Урок по математике на тему Симметрия

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта изучения темы по математике «Симметрия». 3 класс.

Автор: Попова С.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 12» г. Ангарска Иркутской области


Учебный предмет

Математика

Класс

3

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Технология построения урока

ТРИЗ-технология через практическую и экспериментальную работу.

Тема урока

Симметрия.

Цель урока

Через поисковую работу выявить признаки симметричных фигур. Дать определение симметрии.

Основные термины, понятия

Симметрия. Симметричные фигуры. Ось симметрии.

Оборудование

Компьютер (презентация к уроку, музыкальное сопровождение физминутки).

Листы для практической работы № 1, № 2 (на 2 варианта).

«Копилка» геометрических фигур для дополнительного задания.

Планируемые результаты

Предметные умения:

Понимание признаков симметричности.

Осознание роли оси симметрии в положении и форме фигуры.

Освоение навыка построения симметричных фигур.

Личностные УУД: - Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности. - Установка на спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя. - Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - Формирование уважительного отношения к иному мнению. - Формирование чувства сострадания, желание помочь.

Регулятивные УУД: - Продолжение знакомства с правилами организации учебной работы. - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. - Использование различных способов поиска, обработки, анализа информации, изображений. - Развитие самостоятельности и способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция. - Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, - Умение высказывать свое предположение на основе учебного материала. - Осуществление самоконтроля. - Умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности.

Познавательные УУД: - Узнавание на рисунке наиболее распространенные геометрические фигуры, умение давать им название. - Определение значение понятий: Симметрия. Симметричные фигуры. Ось симметрии. - Умение устанавливать причинно-следственные связи между формой фигуры и ее отношением к симметрии. Узнавать симметричные фигуры. - Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. - Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- Овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по признакам, установление причинно-следственных связей между осью симметрии и формой, положением фигуры.

Коммуникативные УУД: - Контролировать свою речь, ее четкость, точность, правильность. -Формировать умение адекватно оценивать свое собственное поведение и поведение окружающих. - Умение работать в паре, распределять роли. - Готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

действия учителя

действия ученика

примечание

1. Организационный момент.

Цель: Проверка готовности к уроку. Создание рабочей обстановки.

-Ребята, сегодня на уроке мы будем совершать открытия. Для этого вы и ваши рабочие места должны быть к этому готовы. Необходимо быть внимательными, аккуратными, работать дружно.

- Открываем рабочие тетради, записываем число.

Проверяют готовность рабочего места. Открывают рабочие тетради, записывают число: 20.11.13.

Классная работа.

2. Актуализация знаний. Цель: Активизация творческого воображения. Актуализация ЗУН, достаточных для «открытия» нового знания.

2.1 Наблюдение. -Отгадайте загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел.

На доску вывешивается бабочка неправильной формы.

- Рассмотрите бабочку. Что необычного заметили?

2.2 Фиксирование в индивидуальной деятельности.

-Да, в природе вы не встретите такую бабочку. Природа - мир гармонии и красоты. Скорее мы встретим такую бабочку. (Вывешивается бабочка правильной формы)

- Что вы скажете о форме этой бабочки?

- Назовите еще примеры симметричности из мира живой природы. (На слайде фактическая ошибка - гриб не растение.)

- А в неживой природе есть такие примеры?

(Бабочка)

(Бабочка неправильной формы)

1Урок по математике на тему Симметрия 2Урок по математике на тему Симметрия 3Урок по математике на тему Симметрия

(Имеет симметричную форму, т.е. с правой стороны так же, как и с левой)

(Стрекоза, лист рябины, лягушка, птицы, … ) Находят факт. ошибку.

(Снежинка, капля дождя, Луна в полнолуние, …)

Формируется понятие симметричности, умение отличать симметричные фигуры.

Связь с окружающим миром.

Слайды №1

№ 2

Слайды № 3

Формулирование темы.

- Сформулируйте тему урока.

(При необходимости учитель уточняет. На доску крепится «Симметрия».)

- Обратите внимание как пишется это слово. Какие орфограммы увидели?

(Учитель графически обозначает орфограммы.)

- Попробуйте дать определение, что такое симметрия?

Формулируют тему.

Называют орфограммы.

Дают определение.

Связь с русским языком.

3. Постановка проблемы через практическую работу. Цель: Осознание роли оси симметрии в положении и форме фигуры.

Задание: - У вас на парте листочек № 1. Карандашом поставьте на нем точку А. Постройте точку В, симметричную точке А.

- Какое то затруднение возникло?

- Где? Почему? Что делать?

Пробуют, …

Устно предполагаются необходимые условия.

Экспериментируют.

Практическая работа № 1.

- Линия сгиба называется осью симметрии. Возьмите лист бумаги и согните пополам - что это?

На доску крепится «Ось симметрии».)

- Что видим?

- Соедините точки по линейке. Что интересного заметили в расположении точек А и В ?

(Ось симметрии.) Выполняют построение точки.

(Что точка симметрична другой точке относительно сгиба)

( Что они располагаются на одинаковом расстоянии относительно линии сгиба.)

(Перенести с помощью отпечатывания, прокола и т.д.)

4. «Открытие» детьми нового знания. Цель: Освоение навыка построения симметричных фигур.

- Теперь возьмём угольник и приложим к углу, который образуется отрезком АВ и осью симметрии.

-Такие прямые называются перпендикулярными.

- Давайте сформулируем свойство симметричных точек.

(Получился прямой угол).(Симметрич ные точки расположены на прямой, перпендикулярной оси симметрии, на равном расстоянии от неё).

Физминутка. Увидеть аналогию симметрии - зеркало.

- С помощью соседа покажите симметричные фигуры № 1,

№ 2, № 3, № 4. (Одна пара у доски.) - На что похоже?

Показывают фигуры.

(Зеркало.)

Музыкальное сопровождение

Практическая работа № 2. Цель: Составление (в паре) алгоритма построения симметричных фигур.

Даны два листа:

1 достроить симметричную фигуру

2 построить фигуру симметричную данной (Распределены по степени трудности с учетом возможностей обучающихся.)

Обобщение:

- Как построить фигуру симметричную данной?

- Какие фигуры получатся, если действовать по данному алгоритму? (На доску крепится «Симметричные фигуры».)

- Сколько осей симметрии может быть у одной фигуры? Докажите примером.

Алгоритм:

1. Переносим каждую точку относительно оси симметрии

2. Соединяем полученные точки

3. Визуально проверяем (Мысленно сгибаем изображение)

Отвечают, подтверждают ответ примером.

Работают индивидуально, алгоритм - вместе.

Урок по математике на тему Симметрия

Слайд № 4

5. Первичное закрепление. Цель: Применение новых знаний на практике.

5.1. Работа по учебнику

стр.40 - теория, №2 ( под руководством учителя), стр.41 № 3 - в тетради с проговариванием вслух, № 4

Выполняют №, комментируют.

6. Итог урока.

1.Рефлексия

- Как называется тема, с которой мы работали?

- Какие фигуры можно назвать симметричными?

- Что такое ось симметрии?

- Какими способами можно проверить симметричность фигур?

- Посмотрите на доску. Найдите однокоренные слова.

Какие из них - форма одного слова?

2. Самооценка

- Как вы сегодня поработали?

(Выставление отметок учителем.)

3. Домашнее задание

Алфавит - нахождение симметричных фигур, стр. 41 №5.

(Симметрия.)

(Симметрия. Симметричные фигуры. Ось симметрии.)

Общая самооценка.

Связь с русским языком.

? Дополнительно (если остается время): Копилка геометрических фигур. Игра «Я беру тебя с собой».

Достоинства урока:

1. Урок построен соответственно требованиям ФГОС. Формирует все необходимые УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. Обучающиеся самостоятельно добывают знания. Учитель только направляет и вводит новые термины.

2. Задания подобраны так, что прослеживается связь с другими предметами:

Русским языком (знание орфограмм, понятие однокоренных слов и разных форм одного и того же слова);

Окружающим миром (живая, неживая природа, группы животных, признаки растений);

Изо (чтобы сказать, что есть фигуры имеющие бесконечное множество осей симметрии, необходимо вспомнить принцип построения круга, с которым знакомились на уроке изо).

3. Каждое задание целенаправленно ведет к достижению основной образовательной цели. Даже физминутка составлена так, чтобы через фантазию и движение получить предметные знания и умения.

4. В практической работе № 2 предусмотрены разноуровневые задания, чтобы учесть индивидуальные особенности обучающихся.

5. На уроке используется презентация, что позволяет продемонстрировать не только плоские симметричные фигуры, но и объемные симметричные предметы. Это сближает теоретические знания по предмету и реальную жизнь.

6. Тема изучается на доступном материале; используются «яркие пятна» - загадки, игры. Это позволяет вызывать дополнительный интерес у обучающихся.

7. Задания в физминутке и практической работе № 2 (составление алгоритма) могут быть выполнены только в паре. Поэтому детям приходится учиться выстраивать взаимоотношения в совместной деятельности.

Достоинства данной формы написания технологической карты состоит в том, что:

1. Если по программе идет серия уроков по данной теме, то нет необходимости на каждый урок подробно прописывать УУД. (Достаточно перед первым уроком четко определить цели и задачи, а перед последующими - только уточнять или корректировать их.)

2. Данная форма поурочного планирования удобна в практическом использовании: достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть необходимый этап урока, сориентироваться в вопросах или деятельности обучающихся.


© 2010-2022