- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательский проект Создание кукольного театра
Исследовательский проект Создание кукольного театра
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Сорокина С.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………..2
Основная часть
Глава I. Теоретическая часть………………………………………………………3-8
1.Мир театральных кукол.
-
-
Из истории кукольного театра…………………………………………………3-4
-
Театральные куклы……………………………………………………………..4-5
-
Рождение театральных кукол………………………………………………….5-6.
-
Театральный словарь……………………………………………………………6
-
Писатели и поэты о театральных куклах. …………………………………….6
-
Театральные куклы и художники. …………………………………………..6-7
-
История Ставропольского краевого театра кукол……………………………7-8
-
Театральный кружок при ЦДТ руководитель Погода А.В…………………..8
-
Глава II. Практическая часть
Куклы своими руками ………………………………………………………………….9
Глава III. Заключение…………………………………………………………………10
Литература ……………………………………………………………………………..11
Приложение ……………………………………………………………………………..12-15
Введение. Гаснет свет, поднимается занавес - и начинается сказка. На сцене оживают куклы и дети завороженно наблюдают за движением маленьких героев. Сколько труда и фантазии кто-то приложил к этим великолепным игрушечным актёрам! До того, как актёр начнёт репетировать новую роль с новой куклой, она должна «родиться». Как же появляется то живое существо, которое ходит, разговаривает в волшебном кукольном спектакле? А можно ли сделать кукольный театр своими руками? Сложно ли это? Мы решили исследовать это на деле в ходе выполнения творческого проекта. Предметом нашего исследования стала технология изготовления кукольного театра, а проектно-исследовательскую работу мы решили назвать «Создание кукольного театра». Выбранная тема, на наш взгляд, интересна и очень актуальна, так как в нашем городе нет своего кукольного театра, а артисты различных театров приезжают к нам крайне редко. Актуальность данного исследования обусловлена также тем, что кукла играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Участвуя в театрализованных играх дети знакомятся с окружающим миром. Театр кукол - это не только театрализованная постановка, это ролевая игра со зрителем. А ведь все дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаются в тот или иной образ. Гипотеза исследования: Предположим, что интерес наших сверстников возрастет к театральному искусству, если мы познакомим их с историей театра, создадим свой кукольный театр и организуем театральные выступления в детском саду и школе. Методы исследования:
- анализ литературы, Интернет-ресурсов;
- моделирование;
- описание, обобщение полученной информации.
- Узнать об истории театра кукол.
- Выяснить, какие бывают виды кукол.
- Продумать сценарий кукольного представления.
- Сделать импровизированный кукольный домик - сцену с занавесом для представления.
- Сшить кукол согласно перечню персонажей спектакля, используя самые простые материалы и технологии.
- Показать театральную постановку.
- Проанализировать и обобщить полученные данные.
2.2. Изготовление ширмы и декораций для спектакля. Постановка кукольного театра невозможна без соответствующих декораций. В театре кукол основная декорация - это ширма. Ширма - небольшая перегородка. Ширмы бывают напольные и настольные. Для своего театра мы изготовили настольную ширму. Её основу сконструировали родители, а мы сделали ширму красивой при помощи ткани и липкой бумаги. Любой спектакль становится интереснее, красочнее, если он оформлен декорациями. Декорация - художественное украшение предмета или помещения. По декорациям зрители узнают время и место действия. Художественно выполненные декорации создают настроение, ярче раскрывают происходящие на сцене события. Прежде чем приступить к изготовлению декораций, мы определили по сценарию сказки, сколько понадобится сценических картин. Затем к каждой картине сделали эскизы, так как они помогают лучше распределить декорации в пространстве ширмы, и дают представление и о размерах декораций относительно кукол. Только тогда, когда эскизы были выполнены, мы приступили к изготовлению декораций. Декорации бывают плоские и объёмные. По месту расположения в пространстве ширмы, они бывают одноплановые и многоплановые. Для изображения природного пейзажа мы сделали плоскую двуплановую декорацию. Для изображения внутренней обстановки избы - объёмную одноплановую декорацию. 2.3. Сценарий спектакля. Театральная самобытная народная культура пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений, сегодня на волне подъема культура приобретает неоценимое значение. Поэтому важно определить истоки культуры, выяснить основные традиции, показать процесс взаимовлияния национальных культур. Обычаи и обряды, бытовавшие на Руси, уходят своими корнями в те далекие времена. Мы решили создать детский спектакль - сказку, опираясь на нашу самобытную культуру. Попытались найти алгоритм создания спектакля. Оказалось, что конкретного алгоритма создания спектакля не существует. Каждый раз это поиск. Созданием сценария мы занимались на занятиях кружка «Я- исследователь». Сказка создавалась по принципу «снежного кома»: один человек начинает сказку, другой подхватывает ее и продолжает. К концу занятия сказка была готова, осталось только записать ее на бумагу. 2.4. Подготовка к постановке спектакля. И вот все готово, а сколько подготовительной работы потребовалось для спектакля: смастерить кукол, декорации, оформить сцену и зал, придумать музыкальное оформление. Ведь сюжет может быть окончательно решен только тогда, когда найдена музыка, которая отражает общую идею, соответствует месту и времени действия и слагается в цельный рисунок, не вызывающий неприятия ни у постановщика, ни у исполнителей. Таким образом, работа идет так, что изначальная общая идея требует музыку определенного характера. Когда найдено общее музыкальное решение, оно диктует уже развитие конкретного действия. И начались репетиции представления. Было сложно отработать навыки движения куклы в глубине ширмы, навыки жестикуляции и физических действий куклы. Свои недочёты мы увидели на видеозаписи и в следующих представлениях их обязательно исправим. Мы работали дружно, весело и с большим интересом, поэтому наш театр получился очень красивым, а представление понравилось всем зрителям. Многие ребята подходили и спрашивали, как мы сделали куклы, а мы с удовольствием делились своими знаниями и умениями. Нас пригласили выступить перед ребятами в детском саду и в школе, значит наш труд - не напрасен. В дальнейшем мы планируем создавать новые куклы для театра, осваивать новые техники их изготовления и устраивать театральные представления. Ведь театр кукол, созданный своими руками, - не менее интересное увлечение, чем компьютерные игры, и хорошее средство раскрытия своего таланта и способностей в творчестве.
Лучшая игра на свете,
Когда в неё играют дети.
Театр - сказки уголок
Веселый для детей урок. Глава III. Заключение. Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол - особый вид театрального представления, в котором вместо актеров действуют куклы. Куклы в нашем театре, декорации и ширма - особенные, сделанные своими руками. В отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, театральная постановка не только реально видима, но и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Театр - искусство коллективное. У каждого из нас была своя роль и свои обязанности, с которыми мы успешно справлялись. За время работы наш театральный коллектив стало очень сплоченным и дисциплинированным. Мы научились работать с книгами и находить нужную информацию в интернете. Мы были художниками и дизайнерами, режиссёрами и актёрами - кукловодами. Играя с куклами за ширмой, даже самый застенчивый из нас почувствовал себя более свободным и уверенным. Нам удалось создать свой театр кукол и организовать представление, а это значит, что цель, поставленная нами в начале проектной деятельности, - достигнута. На этом этапе наша работа завершена. Работу с театральными куклами мы решили продолжить. Следующий этап работы будет создание кукол с использованием техники папье-маше.
Список использованных источников информации: 1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. - М. 2. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. - М., 2001. 3.Электронная Интернет-энциклопедия «Википедия». ru.wikipedia.org/wiki 4. Греф А. «Техника театра кукол». Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г. 5.Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г. 6.images.yandex.ru/ (театральные куклы) 7.ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр) 8.liveinternet.ru/ (история театра кукол). Приложение Сказка Жил-был дед Харитон. И жил он в большом достатке. Все у него было: дом добротный, хозяйство большое. Не было только у него семьи. И решил дед найти себе бабу, чтобы скрасила она его жизнь, разделила бы радости и горе, да и по хозяйству помогала. Вспомнил он, что по соседству с ним живет девушка Любава, красоты несказанной. Решил он к ней посвататься. - Добрый день, девица-краса. А выходи-ка ты за меня замуж. Дом у меня- полная чаша: прочный, добротный, хозяйство большое, да справное. Будешь у меня как у Христа за пазухой жить. - Что дом большой, да хозяйство справное, хорошо. А выйду я за тебя замуж. -Ну что, хозяюшка молодая, пойдем с хозяйством моим знакомиться: козами, да лошадками, курами и кроликами. Еды им надо направить, да покормить. - Ты чего, старый, белены объелся? Вот еще, буду я свои белы рученьки марать! Сам работай! -Что же делать мне горемычному. Вот уж несколько дней прошло, а ни чего не меняется. Встанет к обеду красавица Любава, да и любуется в зеркало весь день своей красой, а вечером на вечерки ходит с подругами, на меня ни какого внимания не обращает. -Отправлю я ее обратно к родителям. Сидит опять дед, горюет. -Ох, горе мне, горемыке. Вдруг вспомнил дед Харитон, что живет в соседней деревне одна одинокая женщина. Ни матери у нее нет, ни отца, ни детей бог не послал. Решил дед Харитон еще раз посвататься. -Здравствуй, Варварушка. Пришел я к тебе свататься. -Много таких ко мне сватались, да не ужились со мной. -Если будешь мне исправно помогать по хозяйству, то смотришь, и уживемся мы. -Показывай свое хозяйство. - Три дня живет у меня Варвара. Всем хороша хозяйка: дом держит в идеальном порядке, скотинушка накормлена, напоена. Все бы ни чего, но уж шибко бранится Варвара. От криков ее я стал глохнуть, куры перестали нестись, козы молоко давать, кролики плодиться, да и лошадушки головы повесил. -Придется, видно, распрощаться с Варварой, иначе скоро от хозяйства ни чего не останется. -Буду я, видать, одинешенек свой век доживать. -Кто-то стучится, что-ли? Кого это на ночь глядя принесло? Входит во двор женщина, а с ней двое ребятишек: мальчик и девочка. -Подайте, Христа ради, что можете. Несколько дней у моих детей маковой росинки во рту не было. Так недолго и ноги протянуть. -Что же случилось с вами? Как же вы оказались в наших краях? -Зовут меня Пелагея, а это мои детушки: Егор и Прасковья. Погиб мой муж законный на войне. Оставил нам маленький домишко, ветхий, да сгорел он во время пожара. А родных у нас ни кого не осталось, вот так и оказались мы на улице. Ходим по свету, милостыню собираем. Тем и живем. -Оставайтесь на ночь у меня. А утром будем решать, что делать дальше. Утро вечера мудренее. Поднялась утром Пелагея, чуть солнышко встало, и пошла сразу управляться с хозяйством. -Лошадушки вы мои, сейчас я вам гриву вычешу, шерстку помою. Будет она блестеть на солнышке. - Славные мои, сейчас всех накормлю, напою, подстилку поменяю. Пока дед Харитон спал, Пелагея в доме убралась, скотинушку накормила, щей наварила, блинов напекла. Встал дед, диву дается, как споро справилась Пелагея с делами. Детишки встали, тоже давай матушке помогать. Так прошло несколько дней. Думал дед, думал, да и говорит: - Оставайся-ка ты, Пелагеюшка, с детишками своими у меня. Хорошо мне с вами, душевно. Добрые вы, ласковые, да работящие. Оставайтесь, будем жить вместе. И стали они жить-поживать, да добра наживать.