- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных»
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Еськова Е.Л. |
Дата | 21.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ - СОШ с. Карпенка
Краснокутского района Саратовской области
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Разнообразие животных»
1 класс
Учитель: Глущенко Наталья Александровна
2014 год
Тема: Разнообразие животных
Цель: углубить знания учащихся о разнообразии животных
Задачи:
Образовательные:
-
Формировать понятие "виды животных".
-
Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы).
-
Классифицировать животных по способу питания
Развивающие:
-
Развивать умение классифицировать животных по данному основанию,
-
познавательные процессы.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Организация класса к уроку.
В перемену отдохнули,
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.
2. Постановка целей урока и подготовка к работе.
На сегодняшнем уроке мы как всегда будем изучать окружающий нас мир, ещё раз поговорим о животных, попытаемся доказать самим себе, что животные - живые существа, попытаемся разделить всех животных на группы по способу питания, а также узнаем много нового и интересного.
А чтобы мы лучше слышали, лучше видели, лучше запоминали и соображали:
1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот
2) надавите подушечками пальцев на затылок (10 раз)
3) помассируйте мочки ушей
3. Работа над темой урока
Итак, как я уже сказала, на этом уроке снова пойдет речь о животных.
Но, прежде всего, давайте вспомним, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу?
Игра "Живая - неживая"
Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы услышите слово, относящееся к живой природе, хлопните в ладоши, если к неживой - соответственно, не хлопайте.
(Снег, облака, лошадь, вода, Солнце, орёл, горы, дерево, ромашка, воздух, вода, Луна, человек)
-
Итак, что же относится к неживой природе?
-
А к живой?
Сегодня нас интересуют животные.
-
А кого мы отнесём к животным?
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.
-
Что вы знаете о насекомых?
Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.
-
О земноводных?
А чем отличаются жабы от лягушек? (У жаб бородавчатая кожа)
В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то появятся бородавки. Убеждение это ошибочное и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмёте в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости.
-
О пресмыкающихся?
-
О рыбах?
Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.
-
О птицах?
Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.
О зверях? Как ещё называют зверей? Почему?
Животные - живые существа
Работа с учебником.
4. Классификация животных по способу питания
4 слайд: Растительноядные, хищники, всеядные, паразиты.
А теперь, давайте, ребята, поговорим о том, чем питаются животные.
(травой, насекомыми, животными)
Посмотрите на этих животных и подумайте, что у них общего, по какому признаку их объединили в одну группу?
-
Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядными)
Что за животные изображены на этом снимке?
-
Как называются животные, которые питаются другими, более мелкими животными? (хищники)
Что вы можете сказать об этих животных?
-
Как называются животные, которые питаются за счёт других организмов? (паразиты)
Что вы можете сказать об этих животных?
-
Животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными.
Итак, на какие группы мы можем разделить всех животных по способу питания?
Ребята, а можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?
Как они связаны?
Приведите мне пример любой цепи питания. (Работа в группах).
5. Физкультминутка.
«Медвежата»
6. Закрепление изученного материала
А) Задание в рабочей тетради (стр. 37) (УМК «Начальная школа ХХ1 века»)
Б) Игра «Верно - неверно»
Условие: верно, ставим +; неверно - о.
Кроссворд "Животные"
Разгадать, что за слова спрятались в нём, нам помогут цветные полоски, которые находятся у меня в руке. Полоски разного цвета. Нам нужно разгадать загадки.
Загадки.
1.Вьётся верёвка,
На конце головка.
2.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
3.Летом в болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка.
Кто это?
4.Пресноводная рыба с красноватыми нижними плавниками.
5.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
6.На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.
7.Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошки.
Какое же слово у нас получилось? (Молодцы)
7. Охрана животных
Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?
Стихотворение "Все на свете нужны"
Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
(Б. Заходер)
Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми
Все животные: и травоядные и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"
А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.
8. Рефлексия
Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.
А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных кругов.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.