Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме Кто такие насекомые?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Технологическая карта

урока окружающего мира в 1 классе

по теме

«Кто такие насекомые?»





Учитель ГБОУ школы № 60

Выборгского района Санкт - Петербурга

Ильина Инна Викторовна

Технологическая карта изучения темы: Кто такие насекомые?

Тема урока

Кто такие насекомые?

УМК

«Школа России» 1 класс

Цель урока

Знакомство с понятием «насекомые»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые
образовательные результаты

Предметные :учить распознавать представителей животного мира; ответить на вопрос «кто относится к животным?»; сформировать у детей первоначальное представление о насекомых как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные - оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; наблюдать, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Образовательные ресурсы

Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.

Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2010. - 128 с.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах,

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

I. Организационный этап.

Цель - проверка готовности к уроку.

II. Этап повторения изученного.

Цель - выявить знания детей по изученной ранее теме «Части растения».

Для начала, вспомните, что мы изучали на прошлом уроке.

Блиц-опрос «Закончи предложения»:

На прошлом уроке мы изучали…

Я знаю такие части растений…

Корень нужен растениям для…

На месте цветков появляются…

В плодах созревают…

Из семян вырастут…

Молодцы.

… части растений.

… корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

… питания.

… плоды.

… семена.

… новые растения.

Умение отвечать на поставленные вопросы.

Слайд 2



1-2 мин.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Физминутка.



Цель - мобилизация, настрой на работу, выявить знания детей о том, кого они считают животными, реализация двигательной активности.

Несколько уроков мы знакомились с царством растений. Сегодня начинается наше новое увлекательное путешествие.

Встаньте около своих мест. Мы отправляемся в царство животных. Ваша задача разгадать фотографии-загадки: если на фото животное - делаете прыжок, если это не животное - хлопок. Давайте поможем муравью Вопросику разобраться с этой нелёгкой задачей.

Похвалить тех, кто не ошибался. Если были хлопки, учитель сообщает ребятам, что все, кого они видели - животные.



Ребятам демонстрируется слайд-шоу «Животные». При появлении каждого фото, дети делают прыжок.

Распознавание объектов.

Слайд 3



1-2 мин.

Цель - постановка учебной задачи на несколько уроков работы по заполнению таблицы, учить считывать информацию из разных источников (таблица, диаграмма), учить выдвигать предположения и проверять их.

Животных на Земле очень много и все они разные. Их можно объединить в группы по общим признакам. Перед вами таблица «Животные», которую мы вместе с Мудрой Черепахой будем заполнять. В 1 классе мы познакомимся только с четырьмя группами животных, но вы должны знать, что их гораздо больше.

На следующем слайде вы видите эти 4 группы, но записаны они с помощью диаграммы, которая показывает количество видов данной группы на нашей планете.

Как вы думаете, какие группы животных «спрятались» на диаграмме и под каким цветом?

Давайте проверим ваши предположения. (По щелчку появляется часть ответа - рыбы, птицы, звери).

Как вы думаете, какая группа животных самая большая на диаграмме?



Дети высказывают свои предположения.

Сравнивают свои высказывания с правильным ответом.

Насекомые.

Постановка учебной задачи.

Умение читать диаграмму, таблицу. Прогнозирование.

Слайд 4



Слайд 5



3-4 мин.

IV. Этап актуализации знаний.

Цель - выявить первоначальные знания детей по теме «Насекомые»; подготовить к восприятию новой темы.

Насекомые. Что вы о них знаете?

(Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках)

Дети называют признаки насекомых.

Актуализация знаний.

Слайд 6

1-2 мин.

V. Этап изучения новых знаний.







Физминутка

Цель - самостоятельно добывать информацию из учебника, выявление особенностей насекомых.

Откройте учебник на странице 20. В верхней части листа животные. Назовите их. Положите фишку на насекомое. Кого выбрали? Почему? (Если дети уверены, то кладут фишку с изображением Мудрой Черепахи, а если сомневаются - с изображением Вопросика)

Давайте рассмотрим насекомое. Рассмотрите бабочку.

Какие части тела вы наблюдаете у насекомых?

Что необычного вы заметили?

Сколько их?

Проверьте, правильно ли вы выбрали насекомое. Есть ли у него главный признак - 6 ног. Кто был уверен в своём ответе сразу? Почему сомневались?

Кладут фишку на насекомое, объясняют выбор.

С помощью «бумажной лупы» ребята рассматривают части насекомого.

Дети перечисляют. Всё что называет кто-то из ребят, все остальные находят на рисунке с помощью «лупы».

Много ног.

6.

Ответы детей.

Выявление существенных признаков.

Умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений.

Слайд 7







2-3 мин.

Цель - реализация двигательной активности , умение сгруппироваться.

Разойдетесь по классу и разбейтесь на группы по 6 человек. Встаньте в своих группах парами. Сколько пар у вас получилось?

Дети выполняют задание.

3. Столько пар ног у насекомых.

Умение договориться, правильно сгруппироваться.

1-2 мин.

VI. Этап первичной проверки понимания изученного

Цель - умение находить насекомых из множества животных и доказать это, умение работать в группе.

В классе на партах, стенах, подоконниках расположены фотографии животных. Подойдите группой к любому насекомому.

Рассмотрите выбранную фотографию и докажите, что это насекомое. По какому признаку вы определили? А какие части тела есть ещё у насекомых

Группы, которые стихийно сформировались в предыдущем задании, продолжают работать вместе. Дети договариваются, совместно решают к какой фотографии направится вся группа. Сложность в том, что среди фото насекомых есть фото паука, рака, многоножек…

6 ног или 3 пары ног. (На некоторых фото у насекомых видны ноги только с одной стороны.) После этого задания дети занимают свои места.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Умение доказать свою точку зрения.



Слайд 7

1-2 мин.

VII. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся.











Зрительная гимнастика

Цель - рассказать о жизни насекомых на примере бабочки по картинкам, учить правильно строить предложения, дополнять рассказ товарища.

На протяжении своей недолгой жизни насекомым часто приходится менять своё обличие. Они проходят несколько этапов развития. Вы можете наблюдать это на примере бабочки. Расскажите об этом.

(При необходимости учитель дополняет ответы детей.)

С помощью иллюстраций, дети рассказывают о жизни бабочки. Дополняют друг друга.

Умение строить речевое высказывание в устной речи.

Слайд 8

2-3 мин.

Цель - рассказать о пользе насекомых, умение вести учебный диалог.

Мы видели на диаграмме, что насекомых очень много. А для чего они нужны? Какую пользу приносят?

Варианты ответов детей: для красоты, опыляют растения (обратить внимание на начало урока, когда шло повторение - без опыления насекомых цветок не превратится в плод), санитары, корм для птиц …

Умение выражать мысли, строить суждения на основе жизненного опыта.

1 мин.

Цель - учить из серии картинок выбирать те, которые относятся к заданию и обосновать свой выбор, коллективное решение проблемных вопросов, воспитывать уважение к миру.

Ребята, вы знаете о пользе насекомых. А как их можно беречь? Перед вами иллюстрации. Надо выбрать те картинки, где дети неправильно ведут себя в природе. Как исправить поступки ребят?

(После рассказа ребёнка, учитель щёлкает по этой картинке и появляется стихотворение-проверка. Повторный щелчок убирает стих. )

Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя М. Пришвина «Охранять природу - значит охранять Родину». Как вы понимаете это выражение?

Правильно. Природа - наш дом. В ней всё взаимосвязано. Всё, что есть на планете - нужно, даже, если нам кажется, что это лишнее. Надо бережно относиться к природе, любить и защищать. Как и свою Родину. Прислушайтесь к словам: Родина, род, родня, родители, родной, природа …

Дети выбирают нужные картинки и объясняют, как это вредит насекомым, рассказывают о том, что надо исправить.



Дети высказывают свои мысли.

Извлечение информации из иллюстрации.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 9



Слайд 10



4-5 мин.

Цель - снятие мышечного напряжения глаз.

Представьте, что в класс залетел жук. Я буду называть его движение, а вы повторяете его глазками: вверх - вниз, влево - вправо, круговое движение в обе стороны, близко - далеко, закройте глаза ладошками. Жук улетел. Можно продолжать работать.

Дети выполняют упражнения для глаз.

Умение расслабиться.

1 мин.

VIII. Этап контроля и самоконтроля.





Цель - контроль знаний по теме, учить пользоваться дополнительной литературой, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Предлагаю вам отгадать кроссворд, который поможет вспомнить разных насекомых, а, может быть, узнать новых. Отгадывать можно в любом порядке. А вот кому выпадет честь угадать слово решит мяч-жребий.

(При нажатии на любую цифру появляется картинка-загадка. При повторном нажатии картинка исчезает и появляется слово. Если ребёнок не знает слово, ему могут помочь ребята. Если класс не знает ответ, то поможет дать ответ учебник или Атлас-определитель (лежит на каждой парте 1 на двоих; учитель заранее на нужной страничке приклеил стикер).

Ребёнок, который поймает мяч, называет цифру, под которой прячется картинка, отгадывает слово и кидает мяч дальше.

При необходимости пользуются учебником или атласом-определителем. Дети, умеющие читать, могут проявить свои возможности.

Умение отгадывать кроссворд.

Умение пользоваться дополнительной литературой.

Слайд 11





3-5 мин.

Цель - проверить усвоение материала.

Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 10. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту?

Работают в тестовых тетрадях.

(Кто такие насекомые?)

Взаимопроверка.

Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.

Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.



2-3 мин.

IX. Этап подведения итогов занятия.

Цель - подведение итогов, формулирование вывода и проверка по учебнику, заполнение части таблицы.

Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие насекомые?

Проверьте в учебнике на с. 20

Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают.)

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Слайд 12

Слайд 13



3-4 мин.

Мы вернулись к нашей таблице. С какой группой животных мы познакомились сегодня?

Какая отличительная особенность у этих животных?

Помогите Вопросику, назовите насекомых, которых мы сегодня ещё не упоминали. (Дети называют, а учитель записывает виртуальным фломастером названия в таблицу. К следующему уроку эти слова надо напечатать в таблицу.)

(После заполнения таблицы, следует перейти по стрелочке (в правом нижнем углу) на слайд с облаками.

Насекомые.

6 ног.

Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем.

X. Этап сопоставления знаний до и после урока.

Цель - сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.

Давайте посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?

(Пройти по ссылке «Окончание урока»)

Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или - (пальчиками) в знак согласия или несогласия.

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.

Слайд 6

1-2 мин.

XI. Этап рефлексии.

Цель - вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.

Оцените свою работу на уроке (Р). Отметьте, понравился ли вам урок (П).

Работа детей со шкалами самооценки. Несколько ребят проговаривают для всех.

Осознание качества и уровня усвоения.

Слайды 14-15

1 мин.





© 2010-2022