- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему Упражнение в написании существительных с шипящими на конце (3 класс)
Урок русского языка на тему Упражнение в написании существительных с шипящими на конце (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тур О.А. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка.
3 класс. Тема: Упражнение в написании существительных с шипящими на конце. Цели урока:
- Упражняться в написании существительных с шипящими на конце.
- Учиться различать 3 вида «Ь»: мягкий знак - показатель мягкости согласных, разделительный мягкий знак и «Ь» - показатель грамматической формы существительных женского рода ед. ч. с шипящим на конце.
- Развивать интеллектуальные качества учащихся: внимание, память, мышление, речь.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
- Русский язык: учеб. для 3 кл.
- рисунок Мягкого знака,
- аншлаги для формулирования цели урока,
- презентация к уроку,
- карточки-подсказки,
- картинки с изображением «Ь», для поощрения активных учащихся.
Ход урока:
- Организация класса.
- Минутка чистописания.
- Формулирование темы и цели урока.
Учиться различать
Ь
Ь
Ь
- Упражняться в написании существительных с шипящими на конце.
- Учиться различать 3 вида «Ь»
- Ребята, какое настроение у нашего гостя? Почему? (Наверное, мы в прошлый раз сделали ошибки в написании существительных с шипящими на конце.) - Поможем Мягкому знаку исправить настроение? (Да.) - А для этого мы должны научиться безошибочно писать существительные с шипящими на конце. Итак, приступим к выполнению первой цели.
- Работа по теме урока.
- Интеллектуально - лингвистическое упражнение № 1.
ПРАВДА - ЛОЖЬ
ВИЛКА - НОЖ
БОЛЬНИЦА - ВРАЧ
РЕКА - ЛЕЩ
ПОЛДЕНЬ - ПОЛНОЧЬ
ВЛАЖНОСТЬ - СУШЬ
ПШЕНИЦА - РОЖЬ
ШКАФ - ПЛАЩ
Шифр:
ТРУСОСТЬ - ХРАБРОСТЬ
ОЗЕРО - РЕКА
ШКОЛА - УЧИТЕЛЬ
- Прочитайте пары слов и шифр. Сформулируйте задание. (Разделить пары слов на группы в соответствии с шифром.) - Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь слов внутри каждого шифра. Подберите к ним другие пары слов из первого столбика с такой же смысловой связью. Выбор слов обоснуйте. 1-ый ряд подбирает слова к 1-ому шифру и т. д. После рассуждений учащихся открывается следующий слайд с ответами. - Проверьте себя.
3 слайд. ТРУСОСТЬ - ХРАБРОСТЬ
ОЗЕРО - РЕКА
ШКОЛА - УЧИТЕЛЬ
ПРАВДА - ЛОЖЬ ПОЛДЕНЬ - ПОЛНОЧЬ ВЛАЖНОСТЬ - СУШЬ ВИЛКА - НОЖ ПШЕНИЦА - РОЖЬ ПОЛДЕНЬ - ПОЛНОЧЬ БОЛЬНИЦА - ВРАЧ РЕКА - ЛЕЩ ШКАФ - ПЛАЩ
- Интеллектуально - лингвистическое упражнение № 2.
- Самостоятельная работа. Упражнение № 60 стр. 34.
РОД
Ж. Р.
М. Р.
Ь
Ь
!
Сущ. с Ж, Ш, Ч, Щ на конце
Образец рассуждения: Слово «товарищ» - это сущ. с шипящим на конце. Смотрю, какого оно рода. Товарищь - м. р., значит, пишется без «Ь».
- Дифференциация мягкого знака - показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака и «Ь» - показателя грамматической формы существительных женского рода, ед. ч. с шипящим на конце. Упр. 59 стр. 34.
ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ
?
ь
7 слайд.
- У нас сегодня в гостях «Ь» - показатель грамматической формы существительных женского рода ед. ч. с шипящим на конце. (На слайде появляется надпись.) А у него есть братья близнецы: «Ь» - показатель мягкости согласных и разделительный «Ь». - Упр. 59 стр. 34. Помогите братцам найти своё место в словах. Внимание! Здесь есть слова-ловушки, в которых «Ь» совсем не нужен. Задание 1-ой группе: Отыскать в предложенных словах слова для «Ь» - показателя мягкости согласных. Задание 2-ой группе: Отыскать в предложенных словах слова для разделительного «Ь». Задание 3-ей группе: Отыскать в предложенных словах слова для «Ь» - показателя грамматической формы существительных женского рода ед. ч. с шипящим на конце. Проверка: По одному представителю от группы докладывают о результатах работы. Дополнительный вопрос: расскажите правило о данном «Ь». - Какие слова остались неиспользованными? Почему? - Так какие три функции может выполнять в слове «Ь»? - Посмотрите, наш гость просто просиял от счастья! Так он рад вашим ответам. (Учитель поворачивает ротик у Мягкого знака.)
- Интеллектуально - лингвистическое упражнение № 3.
- Подведение итогов.