Урок светской этики Свобода и ответственность

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 10«Свобода и ответственность»

Цель урока :Уточнить понятия «свобода» и «ответственность», обучать коммуникативным методам общения посредством интерактивных форм взаимодействия учащихся.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Личностные

- идентифицировать себя как человека ответственного

-формировать внутреннюю позицию ученика

метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

- познакомить учащихся с понятием: «ответственность»;

- уточнить смысл понятий «свобода» и «моральный выбор»;

- создать представление о роли морали в жизни людей

Основные понятия: свобода, ответственность ,моральный выбор

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы: Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 239 с

3.Основы светской этики. Электронное приложение.













Актуализация знаний Поговорим немного о себе. Заполним таблицу.

Я считаю, что надо умываться, чистить зубы, ходить в чистой одежде.
Я не считаю нужным ухаживать за собой, ходить опрятным, чистить зубы каждый день.
Я считаю, что нужно ходить в школу каждый день для того чтобы стать образованным человеком.
Я считаю, что можно не ходить в школу каждый день, если за это не накажут.
Я считаю, что ругаться матом недопустимо.
Я считаю, ругаться матом можно.


Это мои мысли
Я считаю себя ответственным человеком
Это мои поступки


Это иногда мысли, иногда поступки
Я на пути к ответственности


Что мы сейчас делали? Вы совершали выбор. Пока этот выбор был умозаключительный .Вам понятно это слово? Вы проектировали своё поведение. Всегда ли ваш выбор совпадает с поступками? Значит мало думать, надо делать. Проверим домашнее задание. Инсценировка отрывка из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» В какой ситуации морального выбора оказалась Чернавке?

Что такое моральный выбор?

Часто человек должен выбирать между своими интересами и интересами других людей. Немецкий философ сказал: Человек по настоящему становится человеком только в момент принятия решения. Можно ли назвать Чернавку хорошим человеком? Человек не может не учитывать мнение других людей, но если он убеждён в своей моральной правоте, то делает выбор в пользу отстаивания своей позиции. При разрешении морального конфликта, важно сделать не просто правильный, а добродетельный выбор. Чернавка свободный человек или нет? После чего она стала свободной? Она совершила поступок, взяла на себя ответственность за свой выбор. Так что такое свобода? Свобода - это возможность делать всё, что хочешь. Свобода - это независимость от кого - то. Свобода - это ответственность.

Вот мы и сформулировали тему урока. Слайд. Согласны ли вы с этим утверждением? Считаете ли вы себя свободными? У вас появились две гипотезы:

Свобода

Делаю, что хочу Свобода - это ответственность. Обратимся к литературе. Работа в группах. Выберите книги, герои которых жили по принципу « Делаю, что хочу» , и по принципу « Свобода - это ответственность.» Вы находите подтверждение 1 гипотезы, а вы - второй. Докажите правильность своего выбора. (Краткая характеристика героев и их поступков). Обратимся к другим источникам. Какие могут быть ещё источники получения знаний? Работа с учебником и тетрадью. Прочитайте 1 абзац и найдите ответ на вопрос, что такое ответственность? Запишите его в тетради. Подчеркните главные слова в определении. Прочитайте текст и подчеркните в нём условия ответственного поведения. Приведите свои примеры на каждое условие. (по группам)

Говоря об ответственности, важно понять, кто и что входит в отношения ответственности. Работая с таблицей, определим отношения ответственности и заполним таблицу.



Кто? За кого? За что? родители

учителя

ученики

друг

человек







Давайте представим, что этих отношений не существует. Что тогда может случиться?

Вернёмся к нашим гипотезам и сделаем вывод .Что же такое свобода? (Это ответственность).

Проверим себя.

-Что означает свобода выбора человека?

Ответственность человека за решение

Бесконтрольное поведение

Ограниченная свобода действий

Абсолютная свобода действий

За что человек отвечает?

За друзей

Все ответы верны

За всё, что окружает его в обществе и природе

За себя и своих родителей

Что такое отношение ответственности?

То, за что человек несёт ответственность

Все ответы верны

Тот, кто несёт ответственность

Те, перед кем человек несёт ответственность

Укажите вопросы ,которые должен задать себе человек, который совершает свободный выбор действия.

Не нанесу ли вреда?

К каким последствиям приведёт мой поступок?

Какой будет моя награда?

Напишут ли обо мне в газете?

Рефлексия

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…



© 2010-2022