- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по музыке для 1 класса ОС Школа 2100
Рабочая программа по музыке для 1 класса ОС Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Москвина Е.Н. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке разработана для 1 «Г» класса, который обучается по Образовательной системе «Школа 2100», на основе: 1. Приказа Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
2. Методического письма преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2012/2013 уч.году (Материалы ГОАУ ЯО «Институт развития образования», г.Ярославль, 2012 г.)
3. ООП НОО СОШ №5 г.Рыбинска .Приказ 01-15/192-06 от 27.05.11.
4. Авторской программы «Музыка», авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011 г.
Авторская программа по музыке используется без изменения содержания.
Общая характеристика предмета Предмет нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе - формирование музыкальной культуры обучающихся как части их общей и духовной культуры. Задачи :
-
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
-
понимание обучающимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно - образный смысл;
- накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Исходя из этого, методическими принципами данной программы являются: - духовность; - образность; - интерес и увлечённость; - связь с жизнью; - наблюдение за музыкой, а не изучение её; - целостность мира, искусства, мышления, произведения; - триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя; - креативность; - «тождество и контраст», эмоциональное насыщение»; - вариативность и свобода выбора; - интонационность; - опора на отечественную музыкальную культуру; - «синтез искусств». В работе используются следующие технологии: здоровьесберегающие, оценивания образовательных достижений, проектная, проблемно-диалогическая, технология дифференцированного обучения Методы: игровой, беседа, частично-поисковый. Виды организации учебной деятельности: Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, практический; Уроки: открытия новых знаний, применения знаний и умений, повторения, комбинированные, контроля.
Педагогические технологии: - Дифференцированное обучение. - Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников). - Технология оценивания. - Здоровьесберегающая технология. - Проблемно-диалогическая. - Формирование типа правильной читательской деятельности. Контроль знаний на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, игр, тестирования, уроков-концертов.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 33 часа на учебный предмет «Музыка» (из расчета 1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Содержание программы предмета «Музыка» Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трёхчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Основные виды учебной деятельности школьников. Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Содержание программы первого года делится на два раздела: "Музыка вокруг нас" (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия "Музыка и ты" (знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты
Музыкальный материал.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
- «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
- Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
- «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
- «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
- «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
- Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
- «Гусляр Садко». В. Кикта.
- «Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
- «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
- «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
- «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
- «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
- «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
- «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
- «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
- «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
- «Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
- «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
- «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
- Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»
- Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
- «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
- «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
- «Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
- «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
- «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
- «Наигрыш». А. Шнитке.
- «Утро». Э. Денисов.
- «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
- «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
- «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
- «Вечер». В. Салманов.
- «Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
- «Менуэт». Л. Моцарт.
- «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
- «Баба Яга». Детская народная игра.
- «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
- Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
- «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
- «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
- «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
- «Волынка». И. С. Бах.
- «Колыбельная». М. Кажлаев.
- «Колыбельная». Г. Гладков.
- «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
- Лютневая музыка. Франческо да Милано.
- «Кукушка». К. Дакен.
- «Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
- «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
- Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
- «Клоуны». Д. Кабалевский.
- «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
- Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
- «Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
- «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
- «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
- «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
- «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
- «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Личностные универсальные действия
(у обучающегося будут сформированы):
- восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке; чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
- основа для развития чувства прекрасного, через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.
(обучающийся получит возможность для формирования):
- понимая значения музыкального искусства в жизни человека;
- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- эстетических переживаний музыки, понимая роли музыки в собственной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- принимать учебную задачу;
- понимать позиции слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересах для него видах музыкальной деятельности;
- адекватно воспринимать предложения учителя.
( обучающийся получит возможность научиться):
- принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
Познавательные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (музыкальный словарик);
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);
- находить в музыкальном тексте разные части;
- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
- читать простое схематическое изображение.
( обучающийся получит возможность научиться):
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной - выразительности (темп, динамика);
- понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки;
- пользоваться карточками ритма;
- строить рассуждения о доступных наглядно - воспринимаемых свойствах музыки;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировок;
- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
- контролировать свои действия в коллективной работе.
( обучающийся получит возможность научиться):
- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т. д.);
-использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
Предметные результаты
(обучающийся научится):
- воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально - образного содержания;
- различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
- выражать своё отношение к музыкальным произведениям, его героям;
- воплощать настроение музыкальных произведений в пении;
- отличать русское народное творчество от музыки других народов;
- вслушиваться в звуки родной природы;
- воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий;
- понимать значение музыкальных сказок, шуток.
( обучающийся получит возможность научиться):
- воспринимать и понимать музыкальные произведения, доступные возрасту 6-8 лет;
- передавать содержание песенного творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.;
- оценить значение музыки в жизни людей на основе знакомства с легендами и мифами о происхождении музыки.
Основные закономерности музыкального искусства
(обучающийся научится):
- слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;
- различать темпы, ритмы марша, танца и песни;
- находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
- определять куплетную форму в тексте песен;
- различать более короткие и более длинные звуки, условные обозначения (форте-пиано и др.);
- исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;
- чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;
- воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;
- различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов.
( обучающийся получит возможность научиться):
- выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений;
- понимать элементарную запись ритма и простой интонации;
- различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, флейты), пение солисты и хора (мужского, женского или детского);
- исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера;
- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
- различать звучание музыкальных инструментов, голосов;
- узнавать произведения русского музыкально-поэтического творчества.
( обучающийся получит возможность овладеть):
- первоначальными представлениями о музыкальном искусстве и его видах; о творчестве русских композиторов, о песенном творчестве для детей, об авторской и народной музыке;
- элементарными музыкальными понятиями: звук, звукоряд, нота, темп, ритм, мелодия и др.
Программа реализуется через учебно - методический комплект:
№
Автор, вид пособия
Название пособия
Год издания
1.
Авторы программы
« Музыка».Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». М., Просвещение, 2011
3.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Учебник «Музыка» 1 класс М.,Просвещение, 2011
4. Критская Е.Д. Уроки музыки в 1 классе. Фонохрестоматия. Уроки музыки в 1 классе. Фонохрестоматия. М.,Просвещение, 2011
Материально - техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Дидактическое и методическое обеспечение
1. Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2012.
1шт.
2. Учебная программа «Музыка. Авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской,Т. С.Шмагиной, - М., Просвещение, 2011
1 шт.
3. Учебник «Музыка» 1 класс, М., Просвещение 2011 г., авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
26 шт.
4. портреты композиторов
5. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры
Технические средства
1. компьютер
1 шт.
2. флешка
1 шт.
3. диски с записями музыкальных произведений
Интернет - ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: scool-collection.edu.ru 2.Журнал Искусство. - Режим доступа: art.1september.ru/index.php 3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru) 4. Началка Инфо (nachalka.info) 5. Сетевое объединение методистов (som.fio.ru) 6. Учитель.ru (teacher.fio.ru) 7. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/ 8. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
Тематическое планирование
Название раздела
Кол-во часов
Характеристика деятельности обучающихся
Метапредметные УУД
Предметные результаты
1.Музыка вокруг нас
16ч Учиться слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Выявлять жанры музыкальные (песня, танец, марш). Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. Воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней. Выявлять основные закономерности музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений. Представлять роль музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии. Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.
Личностные:
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России;
уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей, ценностей, чувств;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценке ее содержания в устной и письменной форме;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
Коммуникативные: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителями и сверстниками;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов,
определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений
Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов,
определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно- образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценке ее содержания в устной и письменной форме;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности Обучающийся научится: - проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления,воспринимать музыкальные произведения; -проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки; -решать учебные и практические задачи: -выявлять жанровое начало (песня, танец, марш)как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире; -ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.); различать характер музыки; -применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении); -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах. Обучающийся получит возможность научиться: -воспринимать музыку различных жанров; -эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; -определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; -общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. -воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; -продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; -узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; -исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
2.Музыка и ты
17 часов
Учиться слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Выявлять жанры музыкальные (песня, танец, марш). Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. Воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней. Выявлять основные закономерности музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений. Представлять роль музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии. Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.
Личностные:
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России;
уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей, ценностей, чувств;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценке ее содержания в устной и письменной форме;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
Коммуникативные: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителями и сверстниками;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов,
определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений
Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов,
определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно- образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценке ее содержания в устной и письменной форме;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности Обучающийся научится:
- проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления,воспринимать музыкальные произведения;
-проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
-решать учебные и практические задачи: -выявлять жанровое начало (песня, танец, марш)как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире; -ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.); различать характер музыки;
-применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении); -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах.
Обучающийся получит возможность научиться
-воспринимать музыку различных жанров; -эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
-воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; -исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Поурочное планирование уроков музыки
№ ур.
Тема урока
Контроль
Примечания
Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас» ( 16 часов)
1. «И Муза вечная со мной!» Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза - волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор - исполнитель - слушатель.
-
П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
-
Д.Кабалевский «Песня о школе». И.Якушенко «Пестрая песенка»
(Урок-путешествие)
Текущий.
Устный опрос.
2. Хоровод муз. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием "хор", "хоровод", с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. р.н.п. «Во поле береза стояла»
- греческий танец «Сиртаки», молдавская хороводная песня-пляска «Хора».
(Урок- экскурсия)
Текущий.
Устный опрос.
3. Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора»,
Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.
(Урок - игра)
Текущий. Устный опрос.
4. Душа музыки - мелодия. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песня, танец, марш - их характерные особенности. П.Чайковский:
- «Сладкая греза», «Вальс», , «Марш деревянных солдатиков».
(Урок-путешествие)
Текущий.Устный опрос, работа с тетрадью
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Песня, танец, марш»
5. Музыка осени. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
- П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
- Г.Свиридов «Осень»
- В.Павленко «Капельки» Т.Потапенко «Скворушка прощается»
Текущий.Устный опрос.
6.
Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально - поэтические традиции. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора».
Текущий.Устный опрос.
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Тема природы в музыке»
7. «Азбука, азбука каждому нужна…» Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
-
Д.Кабалевский «Песня о школе», А. Островский «Азбука»
Текущий. Устный опрос.
8. Музыкальная азбука. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
-
В. Дроцевич «Семь подружек», «Нотный хоровод»
Текущий.Устный опрос, работа с тетрадью
9.
Обобщающий урок 1 четверти. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
Текущий.Устный опрос.
10. Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа - свирели, дудочки, рожок, гусли. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.
-
«Полянка» (свирель),
-
«Во кузнице» (рожок),
-
«Как под яблонькой» (гусли), «Пастушья песенка» (французская народная песня)
Текущий.Устный опрос.
11.
«Садко». Из русского былинного сказа.
Знакомство с народным былинным сказом "Садко". Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен - колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
-
Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)
Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
Текущий. Устный опрос.
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Садко»
12.
Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли - арфа - фортепиано.
-
И.С.Бах «Шутка»
-
К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»., Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)
Текущий.Устный опрос, работа с тетрадью
13. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
- К.Кикта «Фрески Софии Киевской», Л.Дакен «Кукушка»
Текущий.Устный опрос.
14. Разыграй песню. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Основы понимания развития музыки.
Текущий.Устный опрос.
15. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
- «Тихая ночь» - международный рождественский гимн
- «Щедрик»- украинская народная колядка, «Все идут, спешат на праздник» - колядка
Текущий.
Устный опрос.
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint "Рождество»
16. Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре - балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы - Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Исполнение песен.
П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
-
«Марш»
-
«Вальс снежных хлопьев»
-
«Па- де-де», «Зимняя песенка»А.Бердыщев
Итоговый.
Праздник.
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Новый год»
Тема второго полугодия: «Музыка и ты» ( 17 часов)
17.
Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Идея патриотического воспитания. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…
-
В.Степанова «Добрый день»
-
А.Шнитке - «Пастораль»
-
Г.Свиридов - «Пастораль»
-
В.Алексеев «Рощица»
Текущий.
Устный опрос.
18. Художник, поэт, композитор. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости», И.Никитин «Вот и солнце встает»
Текущий.
Устный опрос.
19.
Музыка утра. Интонационно - образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра.
-
П.Чайковский «Зимнее утро», В.Симонов «Утро в лесу»
Текущий.
Устный опрос.
20. Музыка вечера. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
- В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
- С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
- Е. Крылатов «Колыбельная Умки», В.Салманов « Вечер»
Текущий.
Устный опрос.
21.
22.
Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
- В.Моцарт « Менуэт», С.Прокофьев «Болтунья»
- П.Чайковский «Баба Яга», « Баба - Яга» - детская песенка
Текущий.
Устный опрос.
Текущий.
Устный опрос.
23. Музы не молчали. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
- А.Бородин «Богатырская симфония»
- «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня) , «Учил Суворов»
Текущий.
Устный опрос.
24. Мамин праздник. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки
- В.Моцарт «Колыбельная»
- И.Дунаевский «Колыбельная»
- М.Славкин « Праздник бабушек и мам», И.Арсеев «Спасибо»
Текущий.
Устный опрос.
25. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.
Итоговый.
Концерт.
26. Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.
Текущий.
Устный опрос.
27.
Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами - арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
- И.Бах «Волынка»
- П.Чайковский « Сладкая греза»
- Л.Дакен «Кукушка»
- «Тонкая рябина» - гитара
Текущий.
Устный опрос.
28. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Текущий.
Устный опрос.
29. Музыка в цирке. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение.
- А.Журбин « Добрые слоны»
- И.Дунаевский « Выходной марш»
- Д.Кабалевский «Клоуны», О.Юдахина « Слон и скрипочка»
Текущий.
Устный опрос.
30. Дом, который звучит. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.
- Н.Римский-Корсаков опера «Садко»
- ( фрагменты)
- Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок» , ( «Золотые рыбки»)
Текущий.
Устный опрос.
31.
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. М.Коваль «Волк и семеро козлят» М.Красев «Муха - цокотуха»
Текущий.
Устный опрос.
32. «Ничего на свете лучше нету». Музыка для детей. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.
Г.Гладков «Бременские музыканты»
Текущий.
Устный опрос.
33. Обобщающий урок. (Урок-концерт.) Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.
Итоговый.
Концерт.