- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Формирование исследовательской культуры младших школьников
Статья Формирование исследовательской культуры младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Титяева Л.М. |
Дата | 07.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование исследовательской культуры
младших школьников
«Учение без размышлений - тщетный труд;
Размышления без учения пагубны».
Конфуций
Ещё совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Как стимулировать природную потребность ребёнка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей - исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно-практических поисков. С педагогической точки зрения неважно , содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. Поэтому школа должна создавать условия для максимальной реализации способностей и возможностей, помогать ребёнку в интеллектуальном и личном росте.
Однажды физика Альберта Эйштейна спросили : «Как делаются открытия?» Эйштейн ответил: «А так : все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытия». Конечно, это была только шутка. Но, вероятно, Эйштейн вкладывал в неё глубокий смысл. Ведь дело не в том , чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться» , не брать на веру всё, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные
представления. Вот он и делает открытие.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно , творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Учебно-исследовательская деятельность учеников, как показывает опыт, не возникает сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются:
-
Готовность учеников к этому виду деятельности;
-
Желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности;
-
Желание родителей помочь своему ребёнку
Именно поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности , обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями. Исследовать , открыть , изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное .
Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. И не имеет значения, чем он занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые компьютеры.
Стремление и способности к исследовательскому поведению - это некая универсальная характеристика творца.
Одно из самых распространённых определений творчества - определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признаётся всё, что приводит к созданию нового.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
Многих педагогов мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Схема проведения исследования с младшим школьниками выглядит следующим образом:
-
Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
-
Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
-
Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
-
Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
-
Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
-
Определение последовательности проведения исследования.
-
Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
-
Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы.
-
Подготовка отчёта. Цель: дать олределенияосновным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10.Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов завершённой работы.
Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени.
Кратковременные учебные мини-исследования проводим на уроках русского языка, природоведения, истории, математике.
Групповые исследования способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. Этот вид исследования проводится чаще всего во 2-3 классах. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Так во 2 классе мы с детьми провели исследовательскую работу «Мы разные по нации, но мы дружная семья». В ходе исследования мы изучили национальный состав своего класса, познакомились со столицами государств, дети каких национальностей учатся в нашем классе, национальными костюмами, особенностями жизни людей этих национальностей.
А в 3-4 классах уже работали индивидуально с Кучеренко Николаем. Мальчик из трудолюбивой семьи, где в почёте труд и все друг другу помогают. Ему нравится помогать родителям по хозяйству. Поэтому отсюда и вышли темы его исследований.
1год - «Влияние густоты посева на урожайность моркови».
2год - «Влияние способа посадки картофеля на урожайность».
Надо отдать должное Николаю, он проделал большую работу: обрабатывал растения, составлял таблицы. Мне приходилось только его направлять. Большую помощь оказывала в нашей работе его мама.
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний , в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьёзной литературой, и, вообще желания углубленно
работать с учащимися по изучению живых объектов.
Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или другому предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую побуждает самооткрытие учеником собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.