РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34

«Рекомендовано»

Председатель МО

МОБУ СОШ №34

_______ /_________/

Протокол №_______

от«____»________201__г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МОБУ СОШ №34

_________ /_____________/

«____»________201__г.

«Утверждаю»

Директор

МОБУ СОШ № 34

__________ /___________/

Приказ № ____

от«____»________201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

окружающий мир

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1 класс

2014-2015 учебный год



Составители:

Журавлева Галина Николаевна

учитель начальных классов

высшая категория



2014 год


Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Школа 2100»: учебниками «Окружающий мир» для 1-4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин). Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, Д.Д. Даниловым, А.С. Раутиан, С.В. Тыриным, являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». УМК используется на основании письма Минобрнауки России от 29.04.2014 г. №08- 548 «О федеральном перечне учебников», в соответствии с образовательной программой Учреждения.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцатидвадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5-9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний. Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём. Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения? Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь. Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ - ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая. При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель - это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек - природа», «человек - общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой - это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет - формирование гражданского самосознания толерантной личности - человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.

Форма контроля


Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строится как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников.
Описание места учебного предмета в учебном плане Количество часов по предмету полностью соответствует базисному учебному плану начального общего образования и составляет 66 ч (2 ч в неделю). Годовой календарный график МОБУ СОШ № 34 на 2014-2015 уч. год определяет 33 учебные недели. Исходя из нормативных условий рабочая программа составлена на 65 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений. 1-я линия развития -уметь объяснять мир:
  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства, и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития -уметь определять своё отношение к миру:
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Планируемые результаты: Обучающиеся научатся

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства, и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы, пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

Содержание тем учебного курса 1-й класс. «Я и мир вокруг» (65 ч) Авторы: Вахрушев А. А. Раутиан А. С. Как мы понимаем друг друга (9 ч) Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец - простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь - основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем). Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта - основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги. Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже». Как мы узнаём, что перед нами (4 ч) Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками. Как ты узнаёшь мир (4 ч) Органы чувств человека. Г лаза - орган зрения, уши - орган слуха, нос - орган обоняния, язык - орган вкуса, кожа - орган осязания. Память - хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия. Твоя семья и твои друзья (7 ч) Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми. Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство. Что нас окружает (10 ч) Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий - основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы - ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар). Экскурсия «Безопасная дорога в школу». Живые обитатели планеты (9 ч) Растения, грибы, животные, человек - живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение - свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения - «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия»

  • «едоки». Охрана живых организмов в природе - важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.
Культурные растения и домашние животные - наши друзья. Забота человека о них. Собаки - помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения - пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели - животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения - кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений. Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек - разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе. Экология - наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру. Отчего и почему (2 ч) Последовательность событий и её причины. Причина и следствие. Времена года (11 ч) Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме. Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным. Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начато цветения растений, гнездование птиц. Цветы - первоцветы. Птицы и их гнёзда. Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных. Экскурсия в парк «Осенняя природа». Экскурсия в парк «Зимняя природа». Экскурсия в парк «Весенняя природа». Учимся решать жизненные задачи - 2 ч. Повторение пройденного материала - 4 ч. Часы по усмотрению учителя - 3 ч.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

В том числе

Теоретические

Практические

Контрольные

1.

Как мы понимаем друг друга.

9

9

-

-

2.

Как мы узнаем, что перед нами.

4

4

-

-

3.

Как ты узнаешь мир.

4


3

1

-

4.

Твоя семья и твои друзья.

7

5

1

1

5.

Что нас окружает.

10


8

-

2

6.

Живые обитатели планеты.

9

7

1

1

7.

Отчего и почему?

2

-

1


1

8.

Времена года.

11

5

6


-

9.

Учимся решать жизненные задачи.

2

-

2

-

10.

Повторение пройденного материала.

4

-

4


11.

Часы по усмотрению учителя.

3

-

3

-


Всего:

65

41

19

5
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Форма

контроля

план

факт


Тема раздела: Как мы понимаем друг друга (9 ч)

Цели темы:

1.Познакомить со школой и особенностями жизни школьника.

2.Учить общению между людьми.

3.Развивать пространственные представления учащихся.

1.

03.09.2014

03.09.2014

Как мы будем учиться

Урок открытия новых знаний

Текущий

2.

05.09.2014

05.09.2014

Я - школьник

Урок открытия новых знаний

Текущий

3.

10.09.2014

10.09.2014

Путешествуем, не выходя из класса

Урок открытия новых знаний

Текущий

4.

12.09.2014

12.09.2014

Ценный совет

Урок открытия новых знаний

Текущий

5.

17.09.2014

17.09.2014

Зачем нужен жизненный опыт

Урок открытия новых знаний

Текущий

6-7.

19.09.2014

24.09.2014

19.09.2014

24.09.2014

Где и куда

Урок открытия новых знаний

Текущий

8.

26.09.2014

26.09.2014

Учимся определять верх и низ

Урок открытия новых знаний

Текущий

9.

01.10.2014

01.10.2014

Раньше и позже

Урок открытия новых знаний

Текущий




Тема раздела: Как мы узнаем, что перед нами (4ч.)

Цели темы:

1.Научить выделять и описывать признаки предметов и определять предмет по набору его признаков.

2.Развитие умения ориентироваться в окружающем нас мире по определенному сочетанию предметов.



10-11.

03.10.2014

08.10.2014

03.10.2014

08.10.2014

Предметы и их признаки

Урок открытия новых знаний

Текущий

12-13.

10.10.2014

15.10.2014

10.10.2014

15.10.2014

Сочетания предметов

Урок открытия новых знаний

Текущий




Тема раздела: Времена года

(2 ч)

Цели темы:

1.Познакомить с признаками осенней природы.

2.Объяснить, как живые существа готовятся к зиме.

3.Воспитывать любовь к природе.



14-15.

17.10.2014

22.10.2014

17.10.2014

22.10.2014

Осень - природа готовится к зиме.

Урок открытия новых знаний

Текущий




Тема раздела: Как ты узнаешь мир (4ч)

Цели темы:

1.Показать ученикам роль и специфику разных органов чувств.

2.Научиться правильно соединять показания отдельных органов чувств и пользоваться своей памятью.

3.Воспитывать бережное отношение к своему организму, культуру труда, отдыха.



16.

24.10.2014

24.10.2014

Наши помощники - органы чувств.

Урок открытия новых знаний

Текущий

17.

05.11.2014

05.11.2014

Наши помощники - память и ум.

Урок открытия новых знаний

Текущий

18.

07.11.2014

07.11.2014

Родители, учителя и книги.

Урок открытия новых знаний

Текущий

19.

12.11.2014

12.11.2014

Повторение и самостоятельная работа №1.

Обобщающий урок

Текущий




Тема раздела: Твоя семья и друзья (7ч.)

Цели темы:

1. Объяснить роль семьи в жизни каждого человека.

2. Научить правилам безопасного поведения в квартире.

3. Воспитывать бережное отношение к своим друзьям, ко всем людям.



20-21.

14.11.2014

19.11.2014

14.11.2014

Ты и твоя семья

Урок открытия новых знаний,

Урок- практическая работа

Текущий

22-23.

21.11.2014

26.11.2014


Учимся быть самостоятельны

ми

Урок открытия новых знаний

Текущий

24-25.

28.11.2014

03.12.2014


Ты и твои друзья

Урок открытия новых знаний

Текущий

26.

05.12.2014


Повторение и самостоятельная работа №2.

Урок контроля

Текущий




Тема раздела: Времена года (3ч.)

Цели темы:

1. Познакомить с зимними явлениями.

2. Сформировать представление о свойствах снега и льда, погодных явлениях, происходящих в природе.

3. Научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.



27-29.

10.12.2014



12.12.2014

17.12.2014


Зима - покой природы.

Урок открытия новых знаний

Экскурсия

Обобщающий урок

Текущий

30.

19.12.2014


Повторение и самостоятельная работа №3.

Обобщающий урок

Текущий

31.

24.12.2014


Итоговая работа № 1.

Урок контроля

Итоговый

32.

26.12.2014


Учимся решать жизненные задачи

Урок открытия новых знаний

Текущий




Тема раздела: Что нас окружает (10ч.)

Цели темы:

1. Знакомство учащихся с инфраструктурой города, показать взаимосвязь между жителями города и села.

2. Воспитывать уважение к людям труда.

Научить соблюдать правила дорожного движения.

3. Развитие умения устанавливать связи в природе.

4. Познакомить учащихся с богатствами природы, с различными состояниями веществ и их свойствами.



33-34.

14.01.2015

16.01.2015


Город, в котором мы живем

Урок открытия новых знаний

Текущий

35-36.

21.01.2015

23.01.2015


Учимся быть пешеходами

Урок открытия новых знаний

Текущий

37-38.

28.01.2015

30.01.2015


Хозяйство человека

Урок открытия новых знаний

Текущий

39.

04.02.2015


Повторение и самостоятельная работа №4.

Урок контроля

Текущий

40.

06.02.2015


Богатства природы

Урок открытия новых знаний

Текущий

41.

18.02.2015


Твердые тела, жидкости и газы

Урок открытия новых знаний

Текущий

42.

20.02.2015


Повторение и самостоятельная работа №6.

Урок контроля

Текущий




Тема раздела: Времена года (3ч.)

Цели темы:

1. Познакомить с весенними явлениями.

2. Учить сравнивать состояние неживой природы весной и зимой.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.



43-44.

25.02.2015

27.02.2015


Весна: пробуждение природы

Урок открытия новых знаний,

Экскурсия Обобщающий урок

Текущий

45.

04.03.2015


Итоговая работа № 2

Урок контроля

Итоговый




Тема раздела: Живые обитатели планеты (9ч.)

Цели темы:

1. Познакомить детей с живыми организмами и их свойствами.

2. Сформировать начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии.

3. Познакомить учеников с ролью и значением домашних животных и культурных растений в жизни человека.

4. Познакомить учеников с отличительными чертами человека.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.



46.

06.03.2015


Живое и неживое

Урок открытия новых знаний

Текущий

47.

11.03.2015


Растения и животные

Урок открытия новых знаний

Текущий

48.

13.03.2015


Равновесие в природе

Урок открытия новых знаний

Текущий

49.

18.03.2015


Домашние любимцы и комнатные растения

Урок открытия новых знаний

Текущий

50.

20.03.2015


Наши помощники - домашние животные и культурные растения

Урок открытия новых знаний

Текущий

51.

01.04.2015


Повторение и самостоятельная работа №7.

Обобщающий урок

Текущий

52.

03.04.2015


Человек - разумное существо

Урок открытия новых знаний

Текущий

53.

08.04.2015


Природа и мы

Урок открытия новых знаний

Текущий

54.

10.04.2015


Повторения и самостоятельная работа №8.

Урок контроля

Текущий




Тема раздела: Времена года (3ч.)

Цели темы:

1. Научить находить основные отличительные признаки лета.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.



55-56.

15.04.2015

17.04.2015


Лето - природа цветет и плодоносит

Урок открытия новых знаний

Экскурсия

Обобщающий урок

Текущий

57.

22.04.2015


Повторение и самостоятельная работа №9.

Урок открытия новых знаний

Текущий




Тема раздела: Отчего и почему (2ч.)

Цели темы:

1. Познакомить с особенностями причинного объяснения окружающего мира.



58-69.

24.04.2015

29.04.2015


Отчего и почему

Обобщающий урок

Текущий

60.

06.05.2015


Итоговая работа № 3

Урок контроля

Итоговый

61-62.

08.05.2015

13.05.2015


Учимся решать жизненные задачи

Обобщающий урок

Текущий

63-65.

15.05.2015

20.05.2015

22.05.2015


Часы по усмотрению учителя

Урок развития умений

Текущий




ИТОГО: 65 часов





График проведения контрольных работ


№ п/п Тема Вид контроля Дата проведения 1 Как мы узнаем мир
Самостоятельная работа №1 12.11.2014 2 Твоя семья и друзья
Самостоятельная работа №2 05.12.2014 3 Времена года. Осень и зима
Самостоятельная работа №3 19.12.2014 4 Времена года Итоговая работа №1. 24.12.2014 5 Что нас окружает Самостоятельная работа №4 04.02.2015
Времена года. Весна Самостоятельная работа №6 20.02.2015 7 Времена года Итоговая работа №2. 04.03.2015 8 Живые обитатели земли Самостоятельная работа №7 01.04.2015 9 Живые обитатели планеты Самостоятельная работа №8 10.04.2015 10 Времена года. Весна и лето Самостоятельная работа №9 22.04.2015 11 Повторение изученного в 1 классе Итоговая работа №3. 06.05.2015

Образовательные и информационные ресурсы


Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, экран) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

Учебно-методический комплект для учащихся
• Учебник «Окружающий мир. Я и мир вокруг нас» в 2 ч. (авторы АЛ. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (авторы АЛ. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). • Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» (авторы АЛ. Вахрушев, О.В. Бурский, ОЛ. Родыгина). • «Мои первые опыты»: Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1-2 кл. (автор И.И. Курапова, под ред. АЛ. Вахрушева).















Контрольно- измерительные материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету окружающий мир НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 класс





© 2010-2022