Проект урока литературного чтения по теме Л. Пантелеев «Честное слово». Чувства и переживания главного героя. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока

Литературное чтение 3 класс (Н.А.Чуракова УМК «Перспективная начальная школа») Тип урока: урок актуализации знаний с использованием технологии развития критического мышления и ИКТ.

Выполнила работу учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 31»

Брункина Наталья Ивановна.

Педагогический стаж 23 года.

Стаж работы учителем

начальных классов 23 года.

Квалификационная категория

высшая.

20 января 2012 г.

Тема. Л.Пантелеев «Честное слово». Чувства и переживания главного героя. Цели:

  • продолжить знакомство обучающихся с творчеством Л. Пантелеева, его произведением;
  • развивать способность полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное, воображение, ассоциативное мышление;
  • формировать литературоведческое и речевое умения и навыки.
Задачи: образовательные: формировать умение работать с текстом, выделять основную идею произведения, совершенствовать технику чтения; воспитательные: воспитывать отзывчивость, внимательное отношение к окружающим людям, доброту, дать понятие о чести, достоинстве человека, о таких чертах характера, как единство слова и дела, верность своему слову; развивающие: развивать способность полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное развивать воображение, речь, мышление, умение анализировать прочитанное, обогащать словарный запас детей.

Ход урока.

  1. Организационный момент (настрой на работу).

Хорошая книжка

Привыкла к прочтенью.

Тот получает пятёрки по чтенью

Кто с детства любитель

Большой почитать

И книжки как взрослых привык уважать.

  1. Стадия вызова.

  • Создание проблемной ситуации.

Тот, кто много читает, знаком с творчеством многих писателей. Об одном из них я хочу вам сейчас рассказать, а вы попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь. Самые первые рассказы о детском героизме этот писатель написал ещё в 1940г - 1941г. Главными героями его рассказов становятся дети: девочки и мальчики. Смешное и героическое писатель считал частью повседневной жизни. Это же отражалось в его произведениях. Обычно в произведениях детских писателей взрослые поучают ребёнка, а у этого писателя ребёнок показывает взрослому пример истинной стойкости. У этого автора звучит уважение к ребёнку, и становится понятно, кем будет он, когда вырастет. Писатель обращает игру в подлинную жизнь.
  • - Так о каком писателе идёт речь? (Слайд 1)


  • «Мозговой штурм» (Слайд 2)
Внимательно рассмотрите иллюстрации и скажите, что объединяет этих людей? (Совершают подвиг). - Как назвать тех людей, которые совершают подвиг? (Герой) - Объясните, как вы понимаете значение слова герой? (Толковый словарь). Иллюстрация из рассказа (мальчик стоит на посту). (Слайд 3) - Можно ли этого мальчика назвать героем? - Какой смысл вы вкладываете, говоря об этом мальчике? (Герой произведения). Сегодня на уроке продолжим работу с произведением Л.Пантелеева «Честное слово» и постараемся доказать, что мальчик готов к совершению подвига. III. Стадия осмысления.
  • Вызов.
-Подумайте и назовите родственные слова к первому слову названия рассказа. (Слайд 4) - Какой смысл вкладывает автор в это понятие? -Посмотрим, какое толкование этого слова даётся в словаре. - На сколько смысловых частей разделили рассказ? (Слайд 5)
  • Работа с текстом - работа в группах.
(Приём «Ромашка Блума» - 6 групп вопросов:
  • простые вопросы
  • уточняющие вопросы
  • интерпретационные (объясняющие) вопросы
  • творческие вопросы
  • практические вопросы
  • оценочные вопросы
Комментарий к работе: обучающиеся получают карточки с «цветовыми» вопросами.
  • Самостоятельная работа в группах. (Слайд 6)
1 группа - Как озаглавили 1 часть? («Встреча в городском саду»). - От чьего имени ведётся рассказ? - О чём говорится в этой части? - Где происходили события? -Как случилось, что мальчик оказался поздно вечером один в саду? -Найдите в тексте и прочитайте отрывки, где говорится, каким увидел рассказчик мальчика. - Какие слова и выражения использует автор, чтобы передать состояние мальчика? - Какое отношение возникает у вас к этому мальчику? - О чём подумал рассказчик в первый момент, когда увидел мальчика? - Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?
  • Физминутка:
Про маленького мальчика В рассказе речь идёт. Он ни в игре, ни в жизни Тебя не подведёт. Он честен и бесстрашен, Играет он всерьёз, И даже взрослый дядя Сдержать не может слёз. Он смотрит на мальчишку: Малыш, в веснушках нос, Короткие штанишки И невысокий рост. Кем мальчик в жизни станет? Могу я дать прогноз: В саду стоял в потёмках И не покинул пост. И в этот неспокойный наш 21 век Из мальчика получится хороший человек! - Какую из этих пословиц мог вспомнить в этот момент рассказчик? (Слайд 7) Как аукнется, так и откликнется. Не давши слова - крепись, а давши - держись. Не по виду суди, а по делам гляди. Береги платье снову, а честь - смолоду. Будь своему слову хозяин. - Давайте представим, что мы стали свидетелями разговора мальчика и рассказчика. Прочитаем диалог. (Слайд 8) - Постарайтесь при чтении передать чувства, которые испытывали мальчик и рассказчик. - Удалось ли ребятам передать чувства героев рассказа? 2 группа. - Как озаглавили 2 часть? (Заголовок словами из текста. «Снять с караула может только военный») (Слайды 9, 10) - Какие чувства вызвало у рассказчика поведение старших ребят? - Как он называет этих ребят? - Какими словами можно передать состояние рассказчика в этот момент? - Какую оценку поступку старших мальчиков дали бы вы? - Могли ли вы поступить так же? - Как сначала хотел рассказчик снять мальчика с караула? Прочитайте. - Почему мальчик не покинул свой пост? - Как это его характеризует? - Какая мысль пришла автору? Найдите в тексте и прочитайте. - Прочитайте, что произошло дальше. - Как сначала воспринял слова рассказчика майор? Прочитайте. - Как потом изменилось его поведение? Прочитайте. - Почему он изменил своё поведение? - Как майор отнёсся к игре мальчика? - Объясните, почему взрослые так серьёзно отнеслись к данному честному слову мальчика? - Заслуживает ли мальчик такого серьёзного отношения?

3 группа. - Как озаглавили 3 часть? (Заголовок словами из текста « Есть, оставить пост!») (Слайд 11) - Прочитайте, как выглядел сад поздно вечером. - Как изменился мальчик, когда увидел военного? Прочитайте. - Какие слова, выражения использует автор, чтобы описать мальчика? - Давайте прочитаем по ролям разговор мальчика и майора. При чтении постарайтесь передать эмоциональное состояние мальчика. (Слайд 12) - Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?
  • Портрет героя. (Приёмы: «Тонкие» - «толстые» вопросы, «Денотатный граф») (Слайд 13)
? Каким мы видим мальчика в начале рассказа? ? Изменилось ли состояние мальчика после встречи с военным? Поясните, в чём выражаются эти изменения? ? Что о нём подумал рассказчик сначала? ? Как изменилось мнение рассказчика о мальчике? ? Почему, прощаясь, автор с удовольствием пожал мальчику руку? ? Как вы думаете, почему автор готов ручаться, что мальчик вырастет настоящим человеком?

В Е С Ы

Плакал громко Обрадовался Говорить было трудно Выпрямился Всхлипывал Вытянулся Шмыгал носом Стал выше НЕЗДОРОВ Сказал звонко Засмеялся весело Засмеялся с облегчением ПОЖАЛ РУКУ IV. Итог урока. Осмысление авторской идеи. - Какую мысль хотел донести до нас рассказчик? Найдите в тексте и прочитайте. - Приходилось ли вам когда - нибудь давать честное слово? - Всегда ли вы его выполняли? - Тяжело ли держать честное слово? - Есть ли среди вас те, кому не понравился этот рассказ? - Для чего писатель написал этот рассказ? (Слайды 14, 15) Вывод: Пантелеев хотел, чтобы мы, сегодняшние читатели, поняли очень важную вещь: в жизни каждый человек выбирает свой путь. И только от него зависит, каким будет этот путь. Но одно должно быть ясно: уже с детства нужно формировать в себе черты характера настоящего человека. V. Домашнее задание. (Слайд 16) - Хотели бы вы иметь такого друга? - Напишите ему письмо. VI. Рефлексия. (Слайды 17, 18) - Ребята, оцените свою работу на уроке: красный смайлик - очень доволен своей работой, зелёный - считаю, что мог работать лучше. (Оценка учителя).

























































© 2010-2022