Конспект урока по окружающему миру 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Киреевская средняя общеобразовательная школа № 6» администрации муниципального образования Киреевский район









Открытый урок

по окружающему миру во 2 классе

Тема: «Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные родного края»







Учитель 2 «Б» класса

Кулёва Ю.А.

Тема

Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные родного края.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель

Учиться бережному отношению к животным (и в целом к природе)

Задачи деятельности учителя

Способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к природе, ознакомлению с редкими и исчезающими животными; содействовать развитию умения работать с Красной книгой, логического мышления.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

Получат представление о природе как о среде обитания всех живых существ на Земле, о том, что нужно беречь природу, о значении Красной книги России;

Научатся осознавать ответственность человека за общее благополучие.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; передавать информацию устным способом, оценивать достоверность информации; формулировать представление о природе как среде обитания всех живых существ на Земле, о том, что нужно беречь природу, познакомятся с Красной книгой России.

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

Осознают ответственность человека за общее благополучие; проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Основные понятия

Красная книга России; редкие виды, исчезающие виды;

приручить, заботится

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, музыка

Ресурсы:- основные

- дополнительные

Окружающий мир : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012

Окружающий мир : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы №2/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. -М.: Академкнига/Учебник, 2012

Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012

Окружающий мир : 2 кл. : методическое пособие / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012

Выставка книг: Красная книга Тульской области

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах











Технологическая карта


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности

- Прозвенел звонок.





-Сегодня на уроке у нас много гостей. И, мы, как гостеприимные хозяева, хотим сказать:

- Будем надеется, что настроение у наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут. -Теперь повернитесь к друг другу и пожелайте удачи, и у вас все получится.

- Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Мы рады приветствовать

Вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе

Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.





Дети желают друг другу удачи.

личностные: самоопределение, воспитание чувства дисциплины и самоорганизации;

коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.Актуализация опорных знаний

«Животные всего мира»

-Посмотрите на карту «Животные всего мира». Сколько животных на нашей планете! Как прекрасны эти создания природы.

- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного о животных. Но для того, чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо проверить свои знания по изученным темам.

-Давайте вспомним, какие группы животных мы знаем.

- Животные, у которых удлиненное тело покрыто чешуей?

- Животные, которые ползают по земле, их тело покрыто чешуей или панцирем?

- Животные, у которых 6 ног, тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко?

- Животные, которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят на суше, и в воде.

- Животные, имеющие перьевой покров тела, 2 ноги и пару крыльев.

-Животные, тело которых покрыто волосяным покровом или шерстью.

-На какие 2 группы можно разделить животных изображенные на слайде?

-Каких животных называют домашними?

-Как отличить их от диких?

-Назовите диких животных.





















Рыбы

Пресмыкающиеся

Насекомые

Земноводные

Птицы

Звери

обезьяна, пингвин, собака, кошка, попугай, поросенок.

Высказывания детей

Познавательные:

закрепление и углубление знаний о животных, воспитание у детей интереса к изучению животного мира.

Развивающие: развитие основных операций мышления, речи

3.Постановка учебной задачи

- Молодцы! Всё вы знаете, всё умеете. А теперь настало время узнать тему сегодняшнего урока.

- Послушайте фрагмент песни.

- Определите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

- Сообщите тему урока.

- Как её обозначили авторы?

- Чтобы хорошо понять тему урока, нужно уточнить смысл данной фразы.

- Какое слово будем уточнять?

-Что значит «приручить»?

-Что значит заботиться?

- Приведите примеры такой заботы, с которыми познакомились на прошлом уроке.

- Какой смысл несёт фраза «Человек не только в ответе за тех, кого приручил!»?

- Это цель нашего урока.

- О бережном отношении к животным, природе.

-«Человек в ответе не только за тех, кого приручил!»

-слово «приручить»

- Привязать к себе, полюбить, заботиться.

Высказывания детей

- Редких зверьков (соболя, бобра) отлавливают и расселяют в благополучные места.

- На рыбоводных заводах выращивают мальков ( осетра, форели) и выпускают в пруды и озера.

- Создают заповедные места и т.д.

-Нужно заботиться не только о домашних, но и о диких животных.

Познавательные:

поиск информации, обобщение, анализ

Регулятивные:

принятие и сохранение цели, постановка учебных задач, планирование,

анализ,

сравнение, выдвижение гипотез.

Личностные:

проявление эмоциональной отзывчивости

4.Работа по теме урока

Фото

Н. Сладкова







Физкульт-

минутка

- А почему нельзя брать домой беззащитных детенышей диких животных?

- Представьте себе, что вы идете по лесу и вдруг видите на земле маленького беспомощного бельчонка. Как вы поступите?

2. Чтение учителем рассказа Н. Сладкова

«Жалейкин и лягушонок»

Под кочкой, в сыром болотце, заметил Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.

-Бедный, несчастный малыш!- воскликнул Жалейкин.- Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, выставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

-Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

- Дети, как вы считаете, понравились лягушонку такие условия?

А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил слезами. И вовремя: еще немножко - и лягушонок бы околел!

Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

- А теперь отгадайте загадку:

Ведь енот, а посмотреть -
Просто вылитый медведь.

- Вот и к нам на урок пришла панда, а для чего сейчас узнаете.


Высказывания детей





Высказывания детей

































Высказывания детей





























Панда






























































Регулятивные: планирование, Познавательные: (логические) решение проблемы, индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации;

5.Продолжение работы по теме урока

Схема «Почему они исчезают?»



«Фонтенбло»



« Красная книга»

















«Будь природе другом!» Экологические знаки



4. Причины исчезновения животных

-На Земле становится все меньше некоторых видов жуков и других животных. Как вы думаете, почему?

5. История создания Красной книги

- Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло очень много животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.

-Удовенко Варвара расскажет об одном животном, очень мирном и беззащитном, которое было уничтожено людьми за 30 лет после его обнаружения.

-Люди поняли, что необходимо принимать специальные меры по спасению животных.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло собрались ученые. Была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила список с пояснениями, в который входили животные, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды.

И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

- Для чего нужна Красная книга?

- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, или синей?

- Да, Красная книга - сигнал опасности, это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.

- Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?

- Верно. Красная книга - это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем меры, которые принимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например, бобр, соболь.

Работа по учебнику ( с.39-40)

- На стр. 39 учебника есть пиктограмма, которая просит нас по рассуждать.

- Давайте проверим были ли мы правы? Прочтем текст на стр.40

-Что такое заповедник?

Даша Балакина расскажет стихотворение о заповеднике

Знакомство с заповедниками нашей области и нашего края

-В нашей области также существуют заповедники - это историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова «Поленово», военно - исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» и природный заповедник музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна»

- А из вас кто-нибудь бывал в этих заповедниках?

-Посмотрите на животных, которые живут в нашем крае, их становится все меньше и меньше. Берегите их!

-Я надеюсь, что вы будете беречь и охранять животных, станете настоящими друзьями природы.

Работа в группе. Повторение экологических правил.

- Мы с вами неспроста сегодня собрались здесь. Нам предстоит на время стать настоящими учеными. Сейчас каждая научная группа получит карту с заданием.

1 группа - нужно нарисовать экологический знак, запрещающий, ловить и приносить домой птенцов и детенышей животных.

2 группа - нужно нарисовать экологический знак, запрещающий, ловить насекомых (бабочек, стрекоз и т.д.).

3 группа - нужно нарисовать экологический знак, запрещающий, разорять птичьи гнезда.

4 группа - нужно нарисовать экологический знак, запрещающий, разрушать муравейники.

- Группа, которая закончила свою работу, берутся за руки. Время на осуществление исследований 10 минут. Приступаем к работе.

Отчет групп о проделанной работе

Первичное закрепление

(На экране кроссворд, отгаданные слова которого являются закреплением изученного материала и работы всех групп)

Охота человека на диких животных, хозяйственная деятельность людей: строительство городов, распашка полей и т. д.

Рассказ ученицы

Это было примерно 250 лет назад. Моряки обнаружили в море у самого берега, невиданных животных, которые паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их называли морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и к 1768 году их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто и никогда не увидит этих замечательных животных. Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Красный цвет - это сигнал опасности, значит нужно особое внимание к этим видам; это призыв не убивать животных, не губить растения









Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.

-

(один из учеников читает главный проблемный вопрос, дети высказывают свои предположения)

«Заповедник»- это слово

Всем и каждому знакомо.

В нем животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту,

Проявляют здесь заботу.

Вся природа здесь живет

Под охраной человека

Много лет , от века к веку.

















Высказывания детей





Познавательные:

моделирование,

- анализ,

- сравнение,

- обобщение,

Личностные:

-проявление эмоциональной отзывчивости

-ориентация на нравственные и моральные нормы

-эмпатия,

- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности, нормам природоохранного поведения

Регулятивные:

- планирование, контроль за собственной деятельностью, деятельностью группы

Познавательные:

- выдвижение гипотез,- поиск информации,- анализ объектов, классификация, -установление причинно-следственных связей, -использование знаково-символических средств для решения задач

Коммуникативные:

- коллективная, групповая работа

- контроль действий партнера

Личностные:

- проявление эмоциональной отзывчивости,

-готовность следовать в своей деятельности норманн природоохранного поведения

8.Рефлексия деятельности

- Достигнута ли цель урока?

Как работал каждый из вас?

Закончите предложения:

У меня получилось…

Я узнал..

Я могу…

Было сложно…

Было интересно…

Подводят итог урока.

Оценивают свою работу по выполнению задач урока на линеечках Цукермана.

Переводят в бальную оценку.

Регулятивные:

- удержание цели ,

- оценка выполнения плана,

-самооценка.

9.Домашнее задание

Подготовьте сообщение о любом понравившемся животном из Красной книги



© 2010-2022