Урок по русскому языку во втором классе по теме «Однозначные и многозначные слова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано Утверждаю

Зам. Директора по УВР Директор МОУ

________ Е.В. Гордеева «СОШ ст. Тарханы»

_______ Т.Г. Гордеева

Учитель начальных классов

Осадчая Е.А.

Урок русского языка во 2 «а» классе в рамках месячника начальных классов по теме:

Слова однозначные и многозначные

Тип урока: Урок изучения нового.

Цели урока: 1.Создать условия для знакомства с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;

2.Умение работать со словарями -это пути решения познавательных; практических и коммуникативных задач; 3.Обеспечить языковое и речевое развитие ребенка;

4.Помочь ребенку осознать себя носителем языка.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

  • Развивать умения у учащихся различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.


  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

  • формированиеосознанного отношения к смысловому значению многозначных и однозначных слов.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер ,проектор мультимедийная презентация.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация (самоопределе-ние) учебной деятельности

- Начинаем урок русского языка. Слайд 1

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».

Подготовка класса к работе

Настрой на учебную деятельность

Регулятивные:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуаль-ного затруднения в пробном действии

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку чистописания.

Ребята, я забыла у вас спросить, а вы поздоровались друг с другом?

Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние , указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом.

-. Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать

- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение - Слайд 2 Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

(Обратить внимание на правильность посадки).
Запишите дату, классная работа.

- Ребята, я предлагаю Вам провести письмо в «воздухе». Какую букву вы хотели бы написать?

ОЛО СО ОС ОР

Правильно и красиво говорить …


Подготовка пальчиков к письму.

(Пальчиковая гимнастика)

Выполняют задания учителя

Запись в тетради

Дети предлагают буквы.

Регулятивные:

Отработка навыков правильного письма букв, работа над каллиграфией.

Коммуникатив-ные:

Выполнение совместных действий






Регулятивные:

Принятие учебной задачи







Регулятивные:

Выполнение заданий учителя


Познавательные:

Самостоятельное выполнение задания

Словарная

работа.

- Отгадайте загадки, напишите отгадки.

Слайд 3.

1. Кто без нот и без свирели,

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней,

Кто же это?


2.Трещала с самого утра

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что пора? Какая с ней морока,

Когда трещит сорока...

3. Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!"

4. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это?...

- Как можно узнать правильно написали или нет? В каком словарике можно посмотреть? Находим и проверяем.

-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему?
-Вот прилетели некоторые из этих птичек и сказали, что им зимой плохо. Почему?


Отвечают на вопросы, дают отгадки

соловей

сорока

ворона

карандаш

Отвечают на вопросы учителя.

орфографический словарик учебника: Словарь: сорока, соловей, ворона карандаш

Карандаш, потому что все остальные птицы.

Зимой мало корма и холодно. Мы должны помощь им перезимовать: кормить, делать кормушки.

Регулятивные:

Сотрудничество с учителем

Коммуникатив-ные:

Учитывают и прислушиваются к мнению учащихся класса


Познавательные:

Проводят сравнение слов

Регулятивные:

Контроль способа деятельности

Регулятивные:

Постановка новой учебной задачи

3. Выявление места и причины затруднения


- Очень расстроился карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну. На поляне увидел два домика, от которых доносились разные слова.

Из первого-кисть, ключ, корень.
Из второго - пирог, портфель.

(Слова записаны на доске)
Опять задумался карандаш,в какой домик ему постучать?
Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?

В конце урока, я думаю, вы дадите ответ на этот вопрос.

Участвуют в беседе









Ответы детей



Регулятивные: диалог между учителем и учащимися;

Познавательные:создается проблемная ситуация,к

побуждению осознания темы урока;

Познавательные:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Построение проекта выхода из затруднения








5. Реализация построенного проекта


Слайд

Выходит три учащихся.

1 уч. - Дайте мне пожалуйста свою ручку.

- Почему дети не поняли Сашу?

- Сформулируем тему.

Слайд

Чтение стихотворения А.Барто

-Как вы думаете, дочка и правду поняла маму?
- Что дочка понимала под словом теплота?
- А мама?..

-Что для этого надо знать?

-Где можно найти лексическое значение этого слова?
- Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова теплота.

Один ученик находит лексическое значение слова одеяло в толковом словаре.



- Что вы можете сказать об этих словах? Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е?
- Как вы думаете, как называются слова с одним значением?
- ….а с двумя и более?

Слайд

Прочитайте рубрику «Тайны языка»

Слайд «Подумайте»

-Объясните рисунки. Почему разные предметы называют одним словом?

--Какие это слова?

Упражнение 28. Запишите любое предложение со значением слова кисть


Один ученик подает руку, второй авторучку

Он не объяснил какую ручку ему надо.

Запись темы в тетрадях :

Слова многозначные и однозначные.

Слушание стихотворения

Отвечают на вопросы учителя

Работают с толковыми словарями, ищут лексическое значение слова

1.То же, что тепло.

2.Ласковость, приветливость.


Индивидуальная работа

Примерные ответы детей


У слова теплота два значения, а у слова одеяло одно значение.

Ответы учащихся

однозначные, многозначные



Учащиеся читают текст на стр. 27

Ученики записывают слова в два столбика однозначные и двузначные

Ученики выбирают предложение

Коммуникатив-ные:

Совместные выполнения задания учителя

Познавательные:

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные:

Сохранение учебной задачи

Познавательные:

Выделение необходимой информации

Личностные:

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные:

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

Познавательные: Делают обобщения, строят речевое высказывание

Познавательные:

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Познавательные:

Работа с содержанием учебника

6.Первичное закрепление полученных знаний

Решение проблемной ситуации.

Слайд Определите, однозначными или многозначными являются следующие слова: груша, дождь, золотой, колокольчик

- А теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь.

- Почему слова не живут вместе?

- А в какой домик пойдет жить наш карандаш?
- Докажите свой ответ.

- Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.

Работа учащихся со слайдом презентации

Ответы учащихся:

одни многозначные, другие однозначные

Ответы учащихся:

карандаш к однозначным

Регулятивные:

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Регулятивные:

Решение учебной задачи

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в парах. Выписать из толкового словарика многозначное слово

- Теперь давайте вернёмся к нашему эпиграфу.
Найдите в нём многозначные слова.

Один ученик объясняет одно значение этого слова, другой - второе значение.

Отвечают на вопросы учителя:

ключ, язык

Коммуникатив-ные:

Работа в паре, учет различных мнений

Познавательные:

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

9. Рефлексия учебной деятельности

Слайд

- Я знаю…

- Я научился…

- Я могу…

- Я научусь…

Учащиеся выбирает для себя любое предложение и продолжает его.

Регулятивные:

Сохранение учебной задачи, осуществление контроля деятельности

Итог урока

Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?

Совместно с учителем подводят итог

Слова, которые имеют одно значение-однозначные.

Слова, которые имеют два и более значений-многозначные

В толковых словарях.

Познавательные:

Делают обобщение

Личностные:

Самооценка учащихся

10.Домашнее задание

Выписать из толкового словарика одно - однозначное слово, другое - многозначное.

- Спасибо вам за урок!

Познавательные:

Поиск и выделение информации

Личностные:

Осознанное отношение



© 2010-2022