28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
города Нижневартовска

М28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭетодическая разработка урока

«Защита Отечества»

Учебный курс

«Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Урок № 28 (4 класс)

Учитель Лавниковских Наталья Александровна

Цель урока:

  • знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу;

  • формирование чувства гордости за свою Родину.

Задачи урока:

Обучающие:

  • знакомство учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу;

  • узнать о жизни русских воинов, ставших святыми;

  • учить понимать и принимать нравственные и духовные ценности в человеческой жизни.

Развивающие:
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие - нет.

Воспитывающие:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

  • осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью.
Ключевые понятия урока:
  • защита Родины, Отечество, справедливая война, законы милосердия и справедливости, оборонительная война, несправедливая война.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация урока.

Место проведения: учебный кабинет. Методы: поисковый, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный. Межпредметные связи: литература, история, фольклор, окружающий мир. Т28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы снова встретились на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Организация класса. Ученики слушают учителя, психологически настраиваются на урок
  1. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового знания.
«Мозговой штурм» Просмотр видеофрагмента «Русь православная»

Слайд 1 Подберите синонимы к слову РУСЬ

Родина, Отчизна, Отечество, Россия.

Работа в парах. (На столах карточки с заданием)

(Приложение №2)

Учитель:

- Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.

Проверка выполнения задания.

Учитель:

- Предположите: как звучит тема сегодняшнего урока.

(Ответы учащихся)

Объявление темы и цели урока.

Учитель:

-28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭ

Тема урока «Защита Отечества». Слайд 2. Учитель: - Откройте учебники, страница 88. - О чем мы сегодня узнаем?

(ответы детей)

Учитель:

- На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой.

- Не забудьте, что на уроке надо быть внимательными, работать дружно, помогать друг другу.

- Запишите тему урока в тетрадь. Защита Отечества.

  1. Усвоение новых знаний

Ассоциации - составление кластера З28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭ

28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭ
ащищать

Слайды 3-4

У28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭчитель:

- Издавна защитниками Русской Земли были русские богатыри.

Назовите богатырей.

Слайд 5.

Чтение 1 абзаца, страница 88. Учащиеся читают отрывок вслух

Вопросы классу:

- Чему учил Христос?

- Как бы вы ответили на вопрос? «А если обижают сестрёнку? Маму? Родину? (Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо - и защищать) Чтение 2 абзаца. -28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭ

Вспомните 7-ю Заповедь блаженств. Кто такие миротворцы?

Слайд 6. Работа в группах 1 группа. Напрасный гнев, какой он? 2 группа. Справедливый гнев, какой он? Чтение 3 абзаца параграфа о Жене из Ногинска - Кого защищал Женя? - Хотел ли он умереть? - Каким качествами должен обладать защитник? Каким о должен быть? ( Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает, Святой.) На доске выписаны слова:

защитить свою Родину, семью и веру

захватить чужие земли, навязать свою веру


Ч28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭто несёт людям несправедливая война? (Боль, страдание, горе, слезы…) Чтение 4, 5,6 абзацев.

- Почему сохранение мира так важно для христианина.

Осмысление статьи учебника. Обратить внимание на то, что силой оружия нельзя навязывать ни свои убеждения, ни свою веру.

Слайд 7. Учитель: Среди православных святых много воинов. (Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский. Учащиеся представляют мини-пректы. (Сообщения о Дмитрии Донском, Александре Невском, Федоре Ушакове)

После сообщений вопросы классу.

− Как вы думаете, почему Преп. Сергий все-таки благословил князя Дмитрия на битву, хотя есть заповедь «Не убий»?

- Как вы думаете, почему на Руси престарелые воины часто уходили в монастырь? (ответы детей)

Когда физические силы оставляли тело и чувствовалась близость кончины, в традициях Руси было посвящать остаток жизни Богу. И многие бывшие воины, свершив свои ратные подвиги, чуя приближение старости, уходили в монастыри спасать души, молиться за Святую Русь, за родных и близких, за себя.

Учитель:

- Посмотрите фрагмент из фильма об Александре Невском.

- В каких словах Александра Невского звучат законы милосердия и справедливости?

С28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭ

лайд 8. - Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам.

Напишите, что сопутствует, по-вашему,

1 группа - войне

2 группа - миру.

Дети зачитывают, что лежит в основе войны? В основе войны лежит зло, эгоизм, грех.

А что лежит в основе мира? (дети отвечают)

В основе мира лежит любовь. Какая война по-христиански может быть оправдана? (Справедливая, оборонительная. Нападение, агрессия не могут быть оправданы)

Воин-христианин верит в бессмертную душу. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

Н28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭ

о даже на войне христианский воин должен остаться человеком. Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей.

Слайд 9.

В условиях войны или в условиях мира возможно правильное духовное развитие человека?

(Дети отвечают)

Конечно, в условиях мира. Божий мир - это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.

− К какому великому празднику готовится наша страна?

28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭ

Великим подвигом русского народа является победа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. День победы не случайно называют праздником со слезами на глазах.

Слайд 10

− Кого из героев Великой Отечественной войны вы можете назвать?

Дети отвечают.

В этой страшной войне против общих недругов России вместе сражались христиане, мусульмане, буддисты (татары, калмыки, русские и другие народы)?

Что их объединило?

Ответы учащихся.

Учитель: - А в наше время есть у Родины защитники?

− Поднимите руки, чьи родители служили в армии, у кого сейчас служат братья или близкие родственники.

− А для чего нужна армия государству?

− Почему мы нашу армию называем миротворческой?

Ответы учащихся. 28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭНаша страна - миролюбивое государство, которое допускает военные действия только при нападении на территорию нашей страны. Или как помощь страдающим от захватчиков соседям и друзьям, если они попросят. А те, кто развязывает войну, по сути своей грабители. Ведь цель любой захватнической войны - отнять у других народов их землю, богатства, свободу, честь, жизнь. И мы должны помнить о своих героях, об их подвигах, учиться жить в мире и дружбе.

Видеофрагмент - заключительная песня из к/ф «Офицеры».

Слайд 11.

  1. Итог урока:

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Когда война бывает справедливой?

  • О каких святых вы узнали на уроке?

  • Кто бы из вас хотел стать военными и служить Отечеству.

  1. Рефлексия.

Дополните предложения.

  • Мне было интересно…

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

  • Было трудно…

  • Меня удивило…

  • Я сделал вывод, что…

  • Мне захотелось…

  1. Домашнее задание:

Написать поздравительную открытку ветерану к Дню Победы.

© 2010-2022