Основные положения программы духовно -нравственного развития

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Основные положения основной образовательной программы начального общего образования (Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования)

Цель и задачи

Основные

направле-ния

Принципы и

особенности

организации

Основное

содержание

Виды

деятельности

Формирова-

ние основ российской гражданской идентичнос-

ти; пробуждение веры в Рос -сию, чувства личной ответствен­ности за Отечество;

воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре; формирова-ние патриотизма и гражданс- кой солидарнос-ти.


Воспитание гражданст-венности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязаннос-тям человека Ценности: любовь к России,свое -му народу, своему краю, служение Отечеству, правовое го- сударство, гражданское общество, закон и пра -вопорядок, свобода лич- ная и нацио- нальная, доверие к людям, институтам государства и гражданс- кого общест- ва.

Принцип системно дея-тельностной организации

воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обу- чающихся и под- держиваемое всем укладом школьной жиз- ни, включает в себя организа -цию учебной, внеучебной деятельности младших школь- ников. Интегра- ция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках програм- мы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из цен -ностей, педаго -гически опре -деляемая как вопрос, превра щается в воспи-тательную-зада-чу. Что есть Отечество? закон? честь? Воспитание гражданственности, патриотизма, ува- жения к правам, обязанностям человека: -элементарные пред- ставления о политичес- ком устройстве Рос-сийского государства, его институтах, о его важнейших законах; -представления о сим- волах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федера-ции, в котором нахо- дится образовательное учреждение; -элементарные представления о правах и обязанностях гражда- нина России; -уважительное отноше -ние к русскому языку как государственному, языку межнациональ -ного общения; -начальные пред- ставления о народах России, о единстве народов нашей страны; -элементарные пред- ставления о националь- ных героях и важнейших событиях истории России; -интерес к госу- дарственным празд -никам и важнейшим событиям в жизни России,субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта).

-Беседы, чтение книг, изучение предметов, преду­смотренных базисным учебным планом;

- экскурсии, путешествия по историческим и па­мятным местам;

-сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, праздники, изучение вариативных учебных дисциплин;

-посильное участие в социальных проек­тах;

-проведение бесед о подвигах Рос­сийской армии, защитниках Отечества;

-встречи и беседы с выпускниками своей школы;

-ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Формирова-ние отноше -ния к семье как основе российского общества;

- формиро-вание у обу -чающегося уважительного отноше- ния к роди -телям, осоз -нанного, за -ботливого отношения к старшим и младшим;

- формирова-ние пред- ставления о семейных ценностях;

-знакомство обучающегося с куль -турно-историческими и этни -ческими традициями российской семьи.


Воспитание нравствен-ных чувств и этического сознания. Ценности: нравствен-ный выбор, жизнь и смысл жиз- ни, справед- ливость, ми- лосердие, честь, досто- инство, ува- жение роди -телей, ува- жение досто- инства чело- века, равно- правие, от-ветствен-ностьи чувство дол- га, забота и помощь, мо- раль, чест- ность, щед- рость, забота о старших и младших, свобода совести и ве- роисповеда- ния, толе-рантность, представле-ние о вере, духовной культуре и светской этике

Принцип диалогического общения.

В формирова -нии ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение млад- шего школьника со сверстника -ми, родителями (законными пред ставителями), учителем и другими значи -мыми взрослыми. Диалог не до -пускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологи -ческой пропо -веди. но пре- дусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения чело- века с другим человеком, ре -бёнка со значи- мым взрослым Воспитание нравственных чувств и этического сознания: первоначальные представления о ба- зовых национальных российских ценностях; -различение хороших и плохих поступков; -представления о пра- вилах поведения в образовательном уч- реждении, дома, на улице, в населённом пункте,в общественных местах, на природе; -элементарные пред- ставления о рели- гиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государ- ства, в историии куль- туре нашей страны; -уважительное отно- шение к родителям, старшим, добро- желательное отно- шение к сверстникам и младшим; -установление дру- жеских взаимо- отношений в кол- лективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; -бережное, гуманное отношение ко всему живому; -знание правил веж- ливого поведения, культуры речи; -умение пользоваться «волшебными» слова- ми; -быть опрятным, чистым, аккуратным; -стремление избегать плохих поступков, не капризничать; -умение признаться в плохом поступке и аннализировать его.

-игры, в ходе которых приобретается опыт совмест­ной деятельности;

-посильное участие в делах благотвори- тельности, мило­сердия;

-беседы о семье, о родителях и праро -дителях;

-проведение откры- тых семейных праздников,

-вы­полнение презентаций

совместно с роди -телями (законны­ми представителями);

- выполнение творческих проектов, проведение мероп -риятий, раскрыва- ющих историю семьи, воспиты -вающих уважение к старшему поколе -нию, укрепляющих преемствен­ность между поколениями). -изучение учебных инвариантных и ва-риативных пред- метов; -заочные путешест- вия, участия в твор- ческой деятелности; -театральные постановки; -художественные выставки;

- экс­курсии в места богослужения,

- встречи с ре­лигиоз -ными деятелями; -внеурочные меро­приятия, направлен- ные на формирова-ние представлений о нормах морально-нравственного поведения.

Развитие трудолюбия, способности к преодо- лению труд­ностей, целеустрем-

лённости и настойчивости в дости- жении Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустрем-ленность и настойчи-вость,береж -ливость, трудолюбие.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстра -ивания отноше- ний ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценно- стного выбора, совершённого значимым дру -гим. Содержание учебного процесса должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как ме -тод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробу -дить в нём нравственную рефлексию, обе -спечить возмож- ность выбора при построении собственной системы цен-ностных отно-шений, проде -монстрировать ребёнку реаль-ную возмож -ность следова -ния идеалу в жизни. Воспитание трудолю- бия, творческого отношения к учению, труду, жизни: -первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; -уважение к труду и творчеству старших и сверстников; -элементарные пред- ставления об основных профессиях; -ценностное отноше- ние к учёбе; -первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; -умение соблюдать порядок на рабочем месте; -бережное отношение к результатам своего труда, труда, других людей, к школьному имуществу; -отрицательное отно- шение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

-экскурсии по селу, во вре­мя которых знакомятся с различными видами труда, различ­ными профессиями; -беседы о профессиях своих родителей и прародителей;

-проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций;

-презентации учебных и творческих достижений;

-изучение предмета «Технология;

-занятие народными промыслами;

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческо­го отношения к труду и жизни Формирова-ние цен- ностного отношения к природе, ок- ружающей среде (экологичес-кое воспитание).


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологичес-кое сознание

Принцип идентификации . Идентификация-устойчивое ото- ждествление се -бя со значимым другим, стрем -ление быть по-хожим на него. В младшем школьном воз -расте преобла -дает образно -эмоциональное восприятие действительнос-

ти, развиты ме-ханизмы подра- жания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ори -ентация на персонифициро-ванные идеалы- яркие, эмоци- онально привле- кательные обра -зы людей (а так -же природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): -развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли чело-века в природе; -ценностное отно- шение к природе и всем формам жизни; -элементарный опыт природоохранительной деятельности; -бережное отношение к растениям и живот-ным.

-экс­курсии, прогулки по родному краю;

-высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, создание и реализация коллективных природо­охранных проектов; -участие в деятель-ности детско-юношеских общественных эколо- гических органи- заций; -участие вместе с родителями в эко- логической деятельности по мес-ту жительства.

Формирова-ние эстети -ческих потребнос-

тей, ценнос -тей и чувств.


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирова- ние пред- ставлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетичес- кое воспи- тание) Ценности: красота, гармония, духовный мир чело- века, самовы- ражение в творчестве и искусстве.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - веду- щий метод нрав- ственного воспи- тания. Пример- это возможная модель выстраи- вания отноше -ний ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценно- стного выбора, совершённого значимым дру- гим. Содержание учебного про-цесса должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как ме- тод воспитания позволяет рас-ширить нрав- ственный опыт ребёнка,побу-дить его к внутреннему диалогу, пробу- дить в нём нрав-ственную реф- лексию, обес -печить возмож- ность выбора при построении собственной системы цен- ностных отношений.. В примерах демон- стрируется ус- тремлённость людей к верши -нам духа, пер- сонифицируют-ся, наполняются конкретным жизненным со -держанием идеалы и цен -ности.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному:

-формирование пред -ставлений об эстети -ческих идеалах и ценностях (эстети- ческое воспитание):

- представления о душевной и физческой красоте человека;

- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного;

- умение видеть красо- ту природы, труда и творчества;

- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- интерес к занятиям художественным творчеством;

- стремление к опрят- ному внешнему виду;

- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости/

-получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России;

- встречи с предста- вителями творчес- ких профессий;

-экскурсии на ху- дожественные про -изводства, к памят -никам зодчества и на объекты современной архитектуры;

- знакомство с луч -шими произведе -ниями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям;

- ознакомление с эстетическими идеалами, тради -циями художествен -ной культуры род -ного края, с фоль- клором и народными художественными промыслами;

-шефство над памят- никами культуры;

выставок);

- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве;

-разучивание сти -хотворений, зна -комство с картинами; - просмотр учебных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах;

-беседы «Красивые и некрасивые поступ -ки», «Чем красивы люди вокруг нас»;

- выставки семейного художественного творчествах вечеров;

- участие в художественном оформлении помещений.


© 2010-2022