Разработка урока по гражданственности Школа - наш второй дом. Права и обязанности школьника

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Школа - наш второй дом. Права и обязанности школьника

Цель: 1. Дать целостное восприятие понятию «школа» и всего,

что с ней связано.

2. Рассмотреть правила поведения учащихся в школе.

3. Выявить основные права и обязанности школьников.

4. Воспитывать уважение к правам других;

Ход занятия:

- Послушайте загадку, о чѐм в ней говорится?

Стоит дом,

Кто в него войдѐт -

Тот ум приобретѐт.

Что это?

Школа

- Тема урока - «Школа - мой второй дом».

- Как вы думаете, почему школу называют вторым домом?

Игра «Ассоциация»

Класс делится на две команды. Участники по очереди подбегают к учителю и называют ассоциацию со словом школа. Команда, назвавшая последнюю ассоциацию, становится победителем игры.

Учитель: - Ребята, а знаете ли вы правила, которые существуют в школе?

- Давайте вспомним основные правила поведения в школе?

Правила поведения в школе:

1. Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и товарищами.

2. Если опоздал на урок, извинись и попроси разрешения пройти на место.

3. На уроке слушай внимательно, отвечай, выполняй все задания.

4. Не отвлекай соседей своими разговорами.

5. В столовой нужно вести себя тихо, не прыгай, соблюдать правила этикета за едой.

6. На переменах не толкай товарищей, не дерись.

Сюжетно - ролевая игра

Класс делится на маленькие группы. Каждой группе даѐтся задание. Через пять минут каждая группа по очереди выходит к доске, проигрывает ситуацию и доказывает свою точку зрения.

Ситуация №1. Мальчик и девочка опоздали на урок, поприветствовали учителя и пошли на свои места.

Ситуация №2. Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалку пошѐл к доске, задевая по пути тетради и учебники.

Ситуация №3. Две учительницы разговаривают. Мимо проходит ученик и говорит: «Здравствуйте, Марина Петровна».

Ситуация №4. Девочке понадобилась на уроке линейка. Она громко спросила подругу, есть ли у неѐ линейка, а потом встала, пошла, взяла линейку и затем села на место.

Ситуация №5 Учитель объясняет тему урока, в этот момент ученик поднимает руку и задаѐт вопрос.

Ситуация №6 Две учительницы ведут беседу во время перемены. К ним подходит ученица и жалуется, что еѐ обижают одноклассники.

Послушайте стихотворение А.Барто «Муха».

Алѐша рад: пришла весна,

В саду тепло и сухо,

И в классе около окна

Жужжит сегодня муха.

Он стал за мухой наблюдать:

В окно она влетела,

Она то сядет на тетрадь,

То на кусочек мела.

Она под самым потолком

Летает в ярком свете,

А вниз спускается пешком

По стенной газете.

По клеѐнке поползла,

Забралась на счѐты,

У неѐ свои дела

И свои заботы.

Умчалась муха налегке,

А он теперь не в духе -

Замечанье в дневнике

Из-за этой мухи!

А разве Лѐша виноват?

Муха виновата!

Она теперь умчалась в сад,

Унеслась куда-то…

Когда вину свою признать

Не хватает духа,

Можно муху обвинять:

«Виновата Муха!»

- О чѐм это стихотворение?

- Что вы можете сказать о поведении Лѐши?

- Справедливо ли учитель поставил Лѐше замечание в дневнике?

Загадки

На столе учителя - «волшебный» сундучок со «школьными» загадками. Дети по очереди подходят к учительскому столу, достают из сундучка загадку и отвечают на вопрос.

1. Стоит дом,

Кто в него войдѐт -

Тот ум приобретёт.

Школа

2. По чѐрному белым

Пишут то и дело.

Протрут тряпицей -

Чистая страница.

Школьная доска

3. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

Мел

4. Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведѐт обоих нас

Из года в год, из класса в класс.

Парта

5. То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Что такое я?

Тетрадь

6. В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своѐм значении

Я - планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу всех построю.

Линейка

7. В этой узенькой коробке

Ты найдѐшь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

Пенал

7. Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет - сеет семена.

Не на поле, не на грядке -

На листах твоей тетрадки.

Ручка

Творческое задание «Новое расписание»

Однажды в одну школу был назначен новый директор, который решил переделать всѐ в школе. И он начал всѐ переделывать с названий школьных уроков - старые названия ему жутко надоели. Так в школьном расписании появились «краскомазюканье», «буквосложение»…

Помогите весѐлому директору и придумайте не менее трѐх названий для уроков, таких, как математика, музыка, физкультура, труд, русский язык.

Физкульминутка

Психотренинг Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Упражнение " Собери пословицу"

Задача: Собрать пословицу из отдельных слов.

1. В книге ищут не буквы, а мысли.

2. Знанье - не водица - в рот само не станет литься.

3. Золото добывают из земли, а знания - из книг.

4. Красна птица перьями, а человек - ученьем.

5. Мало уметь читать, надо уметь думать.

6. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

8. Ученье - свет, а неученье - тьма.

9. Чтение - лучшее учение.

10. От ученья человек с пути не сбивается. Учитель - Что такое право? (Правила, по которым живут люди.) - Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.) Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим. Обсуждение ситуации - Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? - Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.) - Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке? - Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»? Вопросы - Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище? - Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми? - Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах? - Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону? - Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга? - Кто защищает ваши права? (Государство.) - Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.) - Какие права ты считаешь главными для человека? - Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.
Закончи предложение Учащиеся дополняют окончание предложений: - В школе я должен... - В школе я имею право... - Дома я должен... - Дома я имею право... - На улице я должен... - На улице я имею право... - Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.) - Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.) - Как понимаете выражение «на ошибках учатся»? Вывод Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем. Разговор о домашних обязанностях - У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.) - А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете? (Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.) Подвести итог. Примерные обязанности ♦ Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь. ♦ Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль. ♦ Если насорили, соберите мусор, подметите пол. ♦ Соблюдайте порядок в своей комнате. Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи ♦ Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть. ♦ Вымойте за собой посуду. ♦ Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие). Правила, связанные с самообслуживанием ♦ Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы. ♦ Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу. ♦ Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом. ♦ Умейте постирать носовой платок, носки. ♦ Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы. ♦ Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий. ♦ Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец. Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя. Подведение итогов - Какие права есть у учащихся? - Какие есть обязанности? - Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Учитель: Школа - ваш второй дом. В ней вы проводите большую половину дня. Школа не только даѐт вам ценные знания, но учит строить свои отношения с людьми, уважительно относиться к взрослым, общаться с товарищами, завоѐвывать друзей. И от того, как вы проявите себя в школе, во многом зависит ваша дальнейшая жизнь.


© 2010-2022