- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная работа по теме: «Растения школьного двора»
Проектная работа по теме: «Растения школьного двора»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Низамова Л.А. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема проекта: «Растения школьного двора».
Автор проекта: Низамова Ландыш Айниятулловна, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста«Стародрожжановская начальная школа-детский сад» Дрожжановского муниципального района РТ, учитель начальных классов
Предмет, класс Окружающий мир - 1 класс
Краткая аннотация проекта
Одним из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации является рациональное природопользование. В концепции модернизации образования отмечается, что школа пока не учит вести поиск и отбор информации. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определенную роль отводит предмету «окружающий мир», который может подвести детей к пониманию основного закона экологии: «все связано со всем», а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней, как составляющих гражданской позиции и мировоззрения обучающихся; ориентируют учителя на системно - деятельностный подход в обучении, на формирование универсальных учебных действий. Большое значение придаётся учёту возрастных и индивидуальных особенностей и реализации дифференцированного подхода в обучении. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально - культурной ситуации начала XXI века. Изучение окружающего мира и его составляющих - растений и животных - помогают ребенку по-новому взглянуть на природу. Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются самостоятельность, наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….6 План проведения проекта ………………………………………………………..11 Выполнение проекта I.Теоретическая часть 1.1.Растения для природы………………………………………………………..11 1.2.Растения для человека………………………………………………………..11 1.3.Разговор в лесу………………………………………………………………..12 1.4.Растения - живые существа……………………………………………………12 II. Практическая часть…………………………………………………………….13 Результаты выполненной работы………………………………………………..14 Список литературы……………………………………………………………….18 Приложения……………………………………………………………………19 - 48
Введение Проект "Деревья школьного двора" направлен на изучение разнообразия растений (трех ярусов) во дворе нашей школы, а так же пользы растений школьного двора для человека. Проблема: во дворе нашей школы растет достаточно много растений. Зачем они здесь? Пользу или вред приносят они ученикам? Целью является формирование интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе. В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение. Погружение в проблему проекта осуществляется на первом уроке окружающего мира по теме «Растения нашего двора», и продолжается активная работа на следующем уроке-экскурсии. Завершающим этапом является создание гербария и выступление перед учащимися класса. Проект рассчитан на учащихся 1 - х классов Проект рассчитан на 3 урока: 1 учебное занятие по окружающему миру - теоретическое, 1 учебное занятие - экскурсия, внеурочная деятельность, 1 учебное занятие - выступление учащихся. Внешний продукт проекта - созданные материалы: гербарий, альбом зарисовок. Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности способствующее формированию интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества. Основополагающие вопросы
- Что растет у школы?
- Зачем растения во дворе школы?
- В чем заключается польза для учащихся растений во дворе нашей школы?
- Какое количество разнообразных растений (ярусы) украшает двор нашей школы?
- Чем отличаются травянистые растения от кустарников, кустарники от деревьев?
- Сколько разных травянистых растений растет во дворе нашей школы?
- Зачем людям растения?
- Какую пользу приносят травы, кустарники, деревья?
- Какие растения украшают двор нашей школы?
- Что растет у школы?
- Чем различаются растения?
- На какие группы делятся все растения?
- Чем отличаются одни растения от других?
- Какие деревья растут около школы? Как отличить одно от другого?
- Какие кустарники растут около школы?
- Какие травы растут около школы?
- В чем заключается польза для учащихся растений, которые растут во дворе?
Защита проекта проводилась в форме творческого отчёта на уроке, на котором присутствовали родители. Этапы работы над проектом
- Урок по предмету "Окружающий мир" в первом классе, на котором детям были предложены картинки и занимательные задания на выявление отличий между растениями, которые они видят каждый день (двор нашей школы).
- Изучение трех видов растений (деревья, кустарники, травы). Выявление существенных отличий (на основе жизненного опыта учащихся).
- Игра «Деревья, кустарники, травы».
- Определение темы проекта, целей и задач с учетом индивидуальных предложений и пожеланий.
- Экскурсия во двор школы. Работа над заданиями по группам.
- группа «Деревья»
- группа «Кустарники»
- группа «Травянистые растения»
Визитная карточка проекта Деревья, кусты, травы сбереги - человеку и природе помоги! Публикация учителя
- Урок окружающего мира - организационный для начала проектной деятельности.
- Рекомендации для родителей
Продукт проектной деятельности учащихся
- Гербарий растений.
- Альбом рисунков растений.
Выполнение проекта Теоретическая часть Зачем растения во дворе нашей школы? Может быть лучше совсем убрать? Мяч во время игры застревает среди стволов, скакалка цепляется за травинки. Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратились к научной литературе.
- Растения для природы.
- Растения для человека.
- Разговор в лесу.
- Растения - живые существа
Известно, что растения тонко чувствуют любые излучения энергии. Оказывается, что на корнях растений существуют вкусовые органы, которые в земле разыскивают «вкусные» питательные вещества. Растения прекрасно все слышат. На этом основана практика разговора с комнатными цветами. Всякий, кто занимался их выращиванием, знает, что в ответ на ласковые слова, цветы начинают быстрее расти, покрываться цветами. Даже музыку цветы не пропускают «мимо ушей». А уж между человеком и растением устанавливаются буквально телепатические связи. Бывали случаи, когда на болезнь хозяина цветы отвечали гибелью. Погибало дерево, посаженное заботливой рукой.
Практическая часть
- Урок по предмету "Окружающий мир" в первом классе, на котором детям были предложены картинки и занимательные задания на выявление отличий между растениями, которые они видят каждый день (двор нашей школы).
- Изучение трех видов растений (деревья, кустарники, травы). Выявление существенных отличий (на основе жизненного опыта учащихся).
- Игра «Деревья, кустарники, травы».
- Определение темы проекта, целей и задач с учетом индивидуальных предложений и пожеланий.
- Экскурсия во двор школы.
Результаты выполненной работы: Изучив литературу, мы пришли к выводу, что растения во дворе нашей школы нам просто необходимы. Дают много пользы
ПОЛЬЗА РАСТЕНИЙ 1.Очищают воздух от пыли и газов автомобилей. Недалеко от школы находится оживленная автомобильная трасса Дрожжановского района. 2. Укрывают игровую площадку от порывов сильного ветра в холодную погоду и от палящих солнечных лучей в жару. 3.Растения дают дом для животных. Наверное, и в наших растениях живут насекомые, прячутся мышки. Весной мы решили обязательно понаблюдать за животными, которые возможно живут рядом с растениями. Растения позволяют нам отдохнуть после уроков, восстановить силы, укрепить здоровье, потому что они - живые существа! Дают кислород нам, когда мы выходим на прогулку. 4.Украшают здание школы разнообразные растения: от маленькой травинки до великанов берез. Вывод: Растения во дворе нашей школы приносят только пользу. Будем изучать, сажать и беречь. Без растений невозможно существование человека и всего живого на Земле. Каждый ученик, готовясь к выступлению перед классом, представила себе растения - говорящие существа, и, вот какой разговор во дворе нашей школы мы «услышали»:
- Мы, травянистые растения, зеленым ковром укрываем газон около школы, смотрите вы, ребята на нас весной и любуетесь. Зеленый цвет вам снимает усталость, придает силы для успешной учебы. Не вытаптывайте травку, ходите по дорожке.
- Оставленный мусор нас не украшает, мы, растения, среди мусора, как неряхи. Фантики от конфет, упаковка от сладостей и другие предметы имеют яркую и блестящую упаковку, от нее холодно в морозную погоду и жарко в знойную погоду. Она так ярко блестит от солнечных лучей.
- Люблю наблюдать я за игрой учеников наших, но есть за что мне, рябинке, обижаться на ребят. Мячом так ударят, листочки в разные стороны летят, как перышки, удержать не успеваю. Хотя двор большой, и место позволяет отойти подальше от нас.
- Не рви ни какие растения во дворе школы, в этом нет большой необходимости. Пусть они украшают и радуют нас во время прогулки
- Наблюдай за нами в свободные минутки, мы дарим удивительные моменты только самым внимательным ребятам.
- Не забывай, что среди растений могут прятаться насекомые. Старайся им не навредить.
- Меня, березку, листья мои кормят, вырабатывают для корешков и семян питательные вещества, не обрывайте с меня листики и веточки. Ох, грустно мне, если каждый по листику сорвет, я совсем лысой стану.
- Дорогие ребята, подойдите к нам, деревьям и кустарникам, прикоснитесь, погладьте, и, мы, обязательно почувствуем вашу доброту. И сделаем так, что у вас на душе станет от этого теплее и радостнее.
«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы окружающие поступали по отношению к тебе»! Мы решили больше узнать о пользе дикорастущих растений, какие именно растения человеку приносят пользу, и в чем она заключается.
Список литературы
1. Плешаков А1. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г 2 . Г.Г.Ивченкова. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г. Методическое пособие.
- А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: - М.: Просвещение, 2009. - 160с.
15