- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока чтения
Технологическая карта урока чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ермилова Т.Б. |
Дата | 17.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока чтения по проблеме "Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников."
Ермилова Татьяна Борисовна
Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ "Лицей №14" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Программа: Традиционная, УМК «Перспектива»
Класс: 2 Учебный предмет: Литературное чтение Учебник: Литературное чтение 2 класс, Л.Ф.Климанова .Л.В. Виноградская ,В.Г.Горецкий.
Тема: Введение. Знакомство с учебником. Любите книгу. Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
1. Сформировать представление о книге , о способах общения с ней : знакомство со структурой учебной книги и умение в ней ориентироваться;
2. Формирование умений находить необходимую информацию в книге; ориентироваться в художественной книге;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги.
Задачи урока : 1.Познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения - с системой условных обозначений , содержанием , словарём. 2.Учить ориентироваться в учебнике: находить нужный раздел в содержании, совершенствовать приёмы поиска информации в учебнике, тексте, упражняться в скорости поисковых операций, строить предположения на основе названия о содержании раздела . 3. Учить пользоваться словарём: находить в словаре непонятные слова. 4.Ввести алгоритмы работы с пословицей . Научить использовать приобретённые знания и умения в презентации выбранной книги. Планируемые результаты: Познавательные умения: - определять значение и смысл новых слов и понятий; - осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение; - определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение; - объяснять смысл пословицы о книге; - использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение и позицию; - взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.
Методы обучения: Словестно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, игровой, работа со словарём
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, работа в парах, групповая работа.
Средства обучения : Презентация урока , фонограмма песни "С чего начинается Родина", словари, учебник литературное чтение 2 класс, Л.Ф.Климанова .Л.В. Виноградская ,В.Г.Горецкий , алгоритм работы с пословицей и презентацией прочитанного произведения, закладки красного и зелёного цветов.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап. Самоопределение к деятельности.
Ребята, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный солнечный день?
Давайте поздороваемся с солнышком!
Здравствуй, солнце золотое
(поднимаем руки вверх и опускаем)
Здравствуй, небо голубое
(Поднимаем руки вверх и опускаем)
Здравствуй, Матушка, Земля
(рисуем вверху руками круг)
Здравствуй, Родина моя
(раскинуть руки в стороны). (На экране)
-Какие главные слова вы можете выделить ?
- Объясните почему ?
- С чего начинается Родина ? (прослушивание отрывка песни "С чего начинается Родина ?")
- В самых разных жизненных ситуациях человек обращается к книге. Мы хотим отдохнуть - и открываем любимую книгу, подготовиться к уроку - и открываем учебник, справочник или словарь. Нам интересно узнать, как жил человек в древние времена,- и мы открываем энциклопедию, книгу по истории. Врач, экскурсовод, повар или строитель - люди самых разных профессий и возрастов обращаются к книге. Книга нужна всем, она источник полезной информации. (на экране)
-Значение этого слова . Где можно найти ?
- Работа со словарями в паре. ( Повторение правил работы со словарём).
- А как связан наш урок с этим словом ?
- Какие цели урока мы сегодня поставим перед собой ?
- Ещё ребята , мы будем упражняться в скорости поисковых операций.
-Где это нам может пригодиться?
Солнце, небо, матушка, земля, Родина.(на экране)
С картинки в твоём букваре.
Букварь это наша первая книга, мы учились читать по этой книге.
Словарь, интернет, обратиться за помощью к старшим.
- Находим в словаре первые четыре буквы ИНФО.
Информация ( от латинского слова - разъяснение , изложение) обмен сведениями между людьми.( на экране).
На всех урока в школе мы получаем огромный багаж информации.
Познакомиться с новой учебной книгой . Научиться пользоваться , находить нужную информацию.
-Для того чтобы , быстрее находить нужную информацию. Чем быстрее будем выполнять данное упражнение , тем больше времени у нас будет оставаться на другую работу.
II этап. Работа по теме урока.
1.Знакомство с обложкой учебника, по которому предстоит учиться.
-Какую информацию можно получить, рассматривая обложку учебника?
2.Знакомство с форзацем учебника и титульным листом.
-Какую дополнительную информацию можно извлечь
благодаря форзацу учебника и титульному листу. Чтение условных обозначений.
3.Чтение обращения авторов учебника к второклассникам
(читает учитель или хорошо подготовленный ученик). Определение основных мыслей; постановка вопросов к статье.(работа в паре)
- О какой части пути говорят авторы?
-Почему она названа самой трудной ?
- В какую страну мы с вами отправимся?
-Чему авторы хотят научить нас?
4. Физкультминутка.
5.Знакомство с рациональными приёмами информационного поиска.
1).- Что такое абзац ? (смотри в словаре)- работа в паре.
-Как посчитать количество абзацев в рассказе ? (все вопросы на экране).
- Сколько абзацев в нашей статье ?
-Представьте себе, что весь этот текст написан без деления на абзацы ? Удобно ли это ?
2).- Найдите 5, 3 абзац.
- 6 слово в 1 абзаце,
-1 слово в 4 абзаце
-12 слово в 5 абзаце
-Обращаю внимание , что предлоги , слова через дефис -это одно слово.
3). Дети сами загадывают слова классу и друг другу.
6. Знакомство с содержанием учебника.
-Какие разделы включены в содержание учебника?
О чем в них можно прочитать?
-С какими авторами, представленными в учебнике, вы
знакомы? О чем они пишут? Какие их произведения вы
читали?
7.Упражнение в скоростном поиске текста по оглавлению в учебнике чтения.
1).Класс делится на два варианта. У каждого ребёнка закладки двух цветов: красные и зелёные. Задание :
-у кого закладки красного цвета, найдите Н.Носова " На горке". (стр. 119)
- зелёного цвета : Э Успенский "Крокодил Гена и его друзья"(стр. 126).
- Подведение итогов. Кто быстрее нашёл рассказ и положил свою закладку.
- Следует не полностью прочитывать строки, а достаточно просмотреть лишь начало - несколько букв - 3-4, фамилии автора. Теперь поставьте пальчик и сверху вниз по оглавлению найдите произведение русскую сказку "Лисичка -сестричка и волк" (стр. 50).
2). Теперь будем тренироваться в поисках нужной страницы.
- Меняемся вариантами : красный цвет ищет страницу 126, зелёный страницу 119. Кладём закладки.
- Как искали?
- Цели наших упражнений?
8.Работа с пословицами.
1).- Основным источником информации остаётся книга.
- Вспомните загадки и пословицы о книге.
2). Из предложенных пословиц назовите ту, в которой говорится о маме.
Из предложенных пословиц назовите ту, в которой говорится о природе.
Из предложенных пословиц назовите ту, в которой говорится о книге.
Пословицы: (на экране)
- Возьми книгу в руки, так и не будет скуки.
- При солнышке тепло, а при матери добро.
- Нет милее дружка, как родная матушка.
- Лето- припасиха, зима- прибериха.
- Книга- маленькое окошко, через него весь мир видно.
Раскройте смысл пословицы о книге: «Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно» .
- Слово - алгоритм
Алгоритм работы с пословицей
Для того чтобы понять смысл пословицы, надо:
•Внимательно прочитать пословицу.
•Выделить в ней слова (словосочетания), которые помогают понять смысл.
•Подчеркнуть слова (словосочетания), употреблённые в переносном значении, подобрать к ним синонимы.
•Сделать вывод: объяснить, как вы поняли смысл этой пословицы
- Дети работают в паре..
8. Алгоритм презентации прочитанного произведения (книги)
Аня и Ваня встретились после летних каникул и стали рассказывать друг другу о книгах, которые они прочитали летом. Аня рассказала о книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», Ваня рассказал о книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Их увлекательные рассказы услышал… Ктототам. Он тоже захотел поделиться своими впечатлениями о том, что он прочёл летом.
Ктототам важно рассказывал: «Книга у меня была большая, тяжёлая. Обложка из картона, на ней нарисовано забавное существо. Страницы в книге белые, буквы большие…»
Аня и Ваня долго слушали его, но так и не поняли, какую же книгу читал Ктототам летом.
- Может быть, вы, ребята, подскажете, какую книгу прочитал летом Ктототам?
После высказываний детей подводим их к выводу:
нужно многое знать и уметь, чтобы так представить прочитанное произведение, чтобы его захотели прочитать другие.
Ребята, есть ли у вас желание узнать о том, как представить прочитанное произведение? (текст у каждого на парте)(алгоритм презентации у каждого на парте)
Для того чтобы представить прочитанное произведение (книгу), надо:
•Назвать фамилию, имя автора и название произведения (книги).
•Сказать, о чём произведение.
•Назвать главного героя (героев) и кратко рассказать о нём.
•Перечислить других персонажей.
•Назвать, кто из героев понравился, и раскрыть свои симпатии.
•Рассказать, что нового, полезного, интересного узнал(а) благодаря
этому произведению (книге).
•Дать совет прочитать это произведение (книгу).
- Дети все читали дома летом книгу. Выберите одну и опишите по данному плану. Это будет домашнее задание.
На следующим уроке мы послушаем ваши презентации.
Название учебника, класс, издательство, иллюстрация.
Авторы, условные обозначения.
-Самой трудной.
- Учились читать.
-В Литературию.
-Чтение было в радость, жить со всеми в мире, относиться ко всем с уважением.
- Красная строка , отступ в начале строки.(на экране)
- Сколько отступов , столько и абзацев.
-6 абзацев.
- Абзацы делят текст на смысловые части. Это нужно для того , чтобы лучше понять содержание прочитанного.
-более
-мы
-к
6 разделов."Любите книгу"; "Краски осени", "Мир народной сказки", "Весёлый хоровод","Мы друзья", "Здравствуй , матушка зима." Высказывание детей , о содержании раздела.
По содержанию находим автора , а потом уже название произведения.
-В учебнике 153 страницы. Находи страницу 100 и вперёд ещё 19 страниц, или от страницы 100 вперёд 26 страниц. А сказку от страницы 100 , назад 50 страниц.
- Быстрее ориентироваться в учебнике. Рационально экономим время.
- книга
-мама
-мама
-природа
-книга
- Способ , программа, решения задач или план работы.
Окошко- весь мир видно
- окошко- окно
- Через книги можно узнать очень многое о мире.
Работа в парах и высказывают своё мнение.
III этап. Рефлексия.
-Выберите и продолжите предложение.
-
На сегодняшнем уроке я узнал...
-
Я похвалил бы себя....
-
После урока мне захотелось...
-
Сегодня я сумел...
VI.Подведение итогов. Домашнее задание.
1).Подведение итогов урока :
- Чему новому вы сегодня научились и что узнали ?
- Какую цель мы преследовали , выполняя данные упражнения ?
-Мы будем продолжать данные упражнения и познакомимся с другими упражнениями по сбору и хранения информации.
2).Д/З. Сделать презентацию книги по данному плану.
-Научились: быстро находить автора и название произведения, нужный абзац, слова в нём, работать со словарём. Узнали что такое алгоритм, как презентовать книгу, познакомились с новым учебником.
- Быстро находить нужную информацию.
16