- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему Правописание слов с сочетаниями жи-ши
Конспект урока русского языка на тему Правописание слов с сочетаниями жи-ши
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Загумёнова Н.Н. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи - ши».
Цели:
- Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями жи - ши.
-
Закрепление знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.
-
Знакомство с новым словарным словом, его лексическим значением и правописанием.
-
Развитие орфографической зоркости, зрительной памяти, мышления, речи учащихся.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
2. Опорная схема «жи - ши».
3. Карточки для игры «Путаница».
4. Карточки с деформированным текстом.
-
Схема предложения.
Ход урока: I. Организационный момент. Слайд 2.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Сели, выпрямили спинку
Как жи-ши писать
Будем вместе повторять.
II. Мобилизующий этап.
Слайд 3.
- Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их.
Ум и сердце в работу вложи
Каждой минутой своей дорожи - Сколько предложений в девизе? Докажите. - Как в устной речи мы обозначаем границы предложения? - А в письменной речи? - Чтобы правильно поставить знаки препинания в конце предложений, необходимо охарактеризовать их по цели высказывания и по интонации. (1-ое предложение побудительное, невосклицательное; 2-ое предложение побудительное, восклицательное). - Какие знаки препинания необходимо поставить в конце предложений? - Прочитаем предложения согласно расставленным знакам препинания.
Ум и сердце в работу вложи.
Каждой минутой своей дорожи!
III. Каллиграфическая минутка. Орфографическая минутка. - Отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза. Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Буква ж) Слайд 4. - Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (Со [ш] - по звонкости - глухости) - Что ещё объединяет эти звуки? (Орфограмма жи - ши). - Какая буква пишется после шипящих [ж] и [ш] в словах? - Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Правописание слов с сочетаниями жи - ши).
Слайд 5. - Запишем эти сочетания, дополнив их росчерком.
Слайд 6. - Вспомните и назовите слова с этой орфограммой в девизе нашего урока (Вложи, дорожи). - Что обозначают эти слова? (Действия предметов).
Слайд 7. - Подберите подходящие по смыслу слова - действия с сочетаниями жи- ши.
Змея (что делает?)…
Лиса в норе (что делает?)…
Осиновый лист на ветру (что делает?)…
Клоун в цирке (что делает?)…
Пуговицу мама (что делает?)…
Шипит, живёт, дрожит, смешит, пришивает. - Какая ещё орфограмма объединяет записанные слова? - Как проверить безударный гласный звук в корне слова?IV. Словарная работа. - В нашем языке много слов, которые содержат непроверяемые безударные гласные. Как мы называем такие слова? (Словарные). -
ЛСегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте ребус. Слайд 8.
Ш
Слайд 9.
- Какое слово здесь зашифровано? Машина.
- Объясните значение этого слова. Давайте обратимся к Толковому словарю Ожегова и найдём другие значения этого слова.
- Произнесите слово. Сколько в нём слогов?
- Какой слог ударный?
- Какие ещё орфограммы есть в этом слове?
- Запишите это слово, выделите орфограммы и запомните его правописание.
- Прочитайте предложение, дополнив его словом, подходящим по смыслу. Как называется такое предложение? (скороговорка)
Упругие шины у нашей …
- Прочитайте скороговорку в медленном темпе; в среднем темпе; в быстром темпе.
- Запишите скороговорку по памяти.
- Обозначьте цифрой количество слогов в словах.
- Сравните с образцом на доске. Слайд 11.
- Какие звуки выполняют слогообразующую роль в словах? Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
V. Работа над темой урока. Слайд 13.
1.Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи-ши (игра «Путаница»).
- Отгадайте загадку:
На прогулке бегуны -
Одинаковой длины.
Через луг бегут к берёзке,
Тянут ровные полоски. (Лыжи)
Слайд 14
- Посмотрите, какие следы оставили на снегу лыжи. Найдите линию, которая соединяет слоги и буквы в целое слово, прочитайте слова.
Работа учащихся по карточкам.
Слайд 15. - Какие слова у вас получились? - На какие две группы их можно разделить? (Животные и растения) - Какая орфограмма есть в слове «животные»?
Слайд 16. Давайте проверим себя.
- Продолжите шуточное стихотворение: Слайд 17. К нам приехали моржи, Мыши, ежики, чижи.
Жи и ши, жи и ши
С буквой и всегда пиши!
Слайд 18.
2. Работа с учебником.
О животных написано много стихов, загадок. Прочитаем о них в учебнике на с. 121 в упражнении № 157.
- Прочитайте и отгадайте загадки.
- О чём говорится в загадке? (О снежинке)
- А при чём здесь звёздочки?
- Найдите слова с сочетаниями жи-ши.
- Спишите загадку, выделите сочетания жи-ши.
-
Работа с деформированным текстом. Слайд 19.
- Прочитайте группы слов на карточках. Можно ли эти группы назвать предложениями? Почему?
- Составьте из слов предложения.
в, тишина, лесу
скользят, легко, лыжи
снежинки, в, воздухе, пушистые, кружат
шапки, мохнатые, сосен, на, вершинах
Слайд 20.
- Проверяем. Прочитайте предложения, которые у вас получились.
- Запишите самостоятельно текст.
Итог урока. Слайд 21.
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
- Скажите, чему мы научились сегодня на уроке?
- Какие гласные пишутся после шипящих [ж] и [ш]?
- Попробуйте оценить свою работу на уроке. Если вы считаете, что усвоили тему на «хорошо» и «отлично», покажите улыбающегося человечка. Если вы в чем-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.
Слайд 22.
- Спасибо за работу. Урок окончен.