Технологическая карта урока чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Технологическая карта урока чтения по проблеме "Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников."

Ермилова Татьяна Борисовна

Учитель высшей квалификационной категории

МБОУ "Лицей №14" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Программа: Традиционная, УМК «Перспектива»

Класс: 2 Учебный предмет: Литературное чтение Учебник: Литературное чтение 2 класс, Л.Ф.Климанова .Л.В. Виноградская ,В.Г.Горецкий.

Тема: Введение. Знакомство с учебником. Любите книгу. Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

1. Сформировать представление о книге , о способах общения с ней : знакомство со структурой учебной книги и умение в ней ориентироваться;

2. Формирование умений находить необходимую информацию в книге; ориентироваться в художественной книге;

самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги.

Задачи урока : 1.Познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения - с системой условных обозначений , содержанием , словарём. 2.Учить ориентироваться в учебнике: находить нужный раздел в содержании, совершенствовать приёмы поиска информации в учебнике, тексте, упражняться в скорости поисковых операций, строить предположения на основе названия о содержании раздела . 3. Учить пользоваться словарём: находить в словаре непонятные слова. 4.Ввести алгоритмы работы с пословицей . Научить использовать приобретённые знания и умения в презентации выбранной книги. Планируемые результаты: Познавательные умения: - определять значение и смысл новых слов и понятий; - осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение; - определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение; - объяснять смысл пословицы о книге; - использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение и позицию; - взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Методы обучения: Словестно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, игровой, работа со словарём

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, работа в парах, групповая работа.

Средства обучения : Презентация урока , фонограмма песни "С чего начинается Родина", словари, учебник литературное чтение 2 класс, Л.Ф.Климанова .Л.В. Виноградская ,В.Г.Горецкий , алгоритм работы с пословицей и презентацией прочитанного произведения, закладки красного и зелёного цветов.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Самоопределение к деятельности.

Ребята, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный солнечный день?

Давайте поздороваемся с солнышком!

Здравствуй, солнце золотое

(поднимаем руки вверх и опускаем)

Здравствуй, небо голубое

(Поднимаем руки вверх и опускаем)

Здравствуй, Матушка, Земля

(рисуем вверху руками круг)

Здравствуй, Родина моя

(раскинуть руки в стороны). (На экране)

-Какие главные слова вы можете выделить ?

- Объясните почему ?

- С чего начинается Родина ? (прослушивание отрывка песни "С чего начинается Родина ?")

- В самых разных жизненных ситуациях человек обращается к книге. Мы хотим отдохнуть - и открываем любимую книгу, подготовиться к уроку - и открываем учебник, справочник или словарь. Нам интересно узнать, как жил человек в древние времена,- и мы открываем энциклопедию, книгу по истории. Врач, экскурсовод, повар или строитель - люди самых разных профессий и возрастов обращаются к книге. Книга нужна всем, она источник полезной информации. (на экране)

-Значение этого слова . Где можно найти ?

- Работа со словарями в паре. ( Повторение правил работы со словарём).

- А как связан наш урок с этим словом ?

- Какие цели урока мы сегодня поставим перед собой ?

- Ещё ребята , мы будем упражняться в скорости поисковых операций.

-Где это нам может пригодиться?



Солнце, небо, матушка, земля, Родина.(на экране)

С картинки в твоём букваре.

Букварь это наша первая книга, мы учились читать по этой книге.



Словарь, интернет, обратиться за помощью к старшим.

- Находим в словаре первые четыре буквы ИНФО.

Информация ( от латинского слова - разъяснение , изложение) обмен сведениями между людьми.( на экране).

На всех урока в школе мы получаем огромный багаж информации.

Познакомиться с новой учебной книгой . Научиться пользоваться , находить нужную информацию.

-Для того чтобы , быстрее находить нужную информацию. Чем быстрее будем выполнять данное упражнение , тем больше времени у нас будет оставаться на другую работу.

II этап. Работа по теме урока.

1.Знакомство с обложкой учебника, по которому предстоит учиться.

-Какую информацию можно получить, рассматривая обложку учебника?

2.Знакомство с форзацем учебника и титульным листом.

-Какую дополнительную информацию можно извлечь

благодаря форзацу учебника и титульному листу. Чтение условных обозначений.

3.Чтение обращения авторов учебника к второклассникам

(читает учитель или хорошо подготовленный ученик). Определение основных мыслей; постановка вопросов к статье.(работа в паре)

- О какой части пути говорят авторы?

-Почему она названа самой трудной ?

- В какую страну мы с вами отправимся?

-Чему авторы хотят научить нас?

4. Физкультминутка.

5.Знакомство с рациональными приёмами информационного поиска.

1).- Что такое абзац ? (смотри в словаре)- работа в паре.

-Как посчитать количество абзацев в рассказе ? (все вопросы на экране).

- Сколько абзацев в нашей статье ?

-Представьте себе, что весь этот текст написан без деления на абзацы ? Удобно ли это ?

2).- Найдите 5, 3 абзац.

- 6 слово в 1 абзаце,

-1 слово в 4 абзаце

-12 слово в 5 абзаце

-Обращаю внимание , что предлоги , слова через дефис -это одно слово.

3). Дети сами загадывают слова классу и друг другу.

6. Знакомство с содержанием учебника.

-Какие разделы включены в содержание учебника?

О чем в них можно прочитать?

-С какими авторами, представленными в учебнике, вы

знакомы? О чем они пишут? Какие их произведения вы

читали?

7.Упражнение в скоростном поиске текста по оглавлению в учебнике чтения.

1).Класс делится на два варианта. У каждого ребёнка закладки двух цветов: красные и зелёные. Задание :

-у кого закладки красного цвета, найдите Н.Носова " На горке". (стр. 119)

- зелёного цвета : Э Успенский "Крокодил Гена и его друзья"(стр. 126).

- Подведение итогов. Кто быстрее нашёл рассказ и положил свою закладку.

- Следует не полностью прочитывать строки, а достаточно просмотреть лишь начало - несколько букв - 3-4, фамилии автора. Теперь поставьте пальчик и сверху вниз по оглавлению найдите произведение русскую сказку "Лисичка -сестричка и волк" (стр. 50).

2). Теперь будем тренироваться в поисках нужной страницы.

- Меняемся вариантами : красный цвет ищет страницу 126, зелёный страницу 119. Кладём закладки.

- Как искали?

- Цели наших упражнений?

8.Работа с пословицами.

1).- Основным источником информации остаётся книга.

- Вспомните загадки и пословицы о книге.

2). Из предложенных пословиц назовите ту, в которой говорится о маме.

Из предложенных пословиц назовите ту, в которой говорится о природе.

Из предложенных пословиц назовите ту, в которой говорится о книге.

Пословицы: (на экране)

- Возьми книгу в руки, так и не будет скуки.

- При солнышке тепло, а при матери добро.

- Нет милее дружка, как родная матушка.

- Лето- припасиха, зима- прибериха.

- Книга- маленькое окошко, через него весь мир видно.

Раскройте смысл пословицы о книге: «Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно» .

- Слово - алгоритм

Алгоритм работы с пословицей

Для того чтобы понять смысл пословицы, надо:

•Внимательно прочитать пословицу.

•Выделить в ней слова (словосочетания), которые помогают понять смысл.

•Подчеркнуть слова (словосочетания), употреблённые в переносном значении, подобрать к ним синонимы.

•Сделать вывод: объяснить, как вы поняли смысл этой пословицы

- Дети работают в паре..

8. Алгоритм презентации прочитанного произведения (книги)

Аня и Ваня встретились после летних каникул и стали рассказывать друг другу о книгах, которые они прочитали летом. Аня рассказала о книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», Ваня рассказал о книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Их увлекательные рассказы услышал… Ктототам. Он тоже захотел поделиться своими впечатлениями о том, что он прочёл летом.

Ктототам важно рассказывал: «Книга у меня была большая, тяжёлая. Обложка из картона, на ней нарисовано забавное существо. Страницы в книге белые, буквы большие…»

Аня и Ваня долго слушали его, но так и не поняли, какую же книгу читал Ктототам летом.

- Может быть, вы, ребята, подскажете, какую книгу прочитал летом Ктототам?

После высказываний детей подводим их к выводу:

нужно многое знать и уметь, чтобы так представить прочитанное произведение, чтобы его захотели прочитать другие.

Ребята, есть ли у вас желание узнать о том, как представить прочитанное произведение? (текст у каждого на парте)(алгоритм презентации у каждого на парте)

Для того чтобы представить прочитанное произведение (книгу), надо:

•Назвать фамилию, имя автора и название произведения (книги).

•Сказать, о чём произведение.

•Назвать главного героя (героев) и кратко рассказать о нём.

•Перечислить других персонажей.

•Назвать, кто из героев понравился, и раскрыть свои симпатии.

•Рассказать, что нового, полезного, интересного узнал(а) благодаря

этому произведению (книге).

•Дать совет прочитать это произведение (книгу).

- Дети все читали дома летом книгу. Выберите одну и опишите по данному плану. Это будет домашнее задание.

На следующим уроке мы послушаем ваши презентации.

Название учебника, класс, издательство, иллюстрация.

Авторы, условные обозначения.

-Самой трудной.

- Учились читать.

-В Литературию.

-Чтение было в радость, жить со всеми в мире, относиться ко всем с уважением.

- Красная строка , отступ в начале строки.(на экране)

- Сколько отступов , столько и абзацев.

-6 абзацев.

- Абзацы делят текст на смысловые части. Это нужно для того , чтобы лучше понять содержание прочитанного.

-более

-мы

6 разделов."Любите книгу"; "Краски осени", "Мир народной сказки", "Весёлый хоровод","Мы друзья", "Здравствуй , матушка зима." Высказывание детей , о содержании раздела.



По содержанию находим автора , а потом уже название произведения.



-В учебнике 153 страницы. Находи страницу 100 и вперёд ещё 19 страниц, или от страницы 100 вперёд 26 страниц. А сказку от страницы 100 , назад 50 страниц.

- Быстрее ориентироваться в учебнике. Рационально экономим время.



- книга

-мама

-мама

-природа

-книга

- Способ , программа, решения задач или план работы.

Окошко- весь мир видно

- окошко- окно

- Через книги можно узнать очень многое о мире.







Работа в парах и высказывают своё мнение.

III этап. Рефлексия.

-Выберите и продолжите предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал...

  • Я похвалил бы себя....

  • После урока мне захотелось...

  • Сегодня я сумел...

VI.Подведение итогов. Домашнее задание.

1).Подведение итогов урока :

- Чему новому вы сегодня научились и что узнали ?

- Какую цель мы преследовали , выполняя данные упражнения ?

-Мы будем продолжать данные упражнения и познакомимся с другими упражнениями по сбору и хранения информации.

2).Д/З. Сделать презентацию книги по данному плану.

-Научились: быстро находить автора и название произведения, нужный абзац, слова в нём, работать со словарём. Узнали что такое алгоритм, как презентовать книгу, познакомились с новым учебником.

- Быстро находить нужную информацию.

16


© 2010-2022