Конспект урока русского языка на тему Правописание слов с сочетаниями жи-ши

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи - ши».

Цели:

  1. Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями жи - ши.
  2. Закрепление знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.

  3. Знакомство с новым словарным словом, его лексическим значением и правописанием.

  4. Развитие орфографической зоркости, зрительной памяти, мышления, речи учащихся.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

2. Опорная схема «жи - ши».

3. Карточки для игры «Путаница».

4. Карточки с деформированным текстом.

  1. Схема предложения.

Ход урока: I. Организационный момент. Слайд 2.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Сели, выпрямили спинку

Как жи-ши писать

Будем вместе повторять.

II. Мобилизующий этап.

Слайд 3.

- Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их.

Ум и сердце в работу вложи

Каждой минутой своей дорожи - Сколько предложений в девизе? Докажите. - Как в устной речи мы обозначаем границы предложения? - А в письменной речи? - Чтобы правильно поставить знаки препинания в конце предложений, необходимо охарактеризовать их по цели высказывания и по интонации. (1-ое предложение побудительное, невосклицательное; 2-ое предложение побудительное, восклицательное). - Какие знаки препинания необходимо поставить в конце предложений? - Прочитаем предложения согласно расставленным знакам препинания.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи!
III. Каллиграфическая минутка. Орфографическая минутка. - Отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза. Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Буква ж) Слайд 4. - Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (Со [ш] - по звонкости - глухости) - Что ещё объединяет эти звуки? (Орфограмма жи - ши). - Какая буква пишется после шипящих [ж] и [ш] в словах? - Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Правописание слов с сочетаниями жи - ши).
Слайд 5. - Запишем эти сочетания, дополнив их росчерком.
Слайд 6. - Вспомните и назовите слова с этой орфограммой в девизе нашего урока (Вложи, дорожи). - Что обозначают эти слова? (Действия предметов).
Слайд 7. - Подберите подходящие по смыслу слова - действия с сочетаниями жи- ши.

Змея (что делает?)…

Лиса в норе (что делает?)…

Осиновый лист на ветру (что делает?)…

Клоун в цирке (что делает?)…

Пуговицу мама (что делает?)…

Шипит, живёт, дрожит, смешит, пришивает. - Какая ещё орфограмма объединяет записанные слова? - Как проверить безударный гласный звук в корне слова?
IV. Словарная работа. - В нашем языке много слов, которые содержат непроверяемые безударные гласные. Как мы называем такие слова? (Словарные). -

Конспект урока русского языка на тему Правописание слов с сочетаниями жи-шиЛСегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте ребус. Слайд 8.

Ш

Конспект урока русского языка на тему Правописание слов с сочетаниями жи-ши

Слайд 9.

  • Какое слово здесь зашифровано? Машина.
  • Объясните значение этого слова. Давайте обратимся к Толковому словарю Ожегова и найдём другие значения этого слова.
  • Произнесите слово. Сколько в нём слогов?
  • Какой слог ударный?
  • Какие ещё орфограммы есть в этом слове?
  • Запишите это слово, выделите орфограммы и запомните его правописание.
Слайд 10.
  • Прочитайте предложение, дополнив его словом, подходящим по смыслу. Как называется такое предложение? (скороговорка)

Упругие шины у нашей …

  • Прочитайте скороговорку в медленном темпе; в среднем темпе; в быстром темпе.
  • Запишите скороговорку по памяти.
  • Обозначьте цифрой количество слогов в словах.
  • Сравните с образцом на доске. Слайд 11.
  • Какие звуки выполняют слогообразующую роль в словах? Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Физкультминутка. Слайд 12.
V. Работа над темой урока. Слайд 13.
1.Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи-ши (игра «Путаница»).

- Отгадайте загадку:

На прогулке бегуны -

Одинаковой длины.

Через луг бегут к берёзке,

Тянут ровные полоски. (Лыжи)

Слайд 14

- Посмотрите, какие следы оставили на снегу лыжи. Найдите линию, которая соединяет слоги и буквы в целое слово, прочитайте слова.

Работа учащихся по карточкам.

Слайд 15. - Какие слова у вас получились? - На какие две группы их можно разделить? (Животные и растения) - Какая орфограмма есть в слове «животные»?
Слайд 16. Давайте проверим себя.
- Продолжите шуточное стихотворение: Слайд 17. К нам приехали моржи, Мыши, ежики, чижи.

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши!

Слайд 18.

2. Работа с учебником.

О животных написано много стихов, загадок. Прочитаем о них в учебнике на с. 121 в упражнении № 157.

- Прочитайте и отгадайте загадки.

- О чём говорится в загадке? (О снежинке)

- А при чём здесь звёздочки?

- Найдите слова с сочетаниями жи-ши.

- Спишите загадку, выделите сочетания жи-ши.


  1. Работа с деформированным текстом. Слайд 19.

- Прочитайте группы слов на карточках. Можно ли эти группы назвать предложениями? Почему?

- Составьте из слов предложения.

в, тишина, лесу

скользят, легко, лыжи

снежинки, в, воздухе, пушистые, кружат

шапки, мохнатые, сосен, на, вершинах

Слайд 20.

- Проверяем. Прочитайте предложения, которые у вас получились.

- Запишите самостоятельно текст.


Итог урока. Слайд 21.

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

- Скажите, чему мы научились сегодня на уроке?

- Какие гласные пишутся после шипящих [ж] и [ш]?

- Попробуйте оценить свою работу на уроке. Если вы считаете, что усвоили тему на «хорошо» и «отлично», покажите улыбающегося человечка. Если вы в чем-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Слайд 22.

- Спасибо за работу. Урок окончен.


© 2010-2022