Рабочая программа по музыке для 1 класса ОС Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке разработана для 1 «Г» класса, который обучается по Образовательной системе «Школа 2100», на основе: 1. Приказа Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

2. Методического письма преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2012/2013 уч.году (Материалы ГОАУ ЯО «Институт развития образования», г.Ярославль, 2012 г.)

3. ООП НОО СОШ №5 г.Рыбинска .Приказ 01-15/192-06 от 27.05.11.

4. Авторской программы «Музыка», авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011 г.

Авторская программа по музыке используется без изменения содержания.
Общая характеристика предмета Предмет нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе - формирование музыкальной культуры обучающихся как части их общей и духовной культуры. Задачи :

  • развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;

  • понимание обучающимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно - образный смысл;

  • накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.


Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Исходя из этого, методическими принципами данной программы являются: - духовность; - образность; - интерес и увлечённость; - связь с жизнью; - наблюдение за музыкой, а не изучение её; - целостность мира, искусства, мышления, произведения; - триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя; - креативность; - «тождество и контраст», эмоциональное насыщение»; - вариативность и свобода выбора; - интонационность; - опора на отечественную музыкальную культуру; - «синтез искусств». В работе используются следующие технологии: здоровьесберегающие, оценивания образовательных достижений, проектная, проблемно-диалогическая, технология дифференцированного обучения Методы: игровой, беседа, частично-поисковый. Виды организации учебной деятельности: Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, практический; Уроки: открытия новых знаний, применения знаний и умений, повторения, комбинированные, контроля.

Педагогические технологии: - Дифференцированное обучение. - Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников). - Технология оценивания. - Здоровьесберегающая технология. - Проблемно-диалогическая. - Формирование типа правильной читательской деятельности. Контроль знаний на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, игр, тестирования, уроков-концертов.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 33 часа на учебный предмет «Музыка» (из расчета 1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Содержание программы предмета «Музыка» Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трёхчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Основные виды учебной деятельности школьников. Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Содержание программы первого года делится на два раздела: "Музыка вокруг нас" (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия "Музыка и ты" (знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

Раздел 2. «Музыка и ты»

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты

Музыкальный материал.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

- «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
- Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
- «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
- «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
- «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
- Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
- «Гусляр Садко». В. Кикта.
- «Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
- «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
- «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
- «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
- «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
- «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
- «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
- «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
- «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
- «Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
- «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
- «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
- Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Раздел 2. «Музыка и ты»

- Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
- «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
- «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
- «Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
- «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
- «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
- «Наигрыш». А. Шнитке.
- «Утро». Э. Денисов.
- «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
- «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
- «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
- «Вечер». В. Салманов.
- «Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
- «Менуэт». Л. Моцарт.
- «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
- «Баба Яга». Детская народная игра.
- «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
- Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
- «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
- «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
- «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
- «Волынка». И. С. Бах.
- «Колыбельная». М. Кажлаев.
- «Колыбельная». Г. Гладков.
- «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
- Лютневая музыка. Франческо да Милано.
- «Кукушка». К. Дакен.
- «Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
- «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
- Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
- «Клоуны». Д. Кабалевский.
- «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
- Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
- «Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
- «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
- «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
- «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
- «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
- «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Личностные универсальные действия

(у обучающегося будут сформированы):

- восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;

- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке; чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;

- основа для развития чувства прекрасного, через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.


(обучающийся получит возможность для формирования):

- понимая значения музыкального искусства в жизни человека;

- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- эстетических переживаний музыки, понимая роли музыки в собственной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):

- принимать учебную задачу;

- понимать позиции слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересах для него видах музыкальной деятельности;

- адекватно воспринимать предложения учителя.

( обучающийся получит возможность научиться):

- принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;

- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (музыкальный словарик);

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);

- находить в музыкальном тексте разные части;

- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

- читать простое схематическое изображение.

( обучающийся получит возможность научиться):

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной - выразительности (темп, динамика);

- понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки;

- пользоваться карточками ритма;

- строить рассуждения о доступных наглядно - воспринимаемых свойствах музыки;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):

- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировок;

- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

- контролировать свои действия в коллективной работе.

( обучающийся получит возможность научиться):

- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т. д.);

-использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

Предметные результаты

(обучающийся научится):

- воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально - образного содержания;

- различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;

- выражать своё отношение к музыкальным произведениям, его героям;

- воплощать настроение музыкальных произведений в пении;

- отличать русское народное творчество от музыки других народов;

- вслушиваться в звуки родной природы;

- воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий;

- понимать значение музыкальных сказок, шуток.

( обучающийся получит возможность научиться):

- воспринимать и понимать музыкальные произведения, доступные возрасту 6-8 лет;

- передавать содержание песенного творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.;

- оценить значение музыки в жизни людей на основе знакомства с легендами и мифами о происхождении музыки.

Основные закономерности музыкального искусства

(обучающийся научится):

- слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;

- различать темпы, ритмы марша, танца и песни;

- находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;

- определять куплетную форму в тексте песен;

- различать более короткие и более длинные звуки, условные обозначения (форте-пиано и др.);

- исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;

- чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;

- воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;

- различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов.

( обучающийся получит возможность научиться):

- выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений;

- понимать элементарную запись ритма и простой интонации;

- различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, флейты), пение солисты и хора (мужского, женского или детского);

- исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера;

- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

- различать звучание музыкальных инструментов, голосов;

- узнавать произведения русского музыкально-поэтического творчества.

( обучающийся получит возможность овладеть):

- первоначальными представлениями о музыкальном искусстве и его видах; о творчестве русских композиторов, о песенном творчестве для детей, об авторской и народной музыке;

- элементарными музыкальными понятиями: звук, звукоряд, нота, темп, ритм, мелодия и др.

Программа реализуется через учебно - методический комплект:


Автор, вид пособия

Название пособия

Год издания

1.

Авторы программы

« Музыка».Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.

Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». М., Просвещение, 2011

3.

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Учебник «Музыка» 1 класс М.,Просвещение, 2011

4. Критская Е.Д. Уроки музыки в 1 классе. Фонохрестоматия. Уроки музыки в 1 классе. Фонохрестоматия. М.,Просвещение, 2011

Материально - техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Дидактическое и методическое обеспечение

1. Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2012.

1шт.

2. Учебная программа «Музыка. Авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской,Т. С.Шмагиной, - М., Просвещение, 2011

1 шт.

3. Учебник «Музыка» 1 класс, М., Просвещение 2011 г., авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

26 шт.

4. портреты композиторов

5. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры

Технические средства

1. компьютер

1 шт.

2. флешка

1 шт.

3. диски с записями музыкальных произведений



Интернет - ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: scool-collection.edu.ru 2.Журнал Искусство. - Режим доступа: art.1september.ru/index.php 3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru) 4. Началка Инфо (nachalka.info) 5. Сетевое объединение методистов (som.fio.ru) 6. Учитель.ru (teacher.fio.ru) 7. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/ 8. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Метапредметные УУД

Предметные результаты
1.Музыка вокруг нас

16ч Учиться слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Выявлять жанры музыкальные (песня, танец, марш). Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. Воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней. Выявлять основные закономерности музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений. Представлять роль музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии. Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Личностные:

осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России;

уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей, ценностей, чувств;

формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценке ее содержания в устной и письменной форме;

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

Коммуникативные: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителями и сверстниками;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов,

определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений

Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов,

определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно- образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценке ее содержания в устной и письменной форме;

развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности Обучающийся научится: - проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления,воспринимать музыкальные про­изведения; -проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки; -решать учебные и практические задачи: -выявлять жанровое начало (песня, танец, марш)как способ передачи состояний человека, природы, живого и не­живого в окружающем мире; -ориентироваться в многообразии музыкальных жан­ров (опера, балет, симфония и пр.); различать характер музыки; -применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импро­визации, художественном движении); -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах. Обучающийся получит возможность научиться: -воспринимать музыку различных жанров; -эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; -определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; -общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. -воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; -продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; -узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; -исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).



2.Музыка и ты

17 часов
Учиться слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Выявлять жанры музыкальные (песня, танец, марш). Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. Воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней. Выявлять основные закономерности музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений. Представлять роль музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии. Воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Личностные:

осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России;

уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей, ценностей, чувств;

формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценке ее содержания в устной и письменной форме;

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

Коммуникативные: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителями и сверстниками;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов,

определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений

Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов,

определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно- образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценке ее содержания в устной и письменной форме;

развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности Обучающийся научится:
- проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления,воспринимать музыкальные про­изведения;
-проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
-решать учебные и практические задачи: -выявлять жанровое начало (песня, танец, марш)как способ передачи состояний человека, природы, живого и не­живого в окружающем мире; -ориентироваться в многообразии музыкальных жан­ров (опера, балет, симфония и пр.); различать характер музыки;
-применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импро­визации, художественном движении); -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах.
Обучающийся получит возможность научиться
-воспринимать музыку различных жанров; -эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
-воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; -исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Поурочное планирование уроков музыки

№ ур.

Тема урока

Контроль

Примечания


Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас» ( 16 часов)


1. «И Муза вечная со мной!» Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза - волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор - исполнитель - слушатель.

  • П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

  • Д.Кабалевский «Песня о школе». И.Якушенко «Пестрая песенка»

(Урок-путешествие)

Текущий.

Устный опрос.


2. Хоровод муз. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием "хор", "хоровод", с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. р.н.п. «Во поле береза стояла»

  • греческий танец «Сиртаки», молдавская хороводная песня-пляска «Хора».

(Урок- экскурсия)

Текущий.

Устный опрос.


3. Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора»,

Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.

(Урок - игра)

Текущий. Устный опрос.


4. Душа музыки - мелодия. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песня, танец, марш - их характерные особенности. П.Чайковский:

  • «Сладкая греза», «Вальс», , «Марш деревянных солдатиков».

(Урок-путешествие)

Текущий.Устный опрос, работа с тетрадью

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Песня, танец, марш»

5. Музыка осени. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.

  • П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
  • Г.Свиридов «Осень»
  • В.Павленко «Капельки» Т.Потапенко «Скворушка прощается»

Текущий.Устный опрос.


6.

Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально - поэтические традиции. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора».

Текущий.Устный опрос.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Тема природы в музыке»


7. «Азбука, азбука каждому нужна…» Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

  • Д.Кабалевский «Песня о школе», А. Островский «Азбука»

Текущий. Устный опрос.


8. Музыкальная азбука. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

  • В. Дроцевич «Семь подружек», «Нотный хоровод»

Текущий.Устный опрос, работа с тетрадью


9.

Обобщающий урок 1 четверти. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.

Текущий.Устный опрос.


10. Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа - свирели, дудочки, рожок, гусли. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.

  • «Полянка» (свирель),

  • «Во кузнице» (рожок),

  • «Как под яблонькой» (гусли), «Пастушья песенка» (французская народная песня)

Текущий.Устный опрос.


11.

«Садко». Из русского былинного сказа.

Знакомство с народным былинным сказом "Садко". Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен - колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».

  • Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)

Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»

Текущий. Устный опрос.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Садко»


12.

Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли - арфа - фортепиано.

  • И.С.Бах «Шутка»

  • К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»., Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)

Текущий.Устный опрос, работа с тетрадью


13. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

  • К.Кикта «Фрески Софии Киевской», Л.Дакен «Кукушка»

Текущий.Устный опрос.


14. Разыграй песню. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Основы понимания развития музыки.

Текущий.Устный опрос.


15. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

  • «Тихая ночь» - международный рождественский гимн
  • «Щедрик»- украинская народная колядка, «Все идут, спешат на праздник» - колядка

Текущий.

Устный опрос.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint "Рождество»


16. Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре - балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы - Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Исполнение песен.

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:

  • «Марш»

  • «Вальс снежных хлопьев»

  • «Па- де-де», «Зимняя песенка»А.Бердыщев

Итоговый.

Праздник.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Новый год»



Тема второго полугодия: «Музыка и ты» ( 17 часов)


17.

Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Идея патриотического воспитания. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…

  • В.Степанова «Добрый день»

  • А.Шнитке - «Пастораль»

  • Г.Свиридов - «Пастораль»

  • В.Алексеев «Рощица»

Текущий.

Устный опрос.


18. Художник, поэт, композитор. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости», И.Никитин «Вот и солнце встает»

Текущий.

Устный опрос.


19.

Музыка утра. Интонационно - образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра.

  • П.Чайковский «Зимнее утро», В.Симонов «Утро в лесу»

Текущий.

Устный опрос.


20. Музыка вечера. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.

  • В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
  • С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
  • Е. Крылатов «Колыбельная Умки», В.Салманов « Вечер»

Текущий.

Устный опрос.


21.






22.

Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

  • В.Моцарт « Менуэт», С.Прокофьев «Болтунья»
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры - драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой "Баба-Яга". Встреча с образами русского народного фольклора.
  • П.Чайковский «Баба Яга», « Баба - Яга» - детская песенка

Текущий.

Устный опрос.

Текущий.

Устный опрос.


23. Музы не молчали. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.

  • А.Бородин «Богатырская симфония»
  • «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня) , «Учил Суворов»

Текущий.

Устный опрос.


24. Мамин праздник. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки

  • В.Моцарт «Колыбельная»
  • И.Дунаевский «Колыбельная»
  • М.Славкин « Праздник бабушек и мам», И.Арсеев «Спасибо»

Текущий.

Устный опрос.


25. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.

Итоговый.

Концерт.


26. Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.

Текущий.

Устный опрос.


27.

Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами - арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.

  • И.Бах «Волынка»
  • П.Чайковский « Сладкая греза»
  • Л.Дакен «Кукушка»
  • «Тонкая рябина» - гитара

Текущий.

Устный опрос.


28. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Текущий.

Устный опрос.


29. Музыка в цирке. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение.

  • А.Журбин « Добрые слоны»
  • И.Дунаевский « Выходной марш»
  • Д.Кабалевский «Клоуны», О.Юдахина « Слон и скрипочка»

Текущий.

Устный опрос.


30. Дом, который звучит. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.

  • Н.Римский-Корсаков опера «Садко»
  • ( фрагменты)
  • Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок» , ( «Золотые рыбки»)

Текущий.

Устный опрос.


31.

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. М.Коваль «Волк и семеро козлят» М.Красев «Муха - цокотуха»

Текущий.

Устный опрос.


32. «Ничего на свете лучше нету». Музыка для детей. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.

Г.Гладков «Бременские музыканты»

Текущий.

Устный опрос.


33. Обобщающий урок. (Урок-концерт.) Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.

Итоговый.

Концерт.




© 2010-2022