Конспект занятия по внеурочной деятельности Основы православной культуры (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №56»



План-конспект внеурочного занятия по
«Основам православной культуры

Тема занятия: «Отношение святых отцов к животным»



Автор: Выдренкова Анастасия Александровна

Класс: 2А Форма занятия: Путешествие в мир жизни животных Цель: создание условий для обретения детьми основ духовного опыта: бережное отношение к животным. Задачи: - познакомить учащихся с жития преподобных Герасима Иорданского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, их отношением к животным, как к творению Божиему; - помочь осознать личную ответственность человека за тех, кого приручили; - установить взаимосвязь с содержанием курса окружающего мира по вопросам сохранения равновесия в природе; - показать, что одним из показателей проявления любви является отношение к братиям нашим меньшим. Формирование УУД: - личностные действия: обретение основ духовного опыта: проявление любви к животным как ответственности за них; - регулятивные действия: устанавливать логические связи, причины и следствия, уметь делать выводы из предложенной в учебнике информации, осмыслить связи природного мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум, чувства, воля, свобода и совесть; - познавательные действия: освоить сведения об особенностях отношения человека к животным, об отношении святых к животному миру; - коммуникативные действия: обогащение лексики за счет введения новых слов, развивать ораторские способности и умение правильно выражать свои мысли.

Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска Notebook или IQBoart, презентация к уроку, рассказы учащихся о своих домашних животных.

При проведении занятия предполагается показ мультфильма «Как преподобный Серафим Саровский приручил медведя» и отрывка интервью монаха Саввы (Мажуко), «Преподобный подвижник Герасим Иорданский и лев» и отрывок из мультфильма «Князь Владимир», цифровые копии икон «Святой Герасим Иорданский», «Святой преподобный Серафим Саровский».

Используемая литература и электронные ресурсы:

  1. Духовно-нравственная культура России: Учебное пособие для 2 класса по курсу «Основы православной культуры» / Авторы-составители: архимандрит Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. - Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015. - 240с.
  2. Православные сайты: pravolimp.ru/, radostmoya.ru/, pravoslavie-tlt.ru/.



Ход занятия:

  1. Орг. момент
  2. Создание мотивации (учитель создает интригу занятия с помощью мультфильма «Князь Владимир» и стихотворения С.Михалкова «Будь человеком!»)
- Добрый день, ребята! А вы любите путешествовать? - Поднимите руки, кто ездил из Вас на поезде! - Вот и сегодня я предлагаю Вам совершить путешествие. А поможет нам в этом любимый всеми паровозик из Ромашкино. (слайд1) (Стулья в классе стоят по 2 в ряд имитируя вагончики поезда) - Я рада приветствовать вас на нашем поезде и надеюсь, что путешествие принесёт много полезного и светлого, позволит задуматься над многими вопросами! А чтобы определить тему нашего путешествия, давайте отправимся на первую станцию, которая называется «Лесная полянка». Машинистом поезда я назначаю Тимофея. Прошу к доске, а мы под музыку будем стучать ногами так, как будто мы едем на настоящем поезде. Ну, что, поехали?! (Звучит песенка из мультфильма «Паровозик из Ромашкино», дети имитируют движение поезда) - Посмотрите, мы приехали на лесную полянку. Кого же мы здесь видим! Верно! Это старец с Олешкой нам хотят что-то сказать. Давайте их послушаем. (слайд 2) (Учитель включает отрывок из мультфильма «Князь Владимир» с 46:32 по 48:00 минуты) - Вы, наверное, уже догадались, о ком мы будем говорить во время путешествия? (Дети отвечают, что о животных) - Верно, о животных! - А вот посмотрите! Это же муравейник! А Вика Ф. знает стихотворение про муравейник. Давайте его послушаем и выделим ещё одно слово для нашего путешествия. (Вика рассказывает стихотворение, на доске фото муравейника) (слайд 3) Сергей Михалков Будь человеком! В лесу мурашки-муравьи Живут своим трудом, У них обычаи свои И муравейник - дом. Миролюбивые жильцы Без дела не сидят: С утра на пост бегут бойцы, А няньки в детский сад. Рабочий муравей спешит Тропинкой трудовой, С утра до вечера шуршит В траве и под листвой. Ты с палкой по лесу гулял И муравьиный дом, Шутя, до дна расковырял И подпалил потом. Покой и труд большой семьи Нарушила беда. В дыму метались муравьи, Спасаясь кто куда. Трещала хвоя. Тихо тлел Сухой, опавший лист. Спокойно сверху вниз смотрел Жестокий эгоист... За то, что так тебя назвал, Себя я не виню, - Ведь ты того не создавал, Что предавал огню. Живешь ты в атомный наш век И сам - не муравей, Будь Человеком, человек, Ты на земле своей!
- Как вы думаете, какого слова нам не хватает для формулировки темы? (Дети предполагают, что это может быть слово «отношение») - Совершенно верно, ребята! Мы действительно сегодня будем говорить об отношении к животным. - Об отношениях человека к животным мы с вами много говорили на уроках окружающего мира, литературного чтения, классных часах. Сегодня вспомним об отношении человека к животным, нашим маленьким друзьям, которые живут у нас дома, или к бездомным, которых мы видим на улице. Им бывает очень трудно без помощи и заботы человека. А также узнаем об отношениях святых отцов к животным. (слайд 4) II. Беседа с детьми. - Скажите мне, пожалуйста, как относился к животным герой мультфильма? (Дети отвечают, что с любовью, вниманием и состраданием) - Как относился к животным герой стихотворения? (Дети отвечают, что со злостью, неуважением и жестокостью.) - Каково Ваше отношение к животным? (Дети отвечают, что они любят животных, не обижают их, кормят зимой птиц, заботятся о своих домашних питомцах.) - Это была отличная остановка. Мы подышали с Вами свежим воздухом и узнали, что нас ждёт путешествие в мир животных. - Усаживаемся поудобнее и отправляемся дальше! (Звучит музыка, а на интерактивной доске передвигается паровозик по карте) - Вот мы и прибыли на следующую станцию, которая называется «Царский сад» - Представьте себе ухоженный сад рядом с красивым дворцом и послушайте, пожалуйста, отрывок из воспоминаний полковника Владимира Константиновича Олленгрэна о детстве Николая II. (слайд 5) (Учитель читает отрывок из книги «Духовно-нравственная культура России» 2 класс - с.97-98) - Какое еще чувство можно испытывать к животным? (Сострадание, милосердие, желание помочь и т.д.) - Как помог воробышку мальчик Володя? (Зная правила птичьей медицины, оказал первую помощь.) - Что же сделал Ники (будущий царь Николай II)? (Предложил помолиться за воробышка.) - Можно ли сказать, что Володя помог воробышку физически, а Ники - духовно? (Да, можно. Молитва помогает и спасает.) - Да, действительно! Если мы будем с добротой и уважением относится к животным, то и они «отплатят нам той же монетой», т.е. будут нам преданы до конца своей жизни. Так что мы в ответе за тех, кого приручили! - Есть ли у Вас домашние животные? - Я предлагаю сесть по вагонам, отправиться к Вам домой и познакомиться с домашними животными. (Звучит музыка из мультфильма, паровозик едет к следующей станции «Мой дом») - Вы принесли рисунки и фотографии своих домашних животных. Им очень повезло. У них есть хозяева - вы и ваши родители. Кто хочет рассказать нам о своем животном? Как оно у вас появилось, как ему живется в вашем доме, как вы к нему относитесь, а оно к вам? (слайды 6-10 Дима, 11-19 Семён) (Дима и Семён рассказывают о своих домашних питомцах.) Вывод. Важно не только их накормить, ухаживать за животными, заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь, ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите. - Следующую остановку я предлагаю сделать в лесочке и прогуляться по нему. Физминутка (под звуки природы дети имитируют прогулку по лесу). (слайд 20)
  1. Разговор об отношении к животным святых отцов.
- Это была отличная прогулка! Рассаживаемся по местам и едем к следующей станции «Цирк». (Звучит музыка и поезд двигается к следующей станции) - Мы много говорили с Вами об отношениях к животным. Но я не зря сделала акцент именно на духовное отношение. Вы все любите и заботитесь о своих питомцах, о домашних животных. Чем они отличаются от диких? (Дети отвечают, что их приручил человек много тысячелетий назад, и они служат ему верой и правдой.) - А можно ли приручить диких зверей? (Дети могут привести пример - «цирк».) (слайд 21) - Посмотрите, мы с вами в цирке, на арене которого выступают звери. (Учитель показывает фото цирковых представлений) - В цирке зверей лишь дрессируют, учат делать разные трюки. Для чего дрессировщик цирка учит животных выполнять трюки? (Дети отвечают: он любит животных и ему интересно, чтобы порадовать детей, для работника цирка - это работа, он зарабатывает деньги и т.д.) - Но все это звери делают не по своей воле. Их долго этому обучали, поэтому выглядят они усталыми. С радостью разбежались бы звери по своим норам и берлогам и никогда не вернулись бы в цирк. - Но неужели не было людей, к которым дикие звери приходили бы сами, по своей воле и жили бы с ними мирно, как домашние животные? Такие люди были. Это были святые люди, христиане, жившие много веков назад. Они излучали любовь и доброту - поэтому к ним тянулись не только люди, но и звери, даже самые свирепые. И от этой божественной любви и благодати дикие животные становились мирными и кроткими. - И один из примеров животной преданности мы увидим, если поедем на следующую станцию. (Звучит музыка и паровозик подъезжает к Монастырю в пустыне Палестины) - Представим себе пустыню, жара, река Иордан протекает в отдалении от маленького монастыря, кругом дикие звери… - А в монастыре нас уже ждёт монах Савва. Он хочет рассказать Вам о своей любимой иконе. Давайте внимательно его послушает! (слайд 22) (Учитель включает интервью архимандрита Саввы «Преподобный подвижник Герасим Иорданский и лев» с 22:00 до 5:11) (слайд 23)
  • Назовите имя монаха, о котором идёт речь?
  • Как он помог дикому и грозному царю зверей?
  • Как лев отблагодарил Герасима?
  • Какими словами вы можете описать монаха Герасима?
- А где вам встречалась эта история? (Дети отвечают, что видели её в книге по духовно-нравственной культуре России). - Да, действительно в вашем учебнике по основам православной культуры есть описание жизни преподобного Герасима Иорданского. А помните, на дом я вам задавала найти иконы Герасима? Ведь икона - это образ, изображение святых. Посмотрите, насколько по-разному люди представляют себе один и тот же сюжет. (слайд 24) (Дети и учитель рассматривают иконы Герасима Иорданского) - В книге, описывающей жизнь святых людей, вы можете узнать и о других старцах, которые приручали диких зверей. С одной такой историей вы познакомитесь, когда мы прибудем на следующую станцию «Жилище (келья) монаха в глухом лесу». (Учитель включает музыку, и паровозик движется к следующей станции) - В лесной гуще обитает старец Серафим. Стеной стоит непроходимый лес, и только узкая, чуть заметная тропиночка вьется между вековыми соснами, березами, мы выходим на лесную полянку и видим жилище монаха. Сейчас мы познакомимся с ним поближе. (Учитель включает мультфильм «Как преподобный Серафим Саровский приручил медведя» с 40:00 до 3:20) - А подробнее об этой истории нам расскажет Арина Ч. (24 слайд) (Арина пересказывает произведение своими словами: Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.)
  • Назовите имя преподобного, о котором идёт речь?
  • Какого зверя испугалась монахиня в рассказе?
  • Почему грозный медведь слушался святого?
  • Опишите, каким человеком был старец Серафим.
  1. Подведение итогов и рефлексия.
- Усаживаемся поудобнее, нас ждёт конечная станция - наша школа. Мы возвращаемся домой. - Что нового и полезного вы узнали из нашего путешествия? - В чем может проявляться ваша любовь к животным? - Что мы должны запомнить? - Какое чувство осталось у вас после путешествия? (25 слайд) (Выводы учителя.) -Помните всегда, что животным, как и вам, бывает больно. Они умеют радоваться, печалиться, благодарить за хорошее отношение к себе и сердиться, обижаться на что-то. Мы с вами люди, и давайте относиться к тем, кто зависит от нас, к братьям нашим меньшим по-человечески, по-доброму, ответственно. - Спасибо Вам большое за отличное путешествие!




© 2010-2022