- Преподавателю
- Начальные классы
- Детское творчество как средство формирования коммуникативной культуры учащихся
Детское творчество как средство формирования коммуникативной культуры учащихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гарипова В.И. |
Дата | 16.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Республиканский семинар по проблеме:
«Педагогическая система начального образования в условиях реализации ФГОС»
тема выступления:
«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве - задача не из легких. Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Следовательно, задача школы - создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребенка. Основная энергия учителя расходуется на то, как сделать урок, а следовательно, и обучение в целом, более интересным, более доступным, более радостным. Мы отлично понимаем, что обучение творчеству - процесс длительный, требует многократного и разнообразного повторения, но его не обязательно ввести сразу и до конца. Богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют русские народные сказки, недаром они составляют значительную часть текстов, на которых дети постигают богатство родного языка. В начальной школе основная задача - пробудить в ребенке читательский интерес через собственную творческую игровую деятельность. Через развитие потребностей творить формируется способность воспринимать, постигать произведения литературы и искусства. Самая большая ценность, возникающая в детском художественном творчестве, это читатель-художник, формирующийся в юном авторе. Средством достижения этой цели, в первую очередь, являются уроки литературного чтения и внеклассные мероприятия. Осознавая и осваивая коммуникативную функцию художественных средств, ребенок занимает по отношению к ним новую коммуникативно-рефлексивную позицию. У него возникают мотивы отношения к литературному произведению (чтение ради общения с автором, творчество ради общения с читателем). Развивать коммуникативную, рефлексивную, личностную культуру школьника, где каждый ребенок обучается способам работы; получает навыки принятия самостоятельных решений творческих задач, позволяют нетрадиционные уроки. После содержательного, увлекательного тренинга постепенно начала применять элементы сингапурской методики. Рассадила учеников по четверо, разделив на группы, чередуя усваивающих учебный материал на разном уровне. Ребята должны работать в команде, при ответе на вопросы высказывать свои мысли устно или письменно, помогать слабоуспевающим. Никто не должен оставаться в стороне от учебной деятельности. Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности. Здесь нет лидеров, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам. А учителю помогает правильно распределить время, на одном уроке проверить знания всех учеников. При подготовке к таким занятиям, учащиеся выбирают любой понравившийся вопрос для творческой работы и в зависимости от общности интересов объединяются в группы. Поэтому из структур обучения выбрала близкую структуру «Конэрс», которая предусматривает разделение на группы по интересам.
Пробовала работать и с «РАУНД ТЭЙБЛ» и с КОНЭРС. При этой письменную работу команда по очереди выполняет на одном листе. Структура «Таймд пэа шэа» заключается в том, что два участника за определенное время дают полные ответы. Остальные введем лишь после детального запоминания английских названий и методики, оттачивания алгоритма действия.(слайды -фото с открытого урока) Так, на уроке окажутся и сказочники и иллюстраторы сказок, и юные филологи. Задача учителя заключается в том, чтобы «разблокировать» способности ребенка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала. На занятиях комфортно будет всем: и слабоуспевающим, и одаренным. А педагог получит прекрасные работы: выразительные, эмоционально окрашенные, выходящие из глубины души. Вопросы и задания носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми. Итоговое занятие по теме: «Устное народное творчество»я обычно провожу по такому плану:
- нарисовать иллюстрацию к любимой народной сказке, привести соответствующую цитату;
- по памяти написать любимые загадки, колыбельные песни;
- написать рассказ по пословице;
- сочинить сказку;
- придумать вопросы сказочной викторины;
- рассказать о путешествии по стране сказочных героев;
- подобрать пословицу к сказке.
- Накопление материала (наблюдение, экскурсия, прогулки, чтение художественных произведений);
- Отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);
- Словесное и речевое оформление.
Работу выполнила учитель I категории Гарипова Венера Ибрагимовна
МАОУ"Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа"Алькеевского района РТ