знаний изучено нами меньше всего? Учитель: Это и будет темой нашего урока. Учитель: Что хотите узнать о неопределённой форме глагола?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
-
Обозначает действие предмета.
-
Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?
-
Изменяется по лицам.
-
Изменяется числам.
-
У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.
-
Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.
-
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
-
В глаголах прошедшего времени есть суффикс - л.
-
Глаголы не употребляются с предлогами.
-
С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.
-
Имеет начальную или неопределённую форму.
- Почему неопределённую форму глагола так назвали?
- На какие вопросы отвечает?
- Особенности неопределённой формы глагола.
( Слайд № 4)
Учитель: Прежде чем начать свою работу по изучению неопределённой формы глагола, положите перед собой наши таблицы- помощники,где мы всегда что-то узнаём,исследуем:
Пункты исследования
Результаты исследования
- Вопросы н.ф. глагола.
- Изменение по лицам.
- Изменение по числам.
- Изменение по времени.
- Изменение по родам.
- Особенности глаголов н.ф.
(Слайд № 5) Учитель: Для экономии времени я предлагаю провести исследования первых 5 пунктов по командам: для 1 команды - первый вопрос, для 2 - 2 вопрос и т.д. Работать будем с глаголами, выписанными из пословиц, а для 5команды я предлагаю другие глаголы. (Слайд № 6)
Пункты исследования
Результаты исследования
- Вопросы н.ф. глагола.
- Изменение по лицам.
- Изменение по числам.
- Изменение по времени.
- Изменение по родам.
- Особенности глаголов н. ф.
- Что делать?
- Не изменяется.
- Не изменяется.
- Не изменяется.
- Не имеет рода.
Физминутка
Учитель: Молодцы! Для дальнейшей работы я предлагаю вам списать текст. Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму. Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотою. ( Слайд № 8) Учитель: Какое предложение не такое как все, если смотреть его с точки зрения темы урока? (Слайд № 9) ( Слайд № 10) Учитель: Рассмотрите внимательно глаголы неопределённой формы. Какая у них особенность? (Слайд № 11) Учитель: Подчеркните эти места. Как вы думаете какой частью слова они являются? Учитель: Проверим себя по учебнику. Прочитайте правило на стр. 78 и подумайте: - известная информация или новая информация; ( Слайд № 12) Учитель: Какие наши выводы оказались верными? Непонятными?
Рефлексия:
Учитель: Что вызвало у вас интерес? Учитель: Вернёмся к таблице и заполним последнюю колонку.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
-
Обозначает действие предмета.
-
Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?
-
Изменяется по лицам.
-
Изменяется числам.
-
У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.
-
Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.
-
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
-
В глаголах прошедшего времени есть суффикс - л.
-
Глаголы не употребляются с предлогами.
-
С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.
-
Имеет начальную или неопределённую форму.
- Почему неопределённую форму глагола так назвали?
- На какие вопросы отвечает?
- Особенности неопределённой формы глагола.
- Не изменяется по числам, лицам, родам, времени.
- Что делать? Что сделать?
- Оканчивается на суффиксы -ТЬ,
- Имеет ещё одно название ИНФИНИТИВ.