- Преподавателю
- Начальные классы
- 28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭ
28 урок «Защита Отечества» Основы ПК ОРКиСЭ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лавниковских Н.А. |
Дата | 21.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
города Нижневартовска
Методическая разработка урока
«Защита Отечества»
Учебный курс
«Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Урок № 28 (4 класс)
Учитель Лавниковских Наталья Александровна
Цель урока:
-
знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу;
-
формирование чувства гордости за свою Родину.
Обучающие:
-
знакомство учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу;
-
узнать о жизни русских воинов, ставших святыми;
-
учить понимать и принимать нравственные и духовные ценности в человеческой жизни.
- овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие - нет.
Воспитывающие:
-
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
- осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью.
-
защита Родины, Отечество, справедливая война, законы милосердия и справедливости, оборонительная война, несправедливая война.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация урока.
Место проведения: учебный кабинет. Методы: поисковый, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный. Межпредметные связи: литература, история, фольклор, окружающий мир. Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока:
-
Организационный момент.
- Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового знания.
Слайд 1 Подберите синонимы к слову РУСЬ
Родина, Отчизна, Отечество, Россия.
Работа в парах. (На столах карточки с заданием)
(Приложение №2)
Учитель:
- Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.
Проверка выполнения задания.
Учитель:
- Предположите: как звучит тема сегодняшнего урока.
(Ответы учащихся)
Объявление темы и цели урока.
Учитель:
-
Тема урока «Защита Отечества». Слайд 2. Учитель: - Откройте учебники, страница 88. - О чем мы сегодня узнаем?
(ответы детей)
Учитель:
- На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой.
- Не забудьте, что на уроке надо быть внимательными, работать дружно, помогать друг другу.
- Запишите тему урока в тетрадь. Защита Отечества.
-
Усвоение новых знаний
ащищать
Слайды 3-4
Учитель:
- Издавна защитниками Русской Земли были русские богатыри.
Назовите богатырей.
Слайд 5.
Чтение 1 абзаца, страница 88. Учащиеся читают отрывок вслух
Вопросы классу:
- Чему учил Христос?
- Как бы вы ответили на вопрос? «А если обижают сестрёнку? Маму? Родину? (Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо - и защищать) Чтение 2 абзаца. -
Вспомните 7-ю Заповедь блаженств. Кто такие миротворцы?
Слайд 6. Работа в группах 1 группа. Напрасный гнев, какой он? 2 группа. Справедливый гнев, какой он? Чтение 3 абзаца параграфа о Жене из Ногинска - Кого защищал Женя? - Хотел ли он умереть? - Каким качествами должен обладать защитник? Каким о должен быть? ( Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает, Святой.) На доске выписаны слова:
защитить свою Родину, семью и веру
захватить чужие земли, навязать свою веру
Что несёт людям несправедливая война? (Боль, страдание, горе, слезы…) Чтение 4, 5,6 абзацев.
- Почему сохранение мира так важно для христианина.
Осмысление статьи учебника. Обратить внимание на то, что силой оружия нельзя навязывать ни свои убеждения, ни свою веру.
Слайд 7. Учитель: Среди православных святых много воинов. (Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский. Учащиеся представляют мини-пректы. (Сообщения о Дмитрии Донском, Александре Невском, Федоре Ушакове)
После сообщений вопросы классу.
− Как вы думаете, почему Преп. Сергий все-таки благословил князя Дмитрия на битву, хотя есть заповедь «Не убий»?
- Как вы думаете, почему на Руси престарелые воины часто уходили в монастырь? (ответы детей)
Когда физические силы оставляли тело и чувствовалась близость кончины, в традициях Руси было посвящать остаток жизни Богу. И многие бывшие воины, свершив свои ратные подвиги, чуя приближение старости, уходили в монастыри спасать души, молиться за Святую Русь, за родных и близких, за себя.
Учитель:
- Посмотрите фрагмент из фильма об Александре Невском.
- В каких словах Александра Невского звучат законы милосердия и справедливости?
С
лайд 8. - Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам.
Напишите, что сопутствует, по-вашему,
1 группа - войне
2 группа - миру.
Дети зачитывают, что лежит в основе войны? В основе войны лежит зло, эгоизм, грех.
А что лежит в основе мира? (дети отвечают)
В основе мира лежит любовь. Какая война по-христиански может быть оправдана? (Справедливая, оборонительная. Нападение, агрессия не могут быть оправданы)
Воин-христианин верит в бессмертную душу. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.
Н
о даже на войне христианский воин должен остаться человеком. Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей.
Слайд 9.
В условиях войны или в условиях мира возможно правильное духовное развитие человека?
(Дети отвечают)
Конечно, в условиях мира. Божий мир - это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.
− К какому великому празднику готовится наша страна?
−
Великим подвигом русского народа является победа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. День победы не случайно называют праздником со слезами на глазах.
Слайд 10
− Кого из героев Великой Отечественной войны вы можете назвать?
Дети отвечают.
В этой страшной войне против общих недругов России вместе сражались христиане, мусульмане, буддисты (татары, калмыки, русские и другие народы)?
Что их объединило?
Ответы учащихся.
Учитель: - А в наше время есть у Родины защитники?
− Поднимите руки, чьи родители служили в армии, у кого сейчас служат братья или близкие родственники.
− А для чего нужна армия государству?
− Почему мы нашу армию называем миротворческой?
Ответы учащихся. Наша страна - миролюбивое государство, которое допускает военные действия только при нападении на территорию нашей страны. Или как помощь страдающим от захватчиков соседям и друзьям, если они попросят. А те, кто развязывает войну, по сути своей грабители. Ведь цель любой захватнической войны - отнять у других народов их землю, богатства, свободу, честь, жизнь. И мы должны помнить о своих героях, об их подвигах, учиться жить в мире и дружбе.
Видеофрагмент - заключительная песня из к/ф «Офицеры».
Слайд 11.
-
Итог урока:
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Когда война бывает справедливой?
-
О каких святых вы узнали на уроке?
-
Кто бы из вас хотел стать военными и служить Отечеству.
-
Рефлексия.
Дополните предложения.
-
Мне было интересно…
-
Я понял, что…
-
Я почувствовал, что…
-
Было трудно…
-
Меня удивило…
-
Я сделал вывод, что…
-
Мне захотелось…
-
Домашнее задание:
Написать поздравительную открытку ветерану к Дню Победы.