Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

ЦЕЛИ: развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и «что?».

-формировать умение отличать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

-воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

Ход урока:

1.Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.

Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых!

Улыбнитесь мне, друг другу. Желаю вам хорошего нестроения и лёгкого пути к знаниям.
- Тихо сели девочки!
- Тихо сели мальчики!

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся на экскурсию в парк. Давайте вспомним, как нужно вести себя в общественных местах?

- Мы отправимся в «Грамматический парк», где будем открывать для себя новые знания. Запишите число, кл. работа.

-Чтобы попасть в парк, необходимо пройти по тропинке ЧИСТОПИСАНИЯ

- Чтобы писать чисто, красиво, правильно давайте подготовим наши пальчики.




Наши ручки сжались тесно,

Что такое, интересно.

В руки мы бинокль возьмём,

А потом их развернём.

1,2,3,4,5,

Будем с лёгкостью писать.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Пропишите сочетание -оло- и предложение. Помните об аккуратности и правильности соединений!

На доске: - оло-

В тенистой аллее парка поёт соловей.

- Найдите и подчеркните известные вам орфограммы. Выделить основу предложения.

- Вот мы и добрались до парка. Перед вами дерево Познаний.

Словарная работа

- Посмотрите внимательно на доску. Скажите, какое задание вы можете предложить выполнить?

- Вставьте пропущенную букву.

Р…бята, м..дведь, мес..ц, л..пата, яг..да, дев..очка, в..рона, д..рога.

Самопроверка.(на полях поставить себе оценку)

- Что объединяет все эти слова? Какой у них общий признак?(словарные, сущ.)

- А что вы знаете о сущ. Поделитесь со мной своими знаниями.

Игра «Продолжи фразу».

Имя существительное- это…

Имена существительные отвечают на вопросы …

Имя существительное обозначает …

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Предлагаю поиграть в игру «Я знаю, я умею, я могу»

Перед вами карточка, заполните её.

  1. Я знаю, что такое имя существительное

  2. Я умею находить имена существительные среди других слов.

  3. Я знаю, что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

  4. Я смогу различить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

- Так какая у вас возникла проблема?

- Значит мы можем теперь определить тему нашего урока.

2.Сообщение темы и цели урока

3. Работа по теме урока.

- Теперь отправляемся за знаниями. Продолжим экскурсию по парку. Я предлагаю пройти к озеру Открытий и там продолжить наше путешествие.

- Вернёмся к словарным словам.

Ребята, медведь, месяц, лопата, ягода, девочка, ворона, дорога.

- На какие две группы их можно разделить? (живые, неживые)

- Выберите слова, которые относятся к живым.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Ребята, медведь, девочка, ворона.

- На какой вопрос они отвечают? (кто?)

-А какие слова относятся к неживым?

Месяц, лопата, ягода, дорога.

- На какой вопрос они отвечают? (что?)

- Оказывается все слова в русском языке делятся на две группы: те. которые отв. На вопрос кто? и те, кот. отв. на вопрос кто?

- А почему одни слова отвечают на вопрос кто?(живые, ходят, дышат, едят)

и что? (неживые, не дышат, ….)

- Значит в русском языке такие имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называют людей, животных и они называются одушевлёнными.

Работа по учебнику с. 48 (правило читают дети)

Это к нам пришло из древности. Считалось, что живой предмет тот, в котором есть душа. Поэтому и называются одушевлённые.

Приведите пример. (на доске упр.81) устно.

Люди: (кто?) художник, ……

Птицы :( кто?) снегирь, ….

Насекомые: (кто?) шмель, ….

Домашние животные: (кто?) лошадь, …..

Дикие животные: (кто?) медведь, …

В грамматическом парке есть тренажёрный зал давайте отдохнём

-Давайте пройдём в тренажёрный зал.

Физ.минутка.

Игра «Рассадить пассажиров»

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

По тропинкам парка прогуливался Незнайка и потерял такую записку. Помогите отыскать слова.

Работа в парах :

ЬРАДУГАДРЬАРБЕЛКАМРЛВАПН

АСКОМПЬЮТЕРСМИТЬРЫБКАПР

ЧВЛИСИЧКИНГШОРТРАВАЖДЛН

(НАЙТИ 6 СЛОВ, КОТ. СПРЯТАЛИСЬ,

(радуга, компьютер, лисички, белка, рыба, трава)

- слово лисички относится к одуш. или к неодуш.?

- В русском языке есть слова, кот. относятся и к одуш. и к неодуш. в зависимости от их лексического значения (грибы- животные)

Игра «Найди лишнее слово» (устно)

Кошка, ковшик, черепаха,

Туфли, бабочки, рубаха,

Лук, кабанчик, кабачок,

Платье, полка, светлячок.

Работа по учебнику:

Продолжаем путешествие по нашему парку, пройдёмся по его аллеям где гуляют люди, можем встретить некоторых животных, послушать, как поют птицы.

с. 51, упр.86


(прослушивание голосов птиц)

Рефлексия:

- Вернёмся к карточкам, с которыми работали в начале урока.

- оценить свою работу

Итог урока

























САМОАНАЛИЗ УРОКА



В классе 30 человек. Среднего уровня подготовленности. С хорошей работоспособностью. Активных детей - 7 чел. Это дети, которые активно работают на всех уроках. С грамотной речью, внимательные, наблюдательные. Все задания выполняют четко, быстро, правильно. (Корникова Д., Артамонова Л., Нагасюк Н., Никитин Д., Сергеев С., Неделькин С., Копылов Д.). Есть слабые дети - 4 чел., которые невнимательные, с рассеянным вниманием, с несвязной речью, с низкой работоспособностью (Паньков А., Старых А., Петросян Л., Семенова В.) Не всегда правильно понимают задания, поэтому и выполняют неправильно, требуют внимания со стороны учителя. Остальные дети работают по настроению, со средней работоспособностью.

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Задачи:

  • образовательная - закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
  • развивающая - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять узловые положения, изученные на предыдущих уроках; развивать внимание, память, мышление, речь; формировать понятия, систематизировать знания; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  • воспитательная - связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.


Оборудование урока:
  • Учебник А.В. Поляковой «Русский язык» 2 класс, часть1.
  • Рабочие тетради.
  • Компьютер, презентация.
  • Экран, мультимедиааппаратура.
  • Магнитофон.


Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. Структура этого урока: а) организация начала, постановки целей и задач; б) непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: устный в виде изложения темы, фронтальный, письменный - выборочное списывание, выводы, обобщение знаний. в) подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему. 3. Чистописание. Задание Снеговика. 4. Словарно - орфографическая работа. Картинный диктант. 5. Группировка слов по признакам. Устная работа. 6. Сообщение темы и цели урока. 7. Частичный фонетический разбор слова ЗАЯЦ, КОНЬКИ. (Устно) 8. Работа по теме урока. А). Разбор предложения. Предложение записано на доске. Б). Работа с пословицами и поговорками. В). Пингвин - физкультминутка - игра. Г). Ворона предлагает вам игру «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?» Д). Коньки. Работа в учебнике. Стр. № 219-223. Е). Мороз. Взаимопроверка. 9. Итог урока. 10. Релаксация. 11. Домашнее задание.

Место урока в теме. Это третий урок по данной теме, заключительный, поэтому все упражнения подбирались с учетом постоянного повторения учебного материала. Дети показали, что они умеют различать и выделять в речи одушевленные и неодушевленные имена существительные. Прослеживалась межпредметная связь с окружающим миром и литературным чтением. Школьники учились переносить приобретенные знания в конкретную ситуацию - это упражнение в использовании поговорки, что позволило решить дидактическую задачу теоретического и практического характера. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент всего урока был направлен на закрепление знаний учащихся на данном этапе об одушевленных и неодушевленных предметах. Старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной. Использовались различные виды работ: индивидуальная, групповая (девочки отдельно от мальчиков), самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Напряжение урока снималось через разнообразные задания и физкультминутку. А так же применился игровой прием - небольшое путешествие в гости к сказочному герою.

Использовались методы работы:

Словесные методы:
  • звуко-буквенный анализ,
  • комментированное письмо (объяснение орфограмм во время словарной работы и краткого фонетического разбора,
  • диалог учителя с учеником.
  • рассказ справочного материала подготовленных учеников.


Наглядные методы: иллюстрация и демонстрация, цель которых была: научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Иллюстрировать рассказ учителя и учеников, зрительно подкрепляя его слова, сообщать учащимся фактические сведения, формировать понятия и представления, служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся, нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и эстетический вкус.

Средства: учебник, презентация к уроку.

Вывод: Все поставленные цели и задачи урока выполнены в полном объеме. Дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно. Обстановка на уроке была доброжелательной, спокойной.



© 2010-2022