Применение арт - терапии

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Применение арт-терапии

в коррекции

эмоционально-волевой

сферы у воспитанников




















В условиях формирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т.д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав. Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности и становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости детей-сирот. У воспитанников детского дома наблюдается более низкий уровень развития самооценки, ее неустойчивость, зависимость от мнения других. Для большинства детей характерна заниженная самооценка, инверсия образа "Я". Они отрицательно оценивают свою личность в целом. Большой процент детей из детского дома (по сравнению с детьми из семьи) воспринимает отношение к себе других людей как критическое, т.е. они проецируют свое отношение к себе на отношение к себе других людей. У воспитанников детских домов выше уровень агрессивности, тревожности и враждебности. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арт-терапия. В настоящее время отечественная педагогика и психология с большим вниманием изучает возможности арт-терапии и, постепенно обособляющейся от нее, педагогической терапии или арт-педагогики. В последнее время арт-терапия все больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и дает положительные результаты. Основой для всех видов арт-терапии является художественная деятельность ребенка, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии. Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как - негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие. Существует множество различных видов и направлений терапии искусством, это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, имаготерапия, песочная терапия и т.д. Наиболее приемлемой методикой для работы с детьми является один из видов библиотерапии - сказкотерапия. Эффективность использования сказкотерапии у детей с заниженной самооценкой, обеспечивается спецификой деятельности ребенка, а так же притягательность этого жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло, так необходимые для этой категории детей и их социализации. Сказкотерапия является одним из ведущих видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования. Реабилитационный эффект состоит в формировании отношения к персонажу на эмоциональном уровне (тренинг эмоциональной сферы); проявлении собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации; идентификации собственного «Я» с тем или иным персонажем; удовлетворении потребности в познании волшебных явлений жизни; коллективном участии в действии; приобщении к народной художественной культуре. Формы сказкотерапии могут быть разными, это и праздники, театрализовано-игровые представления, использование фрагментов в конкурсах, литературно-художественные мероприятия, выставки рисунков и поделок декоративно-прикладного творчества по сказочным сюжетам и др. Тогда как в психотерапевтической практике используются разнообразные жанры: басни, притчи, легенды, саги, мифы, сказки, анекдоты. То есть, сказкотерапия - своеобразный живой организм, который развивается.

Ресурсы арт-терапии позволяют каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому - для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Огромное преимущество, арт-терапии заключается в свободе проявлений, высказываний и действий, которые люди чаще всего не позволяют себе в жизни.

Следовательно, методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья.

Опыт в работе с воспитанниками в системе воспитательно - образовательного учреждения привели к попытке создания целостной коррекционной программы. Цель: коррекция деструктивного поведения воспитанников, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса воспитанника посредством методов сказкотерапии.

Задачи:

1. Развитие у воспитанников способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
  1. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
3. Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях. 4. Повышение социально-психологической компетентности воспитанников и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими. 5. Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 6. Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи. 7. Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов. Структура занятия Каждое занятие имеет 3 этапа. Первый этап - разминка 5 минут. Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия. Второй этап - основной. Его продолжительность - 30-40 минут. Цель: данный этап занятия направлена на решение задач, поставленных в данной программе. Сюда включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы. Третий этап - заключительный - 5 - 10 минут. Цель: подведение итогов работы. Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного на занятии, закрепление позитивного состояния и ритуал прощания. Продолжительность занятий от 40 до 50 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Первое заседание Клуба «Любителей сказок» проходит в форме праздника, где проходит знакомство с традициями и правилами Клуба «Любителей сказок», в частности с «Почетной книгой», в которой отображаются успехи воспитанников. В конце каждого занятия дети самостоятельно выбирают «Самого внимательного», «Самого активного», «Лучшего читателя», «Лучшего друга». Их имена записываются и помещаются в «Почетной книге». В конце года подводятся итоги и награждаются победители. На первом занятии воспитанники детского дома знакомятся с ритуалом «входа» и «выхода» из мира сказок и литературных героев. На заседании клуба воспитанников встречают литературные герои, с которыми дети совершают увлекательное путешествие в мир сказок. В конце занятия каждый ребенок посвящается в члены Клуба «Любителей сказок», что подтверждается специальным документом: «Членским билетом». Структура занятий Клуба «Любителей сказок» (Приложение №4). Ритуалы, используемые на занятиях:
  1. Ритуал приветствия. Под мелодию песни «От улыбки станет всем светлей» участники клуба становятся в круг, берут друг друга за руки, и с улыбкой поворачивают голову к своему соседу со словами приветствия.
  2. Ритуал входа в мир сказок. Под мелодию песни «Маленькая страна» участники клуба по парам проходят через «Волшебные ворота» и попадают в волшебный мир сказок. Затем детям предлагается закрыть глаза, медленно сделать вдох - выдох и представить, что они находятся на сказочной поляне. После чего их встречают сказочные герои: волшебные феи, гномы, принцы, принцессы, эльфы и т.д. и приглашают в сказку.
  3. Ритуал выхода из мира сказок. Под мелодию песни «Маленькая страна» дети становятся в круг, закрывают глаза, медленно делают вдох - выдох. По команде педагога - психолога «берут с собой «сказочный урок» (дети подносят ладошки к сердцу), прощаются со сказкой и выходят в «Волшебные ворота»».
На занятиях используются следующие приемы работы со сказкой: анализ сказок, рассказывание сказок, придумывание другого конца сказки, сочинение сказки. Так как детям присуще переживание различных страхов, а сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страхов и во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным, то несколько занятий было посвящено выявления страхов, их обсуждению, обучению навыкам снятия напряжения при переживании страха. На этих занятиях педагог - психолог предлагает воспитанникам выполнить упражнения «Чего боишься ты?», «Закончи предложение», «Смелые ребята», «Улыбка друга»; выполнить задания «Нарисуй свой страх или страшную историю», «Сделай свой страх смешным» и другие. Членам клуба предлагаются ролевые игры, выполнение этюдов по произведениям. Несколько занятий посвящены воспитанию уверенности в себе, обучению навыкам снятия напряжения, негативных эмоций, снятия агрессии, саморегуляции настроения, воспитанию эмпатии, обучению новым формам поведения, взаимопониманию, умению справляться с обидами, уметь прощать. На этих занятиях участники клуба вместе с педагогом - психологом выполняют упражнения «Волшебный сон», «Мой первый день в детском доме», «Ласковые руки», «Передай по кругу», «Клеевой дождик», «Копилка обид», «Умею прощать», «Аукцион», «Вверх по радуге», «Сыщик и конспиратор», и другие; выполняют задания «Нарисуй любимого героя», «Нарисуй свою злость», «Нарисуй своего друга» и другие; этюды по произведениям; играют в игру «Слепой и поводырь»; составляют коллаж «Мой дом», инсценируют сказки. На занятиях по обучению воспитанников навыкам снятия напряжения проводится упражнение «Коврик злости». Цель - показать способ, как можно справиться со злостью. Участникам предлагается встать на «Коврик злости» и со злостью потоптаться на нем, покричать, выпустить накопившуюся злость. В любой момент участник клуба может подойти к коврику и воспользоваться им для снятия напряженности, злости, агрессии. Члены клуба на занятиях учатся слушать, выполнять правила, дружить, помогать друг другу, доверять окружающим людям, уважать мнение других людей, быть чуткими, внимательными, отзывчивыми, заботливыми, не бояться выражать свои чувства и эмоции. В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на воспитанников различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки. - Ролевые игры Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается - В психогимнастических играх у воспитанников формируются:
  • Принятие своего имени;
  • Принятие своих качеств характера;
  • Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
  • Принятие своих прав и обязанностей.
- Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у воспитанников умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
  • Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если….», либо коллективное сочинение сказок. Невербальные игры предполагают изображение участниками клуба «как можно интереснее», по своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами. Также часто используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что воспитанникам дается определенная тема для картинки (например, тема дружба или что-то страшное).

Упражнение "Сказочная поляна" Задачи: развитие самоинтереса, творческое самовыражение, развитие рефлексии.
Участники сидят по кругу. Ведущий: ― Мы оказались на сказочной поляне страны Фантазия. Именно с нее начнется наше путешествие. Попав сюда, каждый из нас преобразился в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя. Каждая строчка представления должна начинаться словами: "Я", "Мой", "У меня"... Например: "Я - Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард". После представления всех участников ведущий спрашивает у героев:
― Чье самоописание понравилось больше всего? ― С кем они хотели бы встретиться в Фантазии? ― Что они могли бы дать волшебной стране?

Игра "Свиток правил"

Материалы: большие листы бумаги или обоев и маркеры или фломастеры. Это могут быть краски.
Ведущий:
― Жизнь страны Фантазии протекает по определенным правилам. Но самое интересное в том, что эти правила определяют те, кто путешествует по этой стране. Каждый из Вас может установить здесь любые законы, которые покажутся Вам разумными. Какие правила каждый из Вас введет в этой стране? Сейчас каждый герой получит свиток, на котором он должен будет записать свои правила. Затем он объявит их для всех жителей и гостей страны Фантазии. (10 минут) ― После того, как все путешествующие герои ознакомят нас со своими правилами, необходимо из них составить один список, который будет действовать на территории Фантазии все время, пока продолжается путешествие. Для этого необходимо выделить общие для всех правила и те, которые готовы принять остальные. Единый свод правил можно записать на отдельном листе и украсить. Он будет висеть на стене на протяжении всего путешествия. Обсуждение проходит по следующей схеме: ― Какое из собственных правил тебе кажется особенно важным? ― Понравилось ли тебе чье-то другое правило? ― С какими правилами ты был совершенно не согласен? ― Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод правил? На сказкотерапевтических занятиях с подростками часто используется зеркало. В древних философских концепциях зеркало - символ души, удерживающий и хранящий все впечатления, а также проекция сознания и познания. Часто зеркало воспринималось как дверь ("Алиса в зазеркалье") и поэтому оно может быть частью ритуала "перемещения" в сказочную страну или страну Фантазию. Ведущий: - Чтобы попасть в страну Фантазию, каждый герой, отправляющийся в путешествие, должен подойти к этому волшебному зеркалу, посмотреть одну минуту на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: "Я хороший друг", "Я красивая", "Я сильный" и др. Это пароль для входа. Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при "входе" называется новое достоинство. При выходе из страны Фантазия необходимо снова посмотреть на себя в зеркало и, повторив названное при входе свое достоинство, добавить, как оно помогло в путешествии. Например: "Я хороший друг. В пути Я не оставил в беде своих друзей", "Я красивая. Красота помогала мне в общении" и т. д. Это пароль для выхода. На своем пути наши герои сталкиваются с различными испытаниями. Одним из них может быть встрече с "Зеркальным оракулом" или с "Волшебными зеркалами троллей".

Упражнение "Зеркальный оракул"

Материалы: зеркала по количеству участников (могут быть разные).
Участники рассаживаются по кругу. На каждом стуле лежит зеркало. Это и есть "Зеркальный оракул". Ведущий: - Путешествуя по Фантазии, мы оказались в ущелье Зеркального оракула. Каждый из героев сталкивается с ним на своем пути. Только тот сможет продолжить путь, кто задаст Оракулу вопросы и получит ответы. Вопросы: ― Кто Я? ― Что Я люблю? ― Что Я не люблю? ― Что Меня пугает? ― Что имеет для Меня большое значение? ― Что Я хочу? " (5 минут) Затем проводится обсуждение: ― Какой вопрос оказался для вас самым сложным? ― Что отвечал Оракул? ― Какой ответ понравился больше всего? ― Для чего, на ваш взгляд, в стране Фантазия существует Зеркальный оракул?

Упражнение "Волшебные зеркала троллей"

Материалы: два зеркала примерно одного размера. Одно должно быть простым, в обычной рамке или без нее. Другое - нестандартной формы в красивой рамке, резной или литой. Рамки можно сделать из картона, придав обычным зеркалам совершенно волшебную форму; два листа бумаги, фломастеры.
Ведущий: - Страну Фантазия населяют различные волшебные существа. Глубоко под землей живут тролли-зеркальщики. Они делают разные волшебные зеркала. Сегодня наши герои пройдут испытание волшебными зеркалами троллей. Зеркало в простой рамке показывает герою мир в серых, пессимистичных красках. Зеркало в ажурной рамке показывает мир в ярких, оптимистичных красках. Каждому герою необходимо подойти по очереди к каждому зеркалу, посмотреть в него и записать на листе, что лежит под зеркалом, первые, что пришли в голову пессимистичные и оптимистичные утверждения о себе. (Две минуты на каждого). Обсуждение проводится по следующим вопросам: ― Как вы чувствовали себя, когда смотрели в зеркала троллей? ― Какое зеркало понравилось больше? ― Как получается, что одни герои смотрят больше в одно зеркало, а другие в другое? ― Чего сможет достичь каждый герой, если будет смотреть только в одно зеркало? Часто у "трудных" подростков повышена агрессивность и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для их разрешения в сказочном путешествии можно предложить следующую игру.

Упражнение "Сон героя"

Ведущий: ― Мы долго путешествовали и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет…(15секунд). ― Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет… Где вы живете… Что вы делаете…(15 секунд) ― Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? (15 секунд) ― Теперь сделайте три глубоких выдоха. Потянитесь, напрягите и затем расслабьте все свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что Вы увидели о самом себе. ― Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и запишите, какие вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого и т. д. (10 минут) Когда листочки заполнены образами будущего, подростки вновь занимают свои места в кругу, где проводится обсуждение: ― Довольны ли вы увиденным образом будущего? ― Что понравилось больше всего? ― Было ли что-то, что не понравилось? ― Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?

Работа ведется в целях создания для воспитанника ситуации успеха в конструктивной совместной деятельности; способности эффективно решать проблемы в общении с другими людьми и справляться со стрессом; принятия ориентации на социально одобряемые роли; укрепления желания и способности к установлению и поддержанию дружеского общения. Важным условием, позволяющим ребенку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, то есть уровня знания о своем «Я», отношение к своему «Я» и управление своим «Я». Такой подход позволит ребенку осознать самого себя в этом мире, приблизиться к действительности и встать на путь познания общества, то есть на путь стремления к равноправному положению детей- сирот в социуме. Анализ наблюдений и беседы с воспитанниками показывает, что работа в группе, улучшила контакты со сверстниками, дети стали более доброжелательны, активны, снизилась эмоциональная напряженность, агрессивность, тревожность, появились позитивные планы на будущее, мотивы получить профессию. Фон настроения улучшился, к проблемам научились относиться более адекватно. Упражнения коммуникативного блока направлены на обучение бесконфликтному общению и уверенному поведению, создание адекватной самооценки и положительного образа "Я". Выполнение групповых игр, разыгрывание и моделирование проблемных ситуаций, групповая дискуссия, задания с элементами арт-терапии, сказкотерапии направлены на снятие тревожности, агрессивности, освоение релакс - приемов. Анализ наблюдаемой работы в группе, повторное диагностическое исследование воспитанников показывают результативность и эффективность проведенной коррекционной работы. Результаты видны на личностном, поведенческом уровнях. У воспитанников стабилизировалась эмоционально-волевая, сфера снизился уровень тревожности агрессивности, сгладились и стали не так ярко выражены акцентуации характера, улучшилась самооценка. Улучшились контакты со сверстниками, дети стали более доброжелательны, активны. Снизилась эмоциональная напряженность. Появились позитивные планы на будущее, мотивы получить профессию. Фон настроения улучшился, к проблемам научились относиться более адекватно. Сформировались навыки оценки социальной ситуации принятию ответственности за собственное поведение в ней. (Приложение № 5 ).



Приложение № 1.

Принципы работы со сказками






Принцип


Основной акцент


Комментарий

Осознан-ность

Осознание причинно - следственных связей в развитии сюжета;

Понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?


Наша задача показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает, из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно.

Важно место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Множествен-

ность Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так. С другой стороны, иначе.


Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того. Как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.



Приложение № 2

Схема размышления над сказками и их обсуждение.



Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарий

Основная

тема.

Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и т.д.

О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Через основную мысль нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения, взаимодействие с окружающими, общие ответы на общие вопросы.

Линия героев сказки. Мотивы поступков.

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.




Линия героев сказки. Способы преодоле-ния трудностей.

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ решения трудностей.



Линия героев сказки. Отношение к окружаю-щему миру и самому себе.

Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям.

Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.




Актуализи-рованные чувства.

Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему?

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.


Образы и символы в сказках.

Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.

Кто такой Иван - царевич? Кто такой Колобок?

Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ?», но и словари образов.

Приложение № 3


Некоторые способы разрешения трудностей в сказках.



Способ



Характеристика

Использование в психолого - педагогической практике

Прямая агрессия

Герой достает меч и рубит дракону голову.

Решение проблемы с позиции силы. Показать свою физическую и ментальную силу противнику.



Хитрость

Герой претворяется слабым, неумелым, непонимающим: Кот в сапогах говорит людоеду, что никогда не поверит, что тот может превратиться в мышку; Иванушка уверяет Бабу - Ягу, что не умеет садиться на лопату и т.д.

Посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку.

Использова-ние волшебных предметов и помощников

Меч - кладенец, перстень удесятиряющий силу и др.

Передача ребенку оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Внушение чувства защищенности.

Групповое решение проблем

Герои распределяют обязанности между собой, каждый берет на себя то, что ему удается делать лучше всех.

Адекватное распределение ролей и обязанностей в коллективе.

Передача ответственности другому

Иван - царевич передает право решать серому Волку.

В ситуациях, которые невозможно решить самостоятельно. Важно подумать, кто бы мог помочь.


Приложение № 4


Структура коррекционно - развивающего

сказкотерапевтического занятия.



Этап

Назначение

Содержание этапа

Ритуал приветствия. Создание положитель-ного настроя участ-ников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия. Под мелодию песни «От улыбки станет всем светлей» участники клуба становятся в круг, берут друг друга за руки, и с улыбкой поворачивают голову к своему соседу со словами приветствия.

Повторение. Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то , чему они научились в прошлый раз и пр.

Ритуал «входа» в мир сказок.

Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение. Под мелодию песни «Маленькая страна» участники клуба по парам проходят через «Волшебные ворота» и попадают в волшебный мир сказок. Затем детям предлагается закрыть глаза, медленно сделать вдох - выдох и представить, что они находятся на сказочной поляне.

Расширение. Расширить представление ребенка о чем - либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому - либо существу из сказки и пр.

Ритуал «выхода» из мира сказок. Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Под мелодию песни «Маленькая страна» дети становятся в круг, закрывают глаза, медленно делают вдох - выдох. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки вкруг, совершают действие как - будто что - то берут из круга, и прикладывают руки к груди. Прощаются со сказкой и выходят в «Волшебные ворота»».

Закрепление. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

Рефлексия. Обобщить приобре-тенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последо-вательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.



Приложение № 5


Применение арт - терапии


Применение арт - терапии

© 2010-2022