Доклад Проектная деятельность родителей обучающихся как форма социального взаимодействия

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тезис к докладу

«Проектная деятельность родителей обучающихся

как форма социального взаимодействия»

Рожина М.Д. учитель начальных классов НСОШ№1



Сегодня мало использовать традиционные формы работы с семьей. Современная жизнь диктует новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и родителей. Родители - главные воспитатели, а школа призвана помочь родителям в воспитании детей. Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания. Именно родители способны многое сделать для того, чтобы повысить умственный, творческий потенциал собственного ребенка. Я считаю, что для выявления и развития творческого потенциала детей наиболее подходит внеурочная деятельность. А формой работы с родителями в этом направлении выбираю семейные мероприятия, т. к. и детям, и родителям они очень нравятся. Вот почему, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить и быть любимым. Цель: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности. Задачи:

  • Актуализация семейных ценностей (дети значимы для семьи - любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребенку на помощь, оказать личную поддержку)
  • Создание условий для активного взаимодействия взрослых и детей;
  • Содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных форм сотрудничества в триаде "учитель - ученик - родитель" во внеурочной деятельности;
  • Выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений;
  • Создание ситуации успеха для каждого ребенка;
  • Воспитание в детях чувства уважения к взрослым, самостоятельности и ответственности.
Для решения поставленных задач мы совместно с родителями определили следующее содержание:
  • Классный коллектив делится на группы.
  • Подготовка и проведение мероприятий осуществляется по двум принципам:
    - чередование творческих поручений,
    - коллективно-творческое дело.
Классификацию некоторых мероприятий можно представить так: все мероприятия распределены по 5 проектам. Каждый проект имеет свой план работы, который проводит разные мероприятия по своему направлению. Проекты «Здоровье», «Читаем всей семьей», «Классный живой уголок», «В мире профессии», «Наши руки не для скуки», «Моя малая родина» Планирование моей работы вывелось в двух направлениях: - предварительная работа с детьми;
- предварительная работа с родителями. Новизна и уникальность данной работы состоит в следующем. Эта деятельность предполагает включение родителей в круглогодичную практическую и научно-исследовательскую работу по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников, направленной на обогащение их опыта общения со своими детьми и сопровождения их по жизни. Участниками проекта являются разные социальные группы (учащиеся класса, их родители, педагоги, преподаватели, представители общественности и т.д.), с которыми мы вступаем в профессиональное взаимодействие. Результаты освоение проектов имеют социальную и научную значимость для развития совместной деятельности школы, семьи и общественности. Результаты работы:
  • Повысилась активность родителей: на наши мероприятия приходят всей семьей.
  • У родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников и мероприятий, которые мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями.
  • У детей сформировалось понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка.
  • Реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!)
  • Овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса.
  • Повышение активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью школы.
  • Развитие социального интеллекта.
  • Динамика личностного роста учащихся.
  • Формирование социально-активной жизненной позиции учащихся через участие в делах класса, школы.
Проведенная мной работа позволяет сделать следующие выводы:
  1. Данный подход к организации и проведению праздников, экскурсий и других мероприятий позволил по-новому подойти к решению проблемы сотрудничества семьи и школы.
  2. Праздники дают большие возможности для решения воспитательных задач в работе с родителями.
  3. Активное участие в мероприятиях помогает родителям по-новому взглянуть и на своего ребенка, и на сам процесс образования в целом
Участие помогает им: - преодолеть авторитаризм и взглянуть на мир с позиции ребенка;
- относиться к ребенку как к равному;
- понять, что недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми;
- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;
- развивать способности своего ребенка. Если родителям удается чаще бывать со своими детьми, на мероприятиях организованных в школе, классе, это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру. Появился и закрепился на своих позициях контингент родителей, проявляющих серьезный, деятельный интерес к задачам воспитания и обучения своих детей в школе. Им мало быть просто "в курсе" - им хочется влиять на то, что конкретно происходит в школе. И их влияние, если его правильно организовать, может быть чрезвычайно полезным. Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений. Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая, как сложный социальный механизм, отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагога - помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни. Ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализированности учащихся. Школа же благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал школы может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагога управлять процессом воспитания учащихся и «строить» из каждого обучающегося личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом.





© 2010-2022