Статья Формирование исследовательской культуры младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование исследовательской культуры

младших школьников

«Учение без размышлений - тщетный труд;

Размышления без учения пагубны».

Конфуций

Ещё совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребёнка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей - исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно-практических поисков. С педагогической точки зрения неважно , содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. Поэтому школа должна создавать условия для максимальной реализации способностей и возможностей, помогать ребёнку в интеллектуальном и личном росте.

Однажды физика Альберта Эйштейна спросили : «Как делаются открытия?» Эйштейн ответил: «А так : все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытия». Конечно, это была только шутка. Но, вероятно, Эйштейн вкладывал в неё глубокий смысл. Ведь дело не в том , чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться» , не брать на веру всё, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные

представления. Вот он и делает открытие.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно , творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Учебно-исследовательская деятельность учеников, как показывает опыт, не возникает сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются:

  • Готовность учеников к этому виду деятельности;

  • Желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности;

  • Желание родителей помочь своему ребёнку

Именно поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности , обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями. Исследовать , открыть , изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное .

Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. И не имеет значения, чем он занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые компьютеры.

Стремление и способности к исследовательскому поведению - это некая универсальная характеристика творца.

Одно из самых распространённых определений творчества - определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признаётся всё, что приводит к созданию нового.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

Многих педагогов мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.

Схема проведения исследования с младшим школьниками выглядит следующим образом:

  1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

  2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

  3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

  4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

  5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

  6. Определение последовательности проведения исследования.

  7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

  8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы.

  9. Подготовка отчёта. Цель: дать олределенияосновным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10.Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11. Обсуждение итогов завершённой работы.

Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени.

Кратковременные учебные мини-исследования проводим на уроках русского языка, природоведения, истории, математике.

Групповые исследования способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. Этот вид исследования проводится чаще всего во 2-3 классах. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Так во 2 классе мы с детьми провели исследовательскую работу «Мы разные по нации, но мы дружная семья». В ходе исследования мы изучили национальный состав своего класса, познакомились со столицами государств, дети каких национальностей учатся в нашем классе, национальными костюмами, особенностями жизни людей этих национальностей.

А в 3-4 классах уже работали индивидуально с Кучеренко Николаем. Мальчик из трудолюбивой семьи, где в почёте труд и все друг другу помогают. Ему нравится помогать родителям по хозяйству. Поэтому отсюда и вышли темы его исследований.

1год - «Влияние густоты посева на урожайность моркови».

2год - «Влияние способа посадки картофеля на урожайность».

Надо отдать должное Николаю, он проделал большую работу: обрабатывал растения, составлял таблицы. Мне приходилось только его направлять. Большую помощь оказывала в нашей работе его мама.

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний , в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьёзной литературой, и, вообще желания углубленно

работать с учащимися по изучению живых объектов.

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или другому предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую побуждает самооткрытие учеником собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

© 2010-2022