Материал для учителей начальных классов на тему: Арт-педагогика

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Арт-педагогика


Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новых образовательных технологий. Различают понятия "новация" и "инновация". Новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс целенаправленного освоения этого средства. Новации являются источником более эффективного использования материальных ресурсов, сил, времени, энергии. Одним из примеров инновационного педагогического направления представляется арт-педагогика. Арт-педагогика - педагогическое надпредметное направление, решающее задачи личностно-ориентированного и развивающего образования. Термин арт-педагогика появился сравнительно недавно - в середине прошлого века. Учителя начальных классов обращаются к методам и технологиям арт-педагогики для повышения эффективности работы с обучающимися. Рассмотрим арт-педагогику как «современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения педагогических задач».[3] Согласно программе «Изобразительное искусство 1-4 класс» Кузин В.С. и др., данное направление проходит сквозь все темы учебного предмета. С использованием арт-педагогики процесс обучения становится более качественным и эффективным. Обучающийся чувствует внутреннюю потребность в освоении знаний, умений, навыков. Это способствует успешной реализации детей в социуме. Важно помочь ученику понять и познать себя, чтобы самоопределиться в направлениях: «Я-Я», «Я-Школа», «Я-Семья» и др. Учитель должен постоянно ориентировать себя на результат - самореализация ребёнка. Цели арт-педагогики: поиск, разработка и внедрение средств, методов и технологий, способствующих более качественному и эффективному обучению и воспитанию. Развитие личности средствами искусства должно содействовать формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов. Результат - побуждение ребёнка к проявлению своих творческих способностей. Одни изъявляют желание на уроках изобразительного искусства исполнить произведение на музыкальных инструментах, другие - прочитать стихотворения собственного сочинения:

Идёт весна, звенит капель,

Красиво солнце плещет.

Всем стало весело теперь,

И сердце радостно трепещет.

Вот март стоит на тротуаре.

Он полон всяческих идей!

Весна пока ещё в начале,

А женский праздник - у дверей! (Шмелёва Наташа) Именно интерес ребёнка к самому себе и к тому, что его непосредственно окружает, является одним из самых мощным фактором мотивации. Для поддержания интереса и мотивации к саморазвитию средствами изобразительного искусства в учебном процессе мы используем межпредметные связи.

  1. Программа по изобразительному искусству включает задания по лепке и конструированию. Наиболее простой вид связей возможен в том случае, когда задания по технологии предшествуют урокам изобразительного искусства. Например, изучая наследие дымковских мастеров можно на уроке труда сначала вылепить игрушку, а затем на уроке изобразительного искусства её расписать. Один из способов усложнения межпредметных блоков - это проведение интегрированных уроков - технология, изобразительное искусство, литературное чтение. Например, перед иллюстрированием сказки «Серая шейка» Д.Н. Мамина - Сибиряка можно выполнить аппликацию и поискать в ней оригинальное композиционное решение, главное в композиции, использовать силуэт как средство художественной выразительности. Эти же учебные задачи ставят перед школьниками при создании ими иллюстраций, а также при выполнении коллективной работы по мотивам этой сказки (декоративное панно в технике коллажа) на уроках технологии после уроков иллюстрирования.
Возникающие при этом содержательные линии повышают эффективность урока, способствуют созданию необходимой эмоциональной атмосферы и пониманию общности языка разных видов искусства. Возможны проведение межпредметных занятий в кружках, организация межпредметных комплексных экскурсий, общешкольных внеклассных мероприятий, объединяющих разные предметы. В план работы школы по внеурочной деятельности включены курсы «Художественное творчество: станем художниками», «Мир профессий», «Я - гражданин». Педагоги нашей школы также тесно сотрудничают с работниками Центра декоративно-прикладного творчества. Занятия в ЦДПТ являются одним из примеров интеграции в преподавании изобразительного искусства. Все эти средства используются для того, чтобы сделать процесс обучения и развития интересным, привлекательным, доставляющим удовольствие как от познания, исследования, научения, так и от общения с учителями и другими учениками, чтобы пробудить и развить в учениках внутреннюю потребность в обучении.

Литература: 1. Гурьянова И. В. Дидактические и методологические основы преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Методический материал к курсу «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» для специальности «Теория и методика начального образования». - Кострома, 2006.

2. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия /Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005.- с. 198. 3. Сергеева, Н.Ю. К вопросу о содержании понятия арт-педагогика /. Н.Ю. Сергеева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ - 2008. - № 1 (11). - Т.2. - с. 114 -120

4. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.,2002. - С. 312. 5. Хащанская М.К. Современные образовательные технологии освоения культурного наследия. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. СПб. - 2011. - с. 63


© 2010-2022