Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный карандаш

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г.о.Орехово-Зуево

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ № 4_________Чернышева Н.П.

«_______» сентября 2014 года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Волшебный карандаш

1 класс «А»




Составитель: Горчакова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории















2014 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Направленность программы «Волшебный карандаш » - духовно- нравственная.

Курс «Волшебный карандаш » реализует духовно- нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классах. Программа разработана на основе авторской программы Н.А.Лимовой, Т.М.Шиловской, М.В.Хлоповой «Художественная студия «Волшебный карандаш» для детей младшего возраста, входящей в сборник программ внеурочной деятельности «Начальная школа 2100 , книга 1, Москва, издательство Баласс, 2013 год. Данная программа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. и соответствует образовательной программе начального общего образования школы.

Является модифицированной.

Принцип построения программы:

основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,

последовательность и систематичность обучения и воспитания,

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методах и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Актуальность программы Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Целесообразность Данная программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования у обучающихся таких личностных качеств, как: уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.

Отличительные особенности и новизна программы Программа «Волшебный карандаш» не только дает основательную базу по ИЗО и технологии, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения.

  • Цель программы - формирование творческой личности через развитие способности использовать различные виды изобразительной деятельности.
Задачи программы Обучающие:
  • сформировать у обучающихся основы изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной и практической деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Развивающие:
    • развить чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазия, воображение;
    • развивать колористическое видение;
  • сформировать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
    • развивать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
    • развивать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; содержать в порядке своё рабочее место);
    • развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные:
  • воспитывать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • воспитывать уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
  • воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
  • воспитывать аккуратность.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития обучающихся.

Описание места программы в учебном плане. Программа «Волшебный карандаш». Численность группы - 20-25 человек. Программа рассчитана на один год обучения. Направленность программы духовно-нравственная. Год обучения (возраст детей 7 - 9 лет) - 66 учебных часов; 33 рабочих недели; 2 часа в неделю по 1 часу.

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы занятий: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части. В учебно-воспитательный процесс включены также следующие формы проведения занятий: а) экскурсии в музей и на природу; б) открытые занятия «День открытых дверей»; в) занятие-игра; г) коллективное творчество. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения обучающихся в подгруппы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Основной формой работы являются учебные занятия. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы. Ценностные ориентиры содержания программы по внеурочной деятельности. Программа «Волшебный карандаш» не только дает основательную базу по изобразительному искусству и технологии, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения. У детей появляется интерес к рисованию, формируется художественный вкус. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. В основе реализации данной программы внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход, который предпо­лагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения, ориентацию на достижение цели и основного результа­та образования - развитие личности обучающегося на осно­ве освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога куль­тур и уважения его многонационального и поликультурного состава.

Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. Обучающие:

  • сформированы основы изобразительной грамотности и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого обучающегося посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Развивающие:
  • сформированы чувственно-эмоциональные проявления;
  • развито колористическое видение;
  • сформирован художественный вкус;
  • развиты сенсорные навыки;
  • сформированы организационно-управленческие умения и навыки и коммуникативность;
Воспитательные:
  • сформирован положительный интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • сформировано уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
  • воспитано терпение, воля, усидчивость, трудолюбие;
  • воспитана аккуратность.
  • воспитано умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
  • воспитано трудолюбие;
  • воспитана самостоятельность;
  • воспитана уверенность в своих силах.
Таблица диагностики, средства контроля В процессе обучения данной программе отслеживаются три вида результатов:
  • текущие;
  • промежуточные;
  • итоговые.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
  1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  2. через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради преподавателя.

Содержание программы

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1

Волшебный карандаш

60

2

Выставки, экскурсии, рисование на воздухе, Конкурсы, фестивали

6

Итого:

66











Календарно-тематическое планирование по внеурочной программе «Волшебный карандаш»

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий)

Плановые сроки прохождения

Скорректирован

ные сроки (фактические сроки)

Как появилось искусство. Искусство вокруг нас .экскурсия в музей

Дети получат возможность научиться правильно ориентироваться в материалах и инструментах

04.09.2014г.


Художники и мастера. Материалы и инструменты. Твоё рабочее место

Дети получат возможность научиться правильно ориентироваться в материалах и инструментах

05.09


Что и как рисуют художники

Дети получат возможность научиться рисовать линии

11.09


Какие бывают линии

Дети получат возможность научиться рисовать линии

12.09


Рисуем линиями и штрихами

Дети получат возможность познакомиться с разнообразием линий

18.09


Волшебный мир музея.(экскурсия)


Дети получат возможность посетить музей искусств

19.09


Знакомство с пейзажами И.Левитана и И.Шишкина

Дети получат возможность научиться различать жанры картин

25.09


Рисуем, не отрывая руки. Грибное лукошко

Дети получат возможность научиться штриховать по заданному эскизу

26.09


Аппликация из осенних листьев

Дети получат возможность узнать способы высушивания и работы с листвой

02.10


Аппликация из осенних листьев

Дети получат возможность научиться правильно составлять аппликацию из засушенных листьев.

03.10

каникулы


Складываем из бумаги. Оригами

Дети получат возможность научиться делать игрушки из бумаги.

16.10


Оригами

Дети получат возможность научиться делать игрушки из бумаги путём сборки из нескольких деталей.

17.10


Необычные линии. Рисование по точкам

Дети получат возможность научиться делать фигуры по заданному образцу

23.10


Мастерим из пластилина.

Дети получат возможность научиться делать грибы из пластилина.

24.10


Превращения фигур.

Какие бывают формы

Дети получат возможность научиться рисовать, используя геометрические фигуры

30.10


Рисуем по трафарету

Дети получат возможность научиться изготавливать изделии в зависимости от вида и свойств бумаги.

31.10


Забавные животные

Дети получат возможность научиться правилам рисования деталей.

06.11


Мастерим поделку. Украшаем линиями

Дети получат возможность узнать о способах украшений открыток

07.11


Аппликация из геометрических фигур

Дети получат возможность научиться рисовать, используя геометрические фигуры

13.11


Изображать можно по- разному

Дети получат возможность познакомиться с различными произведениями: живопись, графика, декоративное рисование

14.11

каникулы


Отпечатки. Рисуем отпечаиками

Дети получат возможность научиться различать печати по назначению и применению.

27.11


Печатаем картонными штампами

Дети получат возможность научиться рисовать с помощью штампа

28.11


Радужные узоры. В гости к радуге

Дети получат возможность научиться рисовать радугу

04.12


Встреча цветов. Рисуем радужными карандашами

Дети получат возможность научиться различать цветовую гамму

05.12


Аппликация из бумаги. Создаем радужный мир

Дети получат возможность научиться делать разметку полукруга с помощью шаблона.

11.12


Аппликация из пластилина. Цветик- семицветик

Дети получат возможность научиться делать разметку с помощью шаблона.

12.12


Основные цвета. Как рисовать гуашью?

Дети получат возможность научиться работать гуашью

18.12


Встреча двух красок. Красная и желтая. Рисуем деревья


Дети получат возможность научиться рисовать деревья кистью и губкой

19.12


Симметрия. Симметричное вырезание

Дети получат возможность научиться вырезать симметричные предметы

25.12


Встреча двух красок. Желтая и синяя. Кактус в горшке.

Дети получат возможность научиться выполнять натюрморт

26.12

каникулы


Встреча двух красок. Синяя и красная. Букет в вазе.

Дети получат возможность научиться выполнять натюрморт

15.01.2015г.


Художники рисуют сказку. Рисуем сказочных птиц.(у.69, пр26-27)

Дети получат возможность научиться украшать закладку

16.01


Учимся фантазировать. Украсим бумагу сами.(у.70,)

Дети получат возможность научиться правилам обращения с книгой, украсить её.

22.01


Встреча 3-х красок.

Аппликация из «ладошек»

Дети получат возможность научиться правилам аккуратного обведения образца

23.01


Экскурсия(заочная) в цирк. Клоуны в изобразительном искусстве.

Дети получат возможность научиться правилам выполнения орнамента

29.01


Объёмное конструирование из круга. Весёлые клоуны.

Дети получат возможность научиться правилам выполнения объемных игрушек

30.01


Такая разная бумага. Мозаика из бумаги.(у.80-)

Дети получат возможность научиться правилам выполнения объемных игрушек

05.02


  1. 38

Открытки- игрушки(у.83)

Дети получат возможность научиться правилам выполнения объемных игрушек

06.02


Конструирование из бумажных полосок. Цепочки и завитки (у. 84-85,пр.30)

Дети получат возможность научиться правилам выполнения объемных игрушек

12.02


Мороз рисует на окошках

Дети получат возможность научиться правилам выполнения панно

13.02

каникулы


Художественные образцы из готовых форм. Семья снеговиков

Дети получат возможность научиться правилам выполнения объемных игрушек из различных материалов

26.02


Мастерим и рисуем буквы. Буква- образ

Дети получат возможность научиться правилам выполнения панно

27.02


Фактура поверхности. Свет и тень.

Дети получат возможность научиться правилам работы с палитрой, получения оттенков

05.03


Земля в далеком прошлом. Смешиваем с белилами и черной краской

Дети получат возможность научиться правилам работы с палитрой, получения оттенков

06.03


Конструирование из картона. Диорама «Планета динозавров»

Дети получат возможность научиться правилам выполнения объёмную композицию

12.03


Рисуем по мятой бумаге. Фактура камня

Дети научатся выполнению рисунков мелом или углём на мятой бумаге

13.03


Лоскутное шитьё. Пёстрая радуга лоскутков.

дети научатся выполнять лоскутное шитьё

19.03


Плоское плетение из бумаги. Коврики.

Дети научатся шахматному плетению, изготовлению бахромы

20.03


Филимоновская игрушка. Заочное путешествие в музей г. Одоев Тульской области

Дети научатся рисовать филимоновскую игрушку

26.03


Лепка из п.ластилина

Дети научатся лепить и расписывать филимоновскую игрушку

27.03


ВЫШИВАНИЕ. ВЫШИВАЕМ ПОЛОТЕНЦЕ.

Дети познакомятся работе с тканью и иглой

02.04


Богатырь русской живописи. И. Репин. Народные праздники

Дети научатся выполнять рисунок в круге

03.04

каникулы


Работа с нитками. Плетение косичек и завязывание узелков

Дети получат возможность научиться выполнять кукол из лоскутков и салфеток

16.04


Деревянная поверхность. Мезенская роспись.

Заочное путешествие в село Палащелье Мезенского района Архангельской области

Дети получат возможность оформить картонную коробочку- упаковку в мезенском стили

17.04


Лепка из отдельных частей.

Дети получат возможность практиковаться работе с пластилином в

23.04


Создаем коллаж. Красна девица. Добрый молодец

Дети получать возможность выполнить героев народных сказок в русских народных костюмах

24.04


Рисуем жилища сказочных героев. Теремок. Избушка на курьих ножках

Дети получать возможность выполнить жилища в русских народных сказках

30.04


Моделирование. Мастерим старинный корабль. Богатырская ладья

Дети получать возможность выполнить корабли в русских народных сказках

01.05


Работа с бумагой. Моделирование из полос. Весенние цветы

Дети научатся поэтапно выполнять из шаблонов- полосок цветы

07.05


Любовь к пейзажу. Экскурсия в музей. Весенний пейзаж

Дети научатся определять виды пейзажа

08.05


Авкварель. Рисуем по мокрой бумаге акварелью

Дети научатся работать акварелью по мокрой бумаге

14.05


Рисуем фломастером

Дети научатся рисовать городские дома черным фломастером на акварельной бумаге с эффектом дождя

15.05


63-64

Аппликация из тесьмы и кружев. Пасхальный натюрморт

Дети научатся рисовать и украшать пасхальное яйцо

21.05


65-66

Портрет. Портрет Весны

Дети научатся поэтапному рисованию портрета

22.05




















Перечень учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданная под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2009г.)

  2. «Примерная программа внеурочной деятельности», автор: В.А.Горский ,Москва «Просвещение» 2011г.

3. Радужный мир. Авторы: Проснякова Т.Н., Ларичева Е.И., Кубышева Е.С. Учебное пособие по внеурочной деятельности для 1-го класса: в 2-х частях- Самара: Издательский дом «Федоров». Издательство «Учебная литература» 2013 год. 4. Мастер Карандаш: прописи по рисованию для 1-го класса. Авторы: Проснякова Т.Н., Кубышева Е.С. Самара: Издательский дом «Федоров». Издательство «Учебная литература» 2013 год Список литературы для обучающихся 1. Белашов А. М. Как рисовать животных. - М.: Юный художник, 2002. 2. Брагинский В. Э. Пастель. - М.: Юный художник, 2002. 3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. - М.: РОСМЭН, 2002. 4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). - М.: Юный художник, 2001-2002. 5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. - М.: РОСМЭН, 2000. 6. Панов В. П. Искусство силуэта. - М.: Юный художник, 2005. 7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. - М.: РОСМЭН, 2003. 8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. - М.: Юный художник, 1999. 9. Уотт Ф. Я умею рисовать. - М.: РОСМЭН, 2003. 10. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. - М.: Юный художник, 2006. 11. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. - М.: Юный художник, 2002. Список литературы для педагога 1. Базанова М. Д. Пленэр. - М.: Изобразительное искусство, 1994. 2. Гусакова М. А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987. 3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. 4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2002. 5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. 6. Корнева Г. Бумага. - СПб.: Кристалл, 2001. 7. Луковенко Б. А. Рисунок пером. - М.: Изобразительное искусство, 2000.. 8. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. 9. Михайлов А. М. Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство, 1995. 10. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». - М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000. 11. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: МИПКРО, 2003. 12. Полунина В. Н. Искусство и дети. - М.: Правда, 1982. 13. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. - М.: Искусство и образование, 2001. 14. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. - М.: Астрель, 2001.


«СОГЛАСОВАНО»

на заседании ШМО

учителей начальных классов Протокол № 3

Руководитель МО ______________

Аниковская И.Г.


«……»……2014г.



«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по ВР


__________________Лаврова В.В.


«……»………….2014 г.




© 2010-2022