Урок окружающего мира в 3 классе ««Значение воды»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

На региональный этап VIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 2

Тема: «Царица - водица»

Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности

Задачи:

  • расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;

  • формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;

  • формировать умение общаться, сотрудничать;

  • способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;

  • развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Личностные универсальные учебные действия:

- учить оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

- вырабатывать навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

- воспитывать эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • контролировать результаты своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия:

  • находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;

  • строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять

взаимоконторль

Тип урока: комбинированный

Вид урока: коммуникативно - деятельностное обобщение

Продолжительность: 45 минут

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный

Оборудование: презентация, приборы для опытов, учебник, картинки, маршрутные листы, карточки

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие «Ладошка к ладошке»:

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.

«С маленькой удачи начинаются большие успехи».

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым знаниям и большому успеху.

Организация внимания учащихся

Дети прикасаются кдруг другу ладошками

2. Вхождение в тему

- Мы отправимся в путешествие по прекрасной стране, где правит необычная царица. Угадайте ее имя:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

- О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Верно, мы отправляемся в страну Царицы Водицы На доску внутрь круга с вопросами вывешиваю карточка с надписью Царица-Водица.

Положительная реакция на установку учителя


3. Практическая работа в парах по определению свойств воды


- Однажды в эту страну пришел Художник и решил нарисовать портрет Царицы Водицы. Давайте и мы попробуем это сделать и отправимся на первую станцию нашего путешествия. Достаньте из своих конвертиков карту. - Как называется первая станция? (Практическая). - На этой станции мы будем наблюдать за свойствами воды и составлять ее словесный портрет. Для этого потребуется голубая карточка. Работать вы будете в парах.

  1. Рассмотрите воду и определите ее цвет. Посоветуйтесь друг с другом. А теперь выберите подходящее слово из написанных на карточке. Ребята, у кого синяя капелька, ваши слова написаны в строчках, а у кого голубая - в столбики. Обведите нужные слова карандашом

  2. Понюхайте воду, определите ее запах. Выберите нужное слово.

  3. Попробуйте воду на вкус и выберите подходящее слово.

Проверка: - Какого вода цвета? (Бесцветная) - Какой у нее запах? (Без запаха) - Какой вкус? (Без вкуса) Самооценка: Кто выбрал такие же слова, закрасьте капельку 1 станции голубым цветом, кто ошибся - красным.



Наблюдаю за проведением опытов

Выполняют задание в парах





закрашивают капельку 4.Создание проблемной ситуации


- Посмотрите, какой портрет у нас получился. Вода без запаха, без цвета, без вкуса. Посмотрел на нее художник и сказал жителям водной страны: «Что же это за царица такая, ничего в ней особенного нет: ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Не достойна она носить звание Царицы. То ли дело, роза! И красивая, и ароматная, а какое вкусное варенье получается из ее лепестков». - Ребята, а кто согласен с Художником? Некоторые жители тоже согласились с ним, а другие ответили: - Как ты можешь так говорить? Ведь вода является царицей не только нашей страны, но и всей планеты Земля! Вот так и спорят они по сей день, достойна вода быть царицей или нет. Давайте поможем им в этом споре. Для этого нам нужно найти столько достоинств воды, сколько знаков вопроса меня на доске.(13) В конце урока мы определим, Царица - вода или нет. - Отправляемся на следующую станцию «Угадай-ка».

Высказывают свое мнение 5. Повторение о видах водоемов















6.Разгадывание кроссворда.


Беседа по диаграмме (слайд 2) - Посмотрите на этот рисунок. Что можно сказать о воде? - Недаром, нашу планету называют «голубой». Из космоса она кажется голубого цвета. Почему? - Так какое же первое достоинство воды?









- А сейчас отгадаем кроссворд «Водный мир» и повторим названия водных ресурсов. С ними вы знакомились на прошлых уроках. Достаньте листочки с кроссвордом. Я буду показывать слайды с изображением водных ресурсов, а вы будете вписывать их названия в клетки кроссворда Проверка. Как, одним словом называются водные ресурсы? (Водоемы) Самооценка. Кто угадал все слова, закрасьте капельку синим цветом, кто ошибся - красным. Показ фотографии с видом Земли из космоса.

Капелькой с изображением вида Земли из космоса закрывается первый знак вопроса

По щелчку меняю слайды Она занимает большую часть нашей планеты.

Отгадывают кроссворд.

Закрашивают капельку 7.Значение водоемов


- Достаньте желтую карточку. На станции «Сказочная» вы должны соединить название сказки с водоемом, который в ней упоминается. Те же надписи открываю и на слайде 11.

Соединяют название сказки и водоем 8. Физкультминут- ка
- Немного отдохнем, а заодно я посмотрю, как вы знаете названия водоемов. Игра «Море или река». Все стоят. Если я назову реку, приседают девочки, если море - мальчики. Волга, Черное, Средиземное, Урал, Байкал
Называю водоемы

Выполняют упражнения

  1. Использование воды в быту













10.Работа по учебнику. Значение воды для растений и животных

- Послушайте стихотворение, которое написал школьник Ваня Волков, дополните слово: (читает учитель)

Старший брат открыл тетрадь:

«Как мне лучше написать,

Для чего нужна вода?»

Младший молвил: «Ерунда!

Ведь её невкусно пить,

Без воды легко прожить».

Вот встает наш Саша рано,

Не течет вода из …(крана).

Саше глазки не …(умыть),

Что же делать, как же быть?

Мама в кухне громко …(плачет):

«Невозможная задача -

Без воды сварить …(компот)».

Недоволен рыжий …(кот):

« Не напиться молоком».

И ушёл, вильнув …(хвостом).

Без воды нельзя …(стирать),

И детей нельзя …(купать).

Как порядок наводить,

Даже пол нельзя …(помыть)!

Загрустили в речке …(рыбы):

« Без воды вы плыть смогли бы?»

На поля не льётся …(дождь) -

Засыхает в поле …(рожь).

Все деревья и цветы

Погибают без …(воды).

Без воды не будет снега,

Как же нам по снегу …(бегать)?

И конькам нужна …(вода) -

Без воды не будет …(льда).

Людям всем нужна …(вода),

Потому она …(важна) -

Есть и пить, расти, друзья,

Без неё никак …(нельзя)!

Саша наш сказал тогда:

«Ой, прости меня, …(вода)!

Знаю я теперь ответ -

Без …(воды) нам жизни …(нет)!»

- Как бы вы озаглавили? Придумайте ему название. В каком предложении выражена главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)

- Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.

Переходим на последнюю станцию, которая называется «Учебная». Здесь вы должны поработать с учебником. Откройте учебник на стр. 22 и прочитайте текст. Найдите и подчеркните ответ на вопрос: «Для кого еще необходима вода, кроме человека?» - Кому же еще нужна вода? (Растениям и животным) - Как называются места, где пьют животные? (Водопои) Самооценка. Кто угадал все слова, закрасьте капельку синим цветом, кто ошибся - красным.
































































по ходу определения различных значений воды, капельки с соответствующими изображениями прикрепляются на доску, закрывая знаки вопроса.


































































Дети с опорой на иллюстрации определяют роль воды в нашей жизни.

Работают по учебнику

Закрашивают капельку


11. Формулирование вывода































12. Домашнее задание



13. Итог урока







14. Рефлексия


Вот и закончилось наше путешествие, закрыты все вопросы. И пока мы с вами путешествовали, а Художник спорил с жителями водной страны, роза завяла. Почему это произошло?









- Так достойна ли Вода звания Царицы нашей планеты? Почему? Вот какие слова сказал о воде знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь» - Согласны с этими строками? Поднимите руки. - К сожалению, многие люди не понимают значение воды и наносят вред водоемам. О том, какой вред люди причиняют воде, как нужно ее беречь, вы поразмышляете на следующем уроке. - Дома нужно прочитать стихотворение, подчеркнуть строки, в которых говорится о значении воды. Найдите и принесите книги, в которых говорится о значении воды.



Что нового, интересного узнали на уроке? - Все свои карточки сложите в конверт. На карте путешествия вы оценивали себя. Я проверю ваши работы, посмотрю, как вы себя оценили и всем поставлю отметки за урок.

А сейчас, те, у кого было хорошее настроение, кто доволен своей работой, намочите капельки, лежащие у вас на столе и приклейте на одну половину доски, а кто не доволен своей работой - на другую. Спасибо за работу. Все знаки вопроса закрыты капельками с изображениями моментов использования воды, таким образом, получилась модель, демонстрирующая значение воды. В модели на карточку со словами Царица-водица сверху прикрепляется корона. Активно отвечают на вопросы

































Записывают домашнее задание



Ответы учащихся





Приклеивают капельки


© 2010-2022