Весна - пробуждение природы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Весна - пробуждение природыВесна - пробуждение природыВесна - пробуждение природыВесна - пробуждение природы

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35

с углубленным изучением отдельных предметов»

(МАОУ «СОШ № 35»)

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 35 №-a

шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение

(«35 - а ШШ МАВУ»)

Тема урока: Весна : пробуждение природы.

(1 класс )



Разработала :

учитель начальных классов МАОУ "СОШ №35

с углублённым изучением отдельных предметов"

Потолицына Ольга Васильевна





г. Сыктывкар.

Цель урока:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

  1. Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной

  2. Показать связь этих изменений с неживой природой

  3. Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения

  4. Воспитывать чувство гордости за родной край

  5. Продолжать формирование элементов экологической культуры

  6. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;

  7. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
  8. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

Оборудование:

  1. учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 2» (А.А. Вахрушев),

  2. карточки с заданиями для парной работы

  3. карточка с заданием для групповой работы ( №1,№2,№ 3),

  4. карточки для саморефлексии,

  5. компьютер,

  6. экран

Ожидаемый результат.

Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. -Поднимите руки, у кого сегодня хорошее настроение? Я надеюсь , что к концу урока оно будет ещё лучше.
  1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

С чего мы с вами начинаем всегда урок?( с повторения) Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке. - Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками человека) Какая бывает природа? - Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек) - А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва) - По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают) -Какие времена года вы знаете?(ответы детей) -Послушайте коми народную загадку и отгадайте , о каком времени года в ней говорится. Лёд трещит, вода плещется, Молодая царица умывается. (весна) -Как догадались? По каким признакам? -К какой природе относится этот признак? -Выберите весенние месяцы и расставьте их по порядку.(расположены на доске в разнобой ) -Кто догадался ,какая тема нашего урока? (Работа в группах. Карточки №1,№2,№3) - Прочитайте стихотворения наших коми поэтов и скажите , о каких ещё признаках весны в них говорится? 1 группа- П. Образцов " Апрель" 2 группа- В.Демидов"Весна воды" Звенят молоточком капели, Тук- тук- капели беглый ток Проталины всюду видны, капели вьёт к витку виток. И- вестники тёплой весны- Весна медведю мочит бок, Грачи прилетели. Весна торопит лежебок... (проталины, прилёт грачей) (просыпаются звери) -Как автор называет грачей? -Кого автор называет лежебокой? - Кто ещё просыпается? (ёж, барсук) 3 группа -П. Образцов." Весне"( отрывок) ...Муха проснулась, Жужжит в тишине. Муха проснулась. Это к весне. (появляются насекомые) О зиме мы говорили , что зима - покой природы. А что можно сказать о весне ? Весна -пробуждение природы. Уточните тему нашего урока.
  1. Постановка проблемного вопроса.
-А вы никогда не задумывались, какой признак наступления весны самый главный? С чего же начинается пробуждение ? -Какой главный вопрос нашего урока?
  1. Совместное открытие новых знаний.
Давайте вернёмся к уже названным признакам весны. -Почему прилетают птицы?(скоро распустятся листья, потом плоды -корм для птиц, появятся насекомые) -А почему распускаются листья на деревьях?( становится тепло) -Почему тает снег , лёд на реках? ?( становится тепло) -А почему становится тепло?(ярче светит солнце) Да, весной начинает ярче и теплее светить солнце, потому что к этому времени солнечные лучи попадают прямо на Землю, а чем прямее они будут падать , тем станет теплее. Значит, в жизни растений, птиц, животных и неживой природы тепло играет важную роль.

-И так ,какой же самый главный признак наступления весны?

5.ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Работа по картине в учебнике .(стр.38)

Перед вами картина известного художника А.К.Саврасова. Что вы видите на ней? Перечислите предметы.(появляется запись)

небо берёзы грачи снег проталины облака Разделите на 2 группы.(живая и неживая природа)

-Какое время года изобразил художник?

(класс делится на 2 команды: мальчики ,девочки) Мальчики описывают предметы неживой природы , девочки -живой.

Как вы думаете , у кого получилось более красочное , образное описание?

-Грачей называют вестниками весны, они самые первые прилетают к нам. Как бы вы назвали эту картину? (учебник стр40) - Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться) - Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

-Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?(Только синица жила с нами зимой, а остальные улетали)

Зимой мы помогали синице кормом, а весной можем помочь -жильём. Как?

стр45(как делается синичник)

(стр 40 .)Почему эти растения называются первоцветами?(они первые появляются и цветут) - Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) Опишите растение , что вы о нём знаете? -Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний) - Догадайтесь ,о каком растении я говорю? Так звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница) Охрана растений. - Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания. Цветок на лугу я сорвал на бегу, Сорвал, а зачем - объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял, А сколько бы он на лугу простоял? ( Главная мысль стих.) -Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок) 6.Физминутка 7.Первичное закрепление. -Послушайте ( прочитайте) историю про медвежонка Винни Пуха.( Текст со стр 44 учебника напечатан на карточке.) -Исправьте ошибки Винни -Пуха. Какие ошибки заметили? Прочитайте исправленный рассказ.

8.Практическая часть урока (начало формирования умений). -Работа в парах. - Все события весной наступают в определённом порядке. Восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде .(рабочая тетрадь стр52 №4) Проверка

9 . Подведение итогов.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».

- Как вы понимаете их? - Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы. Самооценка.

- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке



(человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике. человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь. человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.)

10.Домашнее задание.

- Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Составить рассказ о весенних изменениях в природе)

- По желанию вместе с родителями изготовить синичник (чертёж на стр. 51).А потом вместе с родителями мы повесим их в школьном парке.

7


© 2010-2022