- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку во втором классе по теме «Однозначные и многозначные слова»
Урок по русскому языку во втором классе по теме «Однозначные и многозначные слова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Осадчая Е.А. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согласовано Утверждаю
Зам. Директора по УВР Директор МОУ
________ Е.В. Гордеева «СОШ ст. Тарханы»
_______ Т.Г. Гордеева
Учитель начальных классов
Осадчая Е.А.
Урок русского языка во 2 «а» классе в рамках месячника начальных классов по теме:
Слова однозначные и многозначные
Тип урока: Урок изучения нового.
Цели урока: 1.Создать условия для знакомства с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;
2.Умение работать со словарями -это пути решения познавательных; практических и коммуникативных задач; 3.Обеспечить языковое и речевое развитие ребенка;
4.Помочь ребенку осознать себя носителем языка.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
-
Развивать умения у учащихся различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
Метапредметные:
-
познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
-
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -
регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
-
формированиеосознанного отношения к смысловому значению многозначных и однозначных слов.
Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер ,проектор мультимедийная презентация.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1. Мотивация (самоопределе-ние) учебной деятельности
- Начинаем урок русского языка. Слайд 1
А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
Подготовка класса к работе
Настрой на учебную деятельность
Регулятивные:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуаль-ного затруднения в пробном действии
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку чистописания.
Ребята, я забыла у вас спросить, а вы поздоровались друг с другом?
Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние , указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом.
-. Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать
- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение - Слайд 2 Помощник:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
(Обратить внимание на правильность посадки).
Запишите дату, классная работа.
- Ребята, я предлагаю Вам провести письмо в «воздухе». Какую букву вы хотели бы написать?
ОЛО СО ОС ОР
Правильно и красиво говорить …
Подготовка пальчиков к письму.
(Пальчиковая гимнастика)
Выполняют задания учителя
Запись в тетради
Дети предлагают буквы.
Регулятивные:
Отработка навыков правильного письма букв, работа над каллиграфией.
Коммуникатив-ные:
Выполнение совместных действий
Регулятивные:
Принятие учебной задачи
Регулятивные:
Выполнение заданий учителя
Познавательные:
Самостоятельное выполнение задания
Словарная
работа.
- Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Слайд 3.
1. Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней,
Кто же это?
2.Трещала с самого утра
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит сорока...
3. Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!"
4. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это?...
- Как можно узнать правильно написали или нет? В каком словарике можно посмотреть? Находим и проверяем.
-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему?
-Вот прилетели некоторые из этих птичек и сказали, что им зимой плохо. Почему?
Отвечают на вопросы, дают отгадки
соловей
сорока
ворона
карандаш
Отвечают на вопросы учителя.
орфографический словарик учебника: Словарь: сорока, соловей, ворона карандаш
Карандаш, потому что все остальные птицы.
Зимой мало корма и холодно. Мы должны помощь им перезимовать: кормить, делать кормушки.
Регулятивные:
Сотрудничество с учителем
Коммуникатив-ные:
Учитывают и прислушиваются к мнению учащихся класса
Познавательные:
Проводят сравнение слов
Регулятивные:
Контроль способа деятельности
Регулятивные:
Постановка новой учебной задачи
3. Выявление места и причины затруднения
- Очень расстроился карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну. На поляне увидел два домика, от которых доносились разные слова.
Из первого-кисть, ключ, корень.
Из второго - пирог, портфель.
(Слова записаны на доске)
Опять задумался карандаш,в какой домик ему постучать?
Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?
В конце урока, я думаю, вы дадите ответ на этот вопрос.
Участвуют в беседе
Ответы детей
Регулятивные: диалог между учителем и учащимися;
Познавательные:создается проблемная ситуация,к
побуждению осознания темы урока;
Познавательные:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
Слайд
Выходит три учащихся.
1 уч. - Дайте мне пожалуйста свою ручку.
- Почему дети не поняли Сашу?
- Сформулируем тему.
Слайд
Чтение стихотворения А.Барто
-Как вы думаете, дочка и правду поняла маму?
- Что дочка понимала под словом теплота?
- А мама?..
-Что для этого надо знать?
-Где можно найти лексическое значение этого слова?
- Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова теплота.
Один ученик находит лексическое значение слова одеяло в толковом словаре.
- Что вы можете сказать об этих словах? Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е?
- Как вы думаете, как называются слова с одним значением?
- ….а с двумя и более?
Слайд
Прочитайте рубрику «Тайны языка»
Слайд «Подумайте»
-Объясните рисунки. Почему разные предметы называют одним словом?
--Какие это слова?
Упражнение 28. Запишите любое предложение со значением слова кисть
Один ученик подает руку, второй авторучку
Он не объяснил какую ручку ему надо.
Запись темы в тетрадях :
Слова многозначные и однозначные.
Слушание стихотворения
Отвечают на вопросы учителя
Работают с толковыми словарями, ищут лексическое значение слова
1.То же, что тепло.
2.Ласковость, приветливость.
Индивидуальная работа
Примерные ответы детей
У слова теплота два значения, а у слова одеяло одно значение.
Ответы учащихся
однозначные, многозначные
Учащиеся читают текст на стр. 27
Ученики записывают слова в два столбика однозначные и двузначные
Ученики выбирают предложение
Коммуникатив-ные:
Совместные выполнения задания учителя
Познавательные:
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Регулятивные:
Сохранение учебной задачи
Познавательные:
Выделение необходимой информации
Личностные:
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Познавательные:
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
Познавательные: Делают обобщения, строят речевое высказывание
Познавательные:
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Познавательные:
Работа с содержанием учебника
6.Первичное закрепление полученных знаний
Решение проблемной ситуации.
Слайд Определите, однозначными или многозначными являются следующие слова: груша, дождь, золотой, колокольчик
- А теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь.
- Почему слова не живут вместе?
- А в какой домик пойдет жить наш карандаш?
- Докажите свой ответ.
- Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.
Работа учащихся со слайдом презентации
Ответы учащихся:
одни многозначные, другие однозначные
Ответы учащихся:
карандаш к однозначным
Регулятивные:
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Регулятивные:
Решение учебной задачи
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в парах. Выписать из толкового словарика многозначное слово
- Теперь давайте вернёмся к нашему эпиграфу.
Найдите в нём многозначные слова.
Один ученик объясняет одно значение этого слова, другой - второе значение.
Отвечают на вопросы учителя:
ключ, язык
Коммуникатив-ные:
Работа в паре, учет различных мнений
Познавательные:
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
9. Рефлексия учебной деятельности
Слайд
- Я знаю…
- Я научился…
- Я могу…
- Я научусь…
Учащиеся выбирает для себя любое предложение и продолжает его.
Регулятивные:
Сохранение учебной задачи, осуществление контроля деятельности
Итог урока
Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?
Совместно с учителем подводят итог
Слова, которые имеют одно значение-однозначные.
Слова, которые имеют два и более значений-многозначные
В толковых словарях.
Познавательные:
Делают обобщение
Личностные:
Самооценка учащихся
10.Домашнее задание
Выписать из толкового словарика одно - однозначное слово, другое - многозначное.
- Спасибо вам за урок!
Познавательные:
Поиск и выделение информации
Личностные:
Осознанное отношение