Обобщение опыта работы по формированию личностных УУД во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование действия смыслообразования у младших школьников как условие сохранения их психологического здоровья


Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности учащегося. Это потребовало создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Одним из способов формирования самостоятельной познавательной активности школьников является проблемное обучение. Организовывать его надо как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение становится уже не репродуктивной, а творческой деятельностью, увлекающей ребенка. Я активно использую проблемные ситуации и вопросы на своих уроках, тем более что программа «Школа 2100» предоставляет для этого большие возможности. Об этом направлении моей работы я подробно рассказывала на семинаре в прошлом году. Сегодня на первое место выходит не информированность ученика, а его умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях, его практические навыки. Одним из путей достижения подобных результатов может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность для учителя - это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания, формировать у него универсальные учебные действия: и познавательные, и регулятивные (постановка цели, определение этапов ее достижения, выбор средств, самооценка), и личностные (смыслообразование).
На мой взгляд, проектная деятельность учащихся позволяет ученику увидеть смысл учения, связать то, что происходит на уроке, с его реальными жизненными интересами и потребностями. На мой взгляд это является залогом успешной учебной и внеучебной деятельности наших учеников и важными составляющими психологического здоровья человека. Наша проектная деятельность строится как в рамках изучения школьных предметов, так и на занятиях внеурочной деятельностью. К этой работе дети приучаются с первого класса. Так, еще на этапе обучения грамоте мы создавали проекты «Моя азбука», «Страна веселых чисел», «Моя семья». Во втором классе часть проектов была направлена на осознание себя как личности, своего места в обществе (это такие проекты как: «Кто я?», «Мой лучший друг»), часть проектов являлась продолжением изучения учебного материала: сказки о буквах-орфограммах, проекты по окружающему миру («Макет земной поверхности», «Виртуальное путешествие») и др. Презентация проектов В этом году мы провели обобщающее занятие, на котором работа над проектами стала объектом глубокого анализа учащихся. Цель занятия - проявить для детей значение проектов в их учебной деятельности и личностном развитии. Тем самым мы способствуем формированию личностных смыслов учения. В начале занятия мы вспомнили наши проекты, посмотрели эту презентацию. Затем обсудили свои впечатления от этой работы. Обсуждение качеств и умений учащихся, которые помогли им в работе над проектами, способствовало развитию действия рефлексивной самооценки. Обсуждение качеств, которых, по мнению ребят, им недоставало, вывело на постановку задач на дальнейшее саморазвитие. Я вижу, что проекты оказывают многофакторное развивающее влияние на детей: они научились планировать свою деятельность, они знают, что им нужно успеть выполнить задание к определенному сроку и соответственно организуют свою деятельность. Работая над проектами, они учатся работать с различными источниками информации - это видно по готовым результатам. Расширяется их образовательный кругозор, Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Развивается умение самокритично относиться к результатам своей деятельности, объективно оценивать работу товарищей. Развиваются творческие способности - расширяется спектр форм и средств, работает воображение - проекты становятся все более сложными, интересными по способу воплощения идеи. Дети на самом деле учатся самостоятельно учиться, что является главной целью обучения. Кроме того, я вижу, как формируется стойкий познавательный интерес, создается благоприятный эмоциональный фон. Для большинства моих учеников учеба - это не скучная обязанность, а интересное, хотя порой и трудное дело, приносящее ощущение успеха и положительные эмоции. В опросе, который я провела с целью получения обратной связи от детей, 87% учащихся ответили, что им нравится проектная деятельность, и они считают ее полезной для себя. 96% хотели бы продолжать эту работу и в будущем году. Все это позволяет мне сделать вывод о том, что работа над формированием смыслообразования способствует сохранению психологического здоровья моих учеников.

3



© 2010-2022