Урок русского языка на тему Развитие умения находить грамматическую основу предложения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка во 2 классе

Тема: "Развитие умения находить

грамматическую основу предложения". Учитель: Криворучко Н. А.

Цели и задачи урока: - Развивать умение находить в предложении грамматическую основу; - Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; - Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию; - Упражнять в точном употреблении глаголов в речи; - Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: - Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка; - Учебник «Русский язык» для 2 класса - авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;
Ход урока - путешествия. 1.Организационный момент. - Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе. - Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.
Коста Хетагуров «Осень» (читает подготовленный ученик). Желтеют, темнеют Трава и кусты, На скатах щербатых Туманы густы. Вот сжали, убрали Мы хлеб наконец; Колотят, молотят… Стричь будут овец. Садами, стадами И хлебом полна, О, как ты богата, Родная страна! 2. Минутка чистописания. - Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, кл. работа) Игра «День и ночь» - Эта буква обозначает всегда мягкий, глухой, шипящий согласный звук. ( Ч.) - Вспомните алгоритм написания букв Ч, ч (на плакате)
- Напишите буквы, слоги и слова. Не забудьте, что нужно выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее.. 3. Словарная работа. - Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете, и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую). Показ карточек после отгадывания слова.
1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей).
2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока).
3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона)..
- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание -оро- )
- Поставьте ударение, подчеркните -оро-, запомните написание слов.
4. Зарядка для глаз «Осень»
5. Сообщение темы и цели урока.
- Продолжаем наблюдать за природой осенью. - Прочитайте предложение на доске:
С.рока л.тит к дер.ву. - Объясните написание пропущенных букв. (сорока -оро- , летит - лётчик, к дереву - деревья) - Запишите. - С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения). - Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии - Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О сороке ) - Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока) - Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее) - Что говорится о сороке? (летит) - Задайте вопрос хором: сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит) - Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ( сказуемое) Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит. Итак, подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем - МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 6. Упражнение в нахождении грамматической основы. - Мы отправляемся в воображаемый лес. Откройте учебники на стр. 56, упр. 89. 1) Читаем 1 часть задания. 2) Стихотворение читает подготовленный ученик. - Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно? (Знаки в конце предложений) - Мы участники этого сбора грибов. - Работаем над предложениями. Как определим начало и конец предложений? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения стоит точка, или !? знаки) - Прочтите 1 предложение. Найдём грамматическую основу. (В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце после стихотворения. Спишите. Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их. (Читают: 1 ряд - 2 пр-е; 2 ряд - 3 пр-е; 3 ряд - 4 пр-е.) Выполните задание по образцу самостоятельно. Проверка. Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки. о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась. 7. Составление предложений по схемам с опорой на картину. - Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину. - Что вы видите? - Какое время года? - Как изменились деревья? - Что растёт в лесу? - Чем заняты дети? - Что происходит на поле? - А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку) - Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему. (КТО? ЧТО?) -Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что? - Какой вопрос задан к сказуемому? что? что сделала?. Осень наступила. что? что сделал? Урожай созрел. что? что делают? Машины работают. что? что делают?. Грибы растут. кто? что сделали? целые корзины. Дети собрали целые корзины. Запишем предложения. -Какие ещё маленькие предложения можно придумать? Проверка. Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого - т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение. 8. Физминутка «Дождь». IX. Творческая работа. Упражнение в точном употреблении глаголов в речи. - Вспомним, какая погода бывает осенью. - Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы. Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч. Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик. Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья. - Прочтите, что получилось. - Находим главные члены предложения. 10 . Письмо под диктовку. (Дополнительный материал.) - Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку. 1)Слушаем предложение.
2)Объясняем правописание отдельных слов. 3)Записываем предложение. 4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое. Ребята гуляли в осеннем лесу. Теперь школьники пришли домой 11. Итог урока.
- Мы вернулись с экскурсии. Потрудились - много думали и учились. Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?) Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении) На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?) Что обозначает? (Что говорится о подлежащем) . 12. Домашнее задание. Д/м упр. 72, стр. 35 - составить маленькие предложения по схемам.

© 2010-2022