Конспект урока по русскому языку: Второстепенные члены предложения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3-б классе по системе Виноградовой.

Тема урока : Роль второстепенных членов предложения.

Цель урока:

выявить роль второстепенных членов предложения, опираясь на известные учащимся способы работы. Дать понятие о распространенных и нераспространенных членах предложения.

Планируемые результаты:

Предметные :

знать:

- понятие «второстепенные члены предложения

-понятие «распространенные и нераспространенные предложения»

Метапредметные : уметь:

-организовывать учебное сотрудничество

-самостоятельно определять цели своего обучения

-выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Личностные :

-развивать познавательный интерес и мотивы направленные на изучение второстепенных членов предложения;

-коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве;

элементарные навыки самооценки своей деятельности

Оборудование : классная доска ,мел, учебник

тетради, карточки со словами, карточки-модели, презентация, проектор, конверты с заданиями.

Ход урока

I.Вводно-мотивационный этап

Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем их, улыбнемся, садитесь.

Мы продолжаем с вами путешествие по стране Знаний.

Откроем тетрадки, запишем число.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла высказывание , которое пришло к нам из Древнего Египта. Прочтите его . ( слайд 2).

Полезно слушать слова других. Как вы понимаете смысл этих слов ? ( высказывания уч-ся)

Давайте вспомним какую тему мы с вами изучали на прошлых уроках? ( главные члены предложения)

Напомните мне, какие главные члены предложения вы знаете? ( ответы уч-ся)

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о предложении.

Запишем в тетрадь предложение ( есть желающие поработать у доски?)

В лесу проворные ежи шуршали сухими листьями.

Найдите грамматическую основу( ежи шуршали)

Только ли из грамматической основы состоит наше предложение? ( есть еще другие слова)

Как думаете, для чего они нужны? Как они могут называться?( высказывания уч-ся)

высказываний очень много, какое же правильное? Хотели бы узнать?

ТОГДА МОЖЕТ БЫТЬ КТО-НИБУДЬ СКАЖЕТ О ЧЕМ МЫ СЕГОДНЯ БУДЕМ ГОВОРИТЬ, С ЧЕМ РАБОТАТЬ?

Значит цель нашего урока :1. узнать как называются остальные слова в предложении? А когда узнаем, сможем сформулировать тему урока. ( слайд3)

  1. Для чего они нужны?

  2. Как называются предложения , в которых кроме гр. Основы есть другие слова?

Это и будет цель нашего урока.

II .Операционно-содержательный этап

- У вас на столах лежат конверты. Возьмите конверты и со словами составьте предложения.( сам. Работа).

Проверка

Какие предложения у вас получились?

-Читает 1 гр, остальные слушают) ВЫПАЛ СНЕГ ( НА доске схемы)

-.назовите подл., сказ., что сказано про снег?

-Вторая гр. Березы стоят. Подл., сказ., что сказано про березы?( СХЕМА)

-Третья группа: шелестит листва. ( СХЕМА) Что сказано про листву? Еще что ? Ничего .

-В этих предложениях достаточно информации, чтобы лучше представить что сказано ? Мало инф.

-КАКОЕ задание можно придумать для этих предложений? Что можно с ними сделать, чтобы мы лучше представили о чем в них речь?

( ответы уч-ся) урасить предложения, добавить еще слова).

-Давайте попробуем.

У первой группы на столе лежит конверт №2

Вторая И ТРЕТЬЯ ГРУППА сами подумайте, какие слова можно добавить в ваши предложения ( САМостоятельнАЯ работа)

Физминутка для глаз (слайд4)

Проверка работы

Дети читают полученные предложения ( на доске схемы+ второстепнные чл пр)-другим цветом я обозначила слова которые вы добавили в предложения. - - Вот такие модели у нас получились: красным цветом обозначены главные , а другим цветом остальные слова, которые вы добавили.

- Обратите внимание ,где могут стоять эти слова?( в начале, в конце, в середине предложения)

-Теперь давайте сравним, предложенияК которые у нас были в начале ( слайд 5) и те , которые у нас получились.

- Что можете сказать? В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

В новых предложениях информации больше,предложения получились точнее, интереснее, красивее.

- За счет чего наши предложения стали точнее, полнее? За счет добавленных слов.

У этих слов есть свое название. ОНИ называются ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ( слайд6).

Значит как будет звучать тема урока?

Есть главные чл. Предложения. Без них предложение не может существовать( показ на схеме). Теперь вы знаете , что есть и второстепенные члены предложения. Без них предложение может существовать.

Поэтому , мне кажется, что они вовсе и не нужны в русском языке?

А вы как думаете? ( высказывания учащихся).

Для чего тогда они нужны? Слайд7( поясняют, дополняют, уточняют).

Какие предложения вам больше нравятся?

Предложения в которых кроме грам. Основы есть еще второстепеныые члены предложения называются- РАСПРОСТРАНЕННЫЕ предложения ( слайд8),

тогда предложения из одних главных чл. пр. называются....нераспространенные

ФИЗМИНУТКА.

-А теперь ребята , я предлагаю вам поработать в группах, но перед этим давайте вернемся к нашему предложению про ежей, в начале урока. Мы теперь знаем , что остальные слова называются... давайте составим модель этого предложения. ( есть желающие выйти к доске?)

-главные члены предложения мы уже нашли , мы обозначим их красным прямоугольником, а остальные -другим цветом.

У нас получилась еще одна модель предложения.

-А сейчас мы поработаем в группах.

1 гр- карточка №1- составить к данному предложению схему-модель

2 гр-картоочка №2- сотавить предложение по данной схеме

3гр-составить по картине 1 предложениеи нарисовать к нему схему-модель ( сам. Работа)

Проверка ( демонстрация перед классом)

III.Рефлексивно- оценочный этап

-Хорошо. Все молодцы! Давайте подведем итог:

-Как же называются остальные слова в предложении? Какова их роль? ( зачем нужны?)?

-Как называются предложения с второст. Членами( распростр., нераспространенные)

-Сейчас предлагаю вернуться к нашему плану и выяснить все ли мы выполнили? (Слайд -9цель).

-Оцените работу групп используя фразеологизмы: слайд 10

мы работали не покладая рук.

Мы работали спустя рукава.

Нам было трудно, но мы не опустили рук.

Какая работа вам показалась интересной, трудной? Что было трудно?

Домашнее задание. Слайд 11

1.прочитать правило стр.82 упр.2

2.составить несколько предложений на тему «Осень» и составить схему-модель

3 придумать свое задание


© 2010-2022