- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Оригами
Программа внеурочной деятельности Оригами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шкляева О.А. |
Дата | 13.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
12
Оглавление
-
Пояснительная записка…………………………………………………..2
-
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности………………………………………………..6
-
Тематический план……………………………………………………….8
-
Содержание программы…………………………………………………12
-
Список литературы для учителя ………………………………………25
-
Список литературы для обучающихся …………………………………27
Пояснительная записка
В Концепции духовно-нравственного воспитания говорится, что современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли перемены, оказавшие отрицательное влияние на общественную нравственность. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Ценности личности формируются в семье, коллективе, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в школе. Школа должна стать центром не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни обучающегося, ведь ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
- развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
- расширяет коммуникативные способности;
- воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
- воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
- конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) - поделки оригами;
- объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
- наглядное сопровождение темы урока - например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы - на занятиях театральной студии;
- средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
- элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- обучение различным приемам работы с бумагой.
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- воспитание интереса к искусству оригами.
- расширение коммуникативных способностей детей.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны
знать
уметь
что такое оригами
подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами
выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей
собирать игрушки - «оригамушки» необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу
Оценка результатов образовательной деятельности Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематический план
1 год обучения
(33 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Знакомство с оригами
1
1
2.
Квадрат- основная фигура оригами
1
3
4
3.
Базовая форма «Треугольник»
1
4
5
4.
Базовая форма «Воздушный змей»
1
4
5
5.
Базовая форма «Двойной треугольник»
1
3
4
6.
Базовая форма «Двойной квадрат»
3
3
7.
Базовая форма «Конверт»
3
3
8.
Цветы к празднику 8 марта
1
2
3
9.
Впереди - лето!
2
2
10.
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
1
2
3
ИТОГО:
7
26
33
2 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся
1
1
2
2.
Простые базовые формы оригами
2
2
3.
Осенние композиции
2
2
4.
Базовая форма «Треугольник»
3
3
5.
Базовая форма «Воздушный змей»
2
2
6.
Базовая форма «Двойной треугольник»
2
2
7.
Базовая форма «Двойной квадрат»
3
3
8.
Базовая форма «Конверт»
3
3
9.
Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»
1
3
4
10.
Базовая форма «Дверь»
1
3
4
11.
Поздравительная открытка к празднику 8 марта
3
3
12.
Итоговое занятие
1
1
2
13.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
3 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Диагностика обученности учащихся
1
1
3.
Чудесные превращения бумажного листа
5
5
4.
Модульное оригами
1
4
5
5.
Оригами на праздничном столе
1
5
6
6.
Валентинки из оригами
1
1
7.
Объёмные цветы к празднику 8 Марта
3
3
8.
Оригами - почта!
3
3
9.
Базовая форма «Дом»
2
2
10.
Впереди - лето!
3
3
11.
Итоговое занятие
1
1
2
12.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
4 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводные занятия.
1
1
2
2.
Оригами в Интернете
1
2
3
3.
Изделия из складки
4
4
4.
Базовая форма «Катамаран»
1
4
5
5.
Новогодние украшения
4
4
6.
Базовая форма «Птица»
4
4
7.
Цветы и вазы оригами
4
4
8.
Базовая форма «Лягушка»
2
2
9.
Творческие работы
2
2
10.
Итоговое занятие
1
1
2
11.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
С
12одержание программы
1 класс (33 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Знакомство с оригами
1 ч. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
2 Квадрат - основная форма оригами
4 ч. Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
Личностные - самоопределение;
3 Базовая форма:
«Треугольник»
5 ч. Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».
13
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование;
4 Базовая форма:
«Воздушный змей»
5 ч. Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке».
5 Базовая форма:
«Двойной треугольник»
4 ч. Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.
6 Базовая форма:
«Двойной квадрат»
3 ч. Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».
7 Базовая форма «Конверт»
3 ч. Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».
8
Цветы к празднику 8 Марта
3 ч. 8 марта - международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Л
14ичностные
- нравственно- этическое оценивание;
9
Впереди - лето!
2 ч. Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;
Личностные - нравственно- этическое оценивание;
10
Итоговые занятия
Оформление выставочных работ
3 ч. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - целеполагание; - оценка;
Личностные
- самоопределение;
С
15одержание программы
2 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Вводные занятия
2 ч. Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;
Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка;
Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция;
2 Простые базовые формы оригами
3 ч. Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Познавательные
- знаково-символические
- моделирование;
- анализ;
Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;
Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование;
Регулятивные - целеполагание;
- волевая саморегуляция;
3 Осенние композиции
2 ч.
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.
Оформление композиций.
П
16ознавательные
- поиск и выделение информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;
Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция;
Регулятивные - целеполагание;
- волевая саморегуляция;
4 Базовая форма:
«Треугольник»
3 ч.
Домик с крыльцом, домик с трубой.
Домик с верандами. Деревья и травы.
П
12ознавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка;
Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка
17- волевая саморегуляция;
5
Базовая форма:
«Воздушный змей»
2 ч.
Лебеди (2 способа).
Утка с утёнком.
6
Базовая форма:
«Двойной треугольник»
2 ч.
Тропическая рыбка.
Отделка модели.
7
Базовая форма:
«Двойной квадрат»
3 ч.
Золотая рыбка.
Краб.
Композиция «Аквариум».
8
Базовая форма:
«Конверт»
2 ч.
Рыбка-бабочка.
Водоросли и камешки.
Оформление аквариума.
9
Базовая форма:
«Рыба»
4 ч.
Царевна-Лебедь.
Пингвин (2 способа).
Композиция «Пингвины на льду».
10
Базовая форма:
«Дверь»
4 ч.
Мышь и поросёнок.
Бурёнка.
Композиция «В деревне».
11
Поздравительная открытка к празднику 8 Марта
3 ч.
Оформление поздравительной открытки.
Конкурс «Я люблю свою маму».
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формулирование познавательной цели;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
12
Итоговые занятия.
Оформление выставочных работ
2 ч.
Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, изготовленных в течение года.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - целеполагание; - оценка;
Личностные
- самоопределение;
С
18
18
18ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Вводное занятие
2 ч. История развития искусства оригами. Входная диагностика.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;
2 Чудесные превращения бумажного листа
5 ч. Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- прогнозирование;
3 Модульное оригами
5 ч. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения - звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Познавательные
- формулирование познавательной цели
-
19поиск и выделение информации;
- моделирование;
- знаково-символические;
Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- контроль и коррекция;
- волевая саморегуляция;
4. Оригами на праздничном столе
5 ч.
Правила этикета.
Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание; - планирование;
20- прогнозирование;
5. Валентинки из оригами
1 ч. Изготовление валентинок.
6. Цветы к празднику 8 Марта
3 ч. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
7. Оригами - почта
3 ч. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо.
Оригинальный конверт (2 варианта).
8. Базовая форма «Дом»
2 ч. Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
9. Впереди - лето!
3 ч. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
10. Итоговое занятие
2 ч.
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - целеполагание; - оценка;
Личностные
- самоопределение;
11. Оформление выставочных работ
2 ч. Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
С
21ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1. Вводное занятие
2 ч. Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные - смыслоопределение; - смыслообразование;
Коммуникативные -постановка вопросов;
Регулятивные - контроль и оценка;
2. Оригами в Интернете
3 ч. sch139.5ballov.ru/origami/ - сайт Омского центра оригами.
origami.ru - сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» - сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование;
Регулятивные - прогнозирование; - волевая саморегуляция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
3. Изделия из складки
4 ч. Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - постановка вопросов; -
22оценка действий партнера;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
4. Базовая форма «Катамаран»
5 ч. Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;
5. Новогодние украшения
4 ч. Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Познавательные
- моделирование;
- анализ, синтез, классификация;
- знаково-символические;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
-
23прогнозирование;
6. Базовая форма «Птица»
4 ч. Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- прогнозирование;
7. Цветы и вазы оригами
4 ч. Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - планирование; - прогнозирование;
8. Базовая форма «Лягушка»
2 ч. Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
9. Творческие работы
2 ч. Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
10. Итоговое занятие
2 ч. Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ.
Познавательные
- доказательство;
- построение логической цепи рассуждений;
К
24оммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - оценка и коррекция;
Личностные
- самоопределение;
- смыслообразование.
11. Оформление выставочных работ
2 ч.
Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.
С
25писок литературы для учителя
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1999
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
- Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
- Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
- Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
- С
26ержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
- Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005
С
27писок литературы для обучающихся 1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - М.: Аким, 1995. 2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. - СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.