Урок русского языка на тему Упражнение в написании существительных с шипящими на конце (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка на тему Упражнение в написании существительных с шипящими на конце (3 класс)Урок русского языка на тему Упражнение в написании существительных с шипящими на конце (3 класс)Урок русского языка на тему Упражнение в написании существительных с шипящими на конце (3 класс)Урок русского языка.

3 класс. Тема: Упражнение в написании существительных с шипящими на конце. Цели урока:

  1. Упражняться в написании существительных с шипящими на конце.
  2. Учиться различать 3 вида «Ь»: мягкий знак - показатель мягкости согласных, разделительный мягкий знак и «Ь» - показатель грамматической формы существительных женского рода ед. ч. с шипящим на конце.
  3. Развивать интеллектуальные качества учащихся: внимание, память, мышление, речь.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
  1. Русский язык: учеб. для 3 кл.
  2. рисунок Мягкого знака,
  3. аншлаги для формулирования цели урока,
  4. презентация к уроку,
  5. карточки-подсказки,
  6. картинки с изображением «Ь», для поощрения активных учащихся.


Ход урока:

  1. Организация класса.
На доске запись: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». - Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Каждый день мы узнаём что-то новое.) - Вы знаете, что наши знания - это богатство, которые мы каждый день складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Вот и сегодня мы пополним сундучок наших знаний, а по какой теме будут эти знания, подскажет минутка чистописания.
  1. Минутка чистописания.
Запись на доске: ь чь ьь щь ььь жь ? Гореч_, фальш_, монтаж_, картеч_, Ноч_, камыш_, и дич_, и печ_, Роскош_, мощ_, грач_, молодёж_, Слово лишнее найдёшь? - Продолжите запись, соблюдая закономерность. Дети дописывают в строчке: ьььь шь. - Прочитайте рифмовку найдите в первых трёх строчках «лишнее» слово. Объясните свой выбор. Выпишите остальные слова аккуратно и красиво.
  1. Формулирование темы и цели урока.
- Минутка чистописания подсказала тему урока. Сформулируйте тему нашего урока? ( Написание существительных с шипящими на конце). - Учитывая, что эта тема для нас не новая, сформулируйте цели урока. На доске аншлаги: Упражняться…

Учиться различать

Ь

Ь

Ь

    Дети сами формулируют цели урока, глядя на аншлаги:
    1. Упражняться в написании существительных с шипящими на конце.
    2. Учиться различать 3 вида «Ь»
    - А поможет нам выполнить цели урока наш гость. (На доске появляется рисунок Мягкого знака с грустным выражением лица. Ротик крепится к рисунку с помощью магнитика. Уголки рта опущены вниз.) 1 слайд.

    - Ребята, какое настроение у нашего гостя? Почему? (Наверное, мы в прошлый раз сделали ошибки в написании существительных с шипящими на конце.) - Поможем Мягкому знаку исправить настроение? (Да.) - А для этого мы должны научиться безошибочно писать существительные с шипящими на конце. Итак, приступим к выполнению первой цели.
    1. Работа по теме урока.
    - Мягкий знак подготовил для нас много интересных заданий. Вот первое из них.
    1. Интеллектуально - лингвистическое упражнение № 1.
    (формирует речь, абстрактное мышление, устойчивость внимания, оперативную память, аналитико-синтетическое мышление) 2 слайд.

    ПРАВДА - ЛОЖЬ

    ВИЛКА - НОЖ

    БОЛЬНИЦА - ВРАЧ

    РЕКА - ЛЕЩ

    ПОЛДЕНЬ - ПОЛНОЧЬ

    ВЛАЖНОСТЬ - СУШЬ

    ПШЕНИЦА - РОЖЬ

    ШКАФ - ПЛАЩ

    Шифр:

    ТРУСОСТЬ - ХРАБРОСТЬ

    ОЗЕРО - РЕКА

    ШКОЛА - УЧИТЕЛЬ


    - Прочитайте пары слов и шифр. Сформулируйте задание. (Разделить пары слов на группы в соответствии с шифром.) - Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь слов внутри каждого шифра. Подберите к ним другие пары слов из первого столбика с такой же смысловой связью. Выбор слов обоснуйте. 1-ый ряд подбирает слова к 1-ому шифру и т. д. После рассуждений учащихся открывается следующий слайд с ответами. - Проверьте себя.

    3 слайд. ТРУСОСТЬ - ХРАБРОСТЬ
    ОЗЕРО - РЕКА
    ШКОЛА - УЧИТЕЛЬ
    ПРАВДА - ЛОЖЬ ПОЛДЕНЬ - ПОЛНОЧЬ ВЛАЖНОСТЬ - СУШЬ ВИЛКА - НОЖ ПШЕНИЦА - РОЖЬ ПОЛДЕНЬ - ПОЛНОЧЬ БОЛЬНИЦА - ВРАЧ РЕКА - ЛЕЩ ШКАФ - ПЛАЩ

    1. Интеллектуально - лингвистическое упражнение № 2.
    (формирует устойчивость внимания, смысловую память) 4 слайд. ПРАВДА - ЛОЖЬ ВИЛКА - НОЖ БОЛЬНИЦА - ВРАЧ РЕКА - ЛЕЩ ПОЛДЕНЬ - ПОЛНОЧЬ ВЛАЖНОСТЬ - СУШЬ ПШЕНИЦА - РОЖЬ ШКАФ - ПЛАЩ - Ещё раз внимательно прочитайте написанные пары слов и постарайтесь их запомнить. 5 слайд. (Остаются только первые слова в паре слов) ПРАВДА - ? ВИЛКА - ? БОЛЬНИЦА - ? РЕКА - ? ПОЛДЕНЬ - ? ВЛАЖНОСТЬ - ? ПШЕНИЦА - ? ШКАФ - ? - Ориентируясь на первое слово, напишите по памяти слова, которые исчезли, подчеркните в них орфограмму. Проверка: - Поднимите руку, кто вспомнил все 8 слов. Мягкий знак поздравляет вас, у вас отличная память. - Зачитайте слова, которые написали. Какая орфограмма в них встретилась? В каких словах написали «Ь» на конце? В каких - нет? - Расскажите правило, которым пользовались.
    1. Самостоятельная работа. Упражнение № 60 стр. 34.
    - Прочитайте цель упражнения. (Подбери, однокоренные имена существительные в ед. ч.с шипящими согласными на конце. Напиши. Укажи род им. сущ.) Проверка: - Прочитайте, что получилось. - А Мягкий знак по-прежнему грустит. Наверное, кто-то опять ошибки сделал. Объясните написание существительных с шипящими на конце, пользуясь схемой-опорой. 6 слайд.

    РОД

    Ж. Р.

    М. Р.

    Ь

    Ь

    !

    Сущ. с Ж, Ш, Ч, Щ на конце










    Образец рассуждения: Слово «товарищ» - это сущ. с шипящим на конце. Смотрю, какого оно рода. Товарищь - м. р., значит, пишется без «Ь».

    1. Дифференциация мягкого знака - показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака и «Ь» - показателя грамматической формы существительных женского рода, ед. ч. с шипящим на конце. Упр. 59 стр. 34.
    - А Мягкий знак всё равно печален. Он тревожится, справитесь ли вы с его следующим заданием. Узнайте, какой именно «Ь» находится сегодня у нас в гостях

    ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

    РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ

    ?

    ь

    7 слайд.
    - У нас сегодня в гостях «Ь» - показатель грамматической формы существительных женского рода ед. ч. с шипящим на конце. (На слайде появляется надпись.) А у него есть братья близнецы: «Ь» - показатель мягкости согласных и разделительный «Ь». - Упр. 59 стр. 34. Помогите братцам найти своё место в словах. Внимание! Здесь есть слова-ловушки, в которых «Ь» совсем не нужен. Задание 1-ой группе: Отыскать в предложенных словах слова для «Ь» - показателя мягкости согласных. Задание 2-ой группе: Отыскать в предложенных словах слова для разделительного «Ь». Задание 3-ей группе: Отыскать в предложенных словах слова для «Ь» - показателя грамматической формы существительных женского рода ед. ч. с шипящим на конце. Проверка: По одному представителю от группы докладывают о результатах работы. Дополнительный вопрос: расскажите правило о данном «Ь». - Какие слова остались неиспользованными? Почему? - Так какие три функции может выполнять в слове «Ь»? - Посмотрите, наш гость просто просиял от счастья! Так он рад вашим ответам. (Учитель поворачивает ротик у Мягкого знака.)

    1. Интеллектуально - лингвистическое упражнение № 3.
    (развивает: речь, устойчивость и распределение внимания, аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять операции сравнения, исключения, составлять рассуждения) - И последнее задание от нашего гостя, Мягкого знака показателя грамматической формы им. сущ. ж. р., ед. ч. с шипящим на конце. 9 слайд. КЛЮЧ ДОЧЬ СТРИЧЬ РЕЧЬ ТУЧ НОЧЬ ПЛОЩАДЬ - Прочитайте слова. Поочерёдно исключите из них лишнее по самостоятельно найденным признакам так, чтобы в конце осталось только 2 слова. (СТРИЧЬ - т. к. это глагол, а остальные им. сущ.; КЛЮЧ - т. к. это им. сущ. м.р., а остальные ж.р.; ТУЧ - т. к. это им. сущ. мн. ч., Р. п.; ПЛОЩАДЬ - т. к. «Ь» - показатель мягкости согласных; ДОЧЬ - т. к. это одушевлённое им. сущ.) - Обратите внимание на то, что и другие части речи могут заканчиваться на шипящую согласную, глаголы например, и тогда они пишутся по особому правилу, с которым мы познакомимся в будущем. А иногда существительные ж.р. с шипящей на конце пишутся без «Ь», т. к., они стоят во мн. ч., Р. п. Значит, нам предстоит ещё много узнать о написании «Ь» после шипящих.
    1. Подведение итогов.
    - А что мы сегодня добавили в свой сундучок знаний? - Все ли цели урока мы выполнили? - Поднимите руку, кто считает успешной свою работу на уроке. - Какие задания нашего гостя вам особенно понравились? - На прощание Мягкий знак дарит свой портрет самым активным участникам урока. 10 слайд.
    © 2010-2022