Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Оронгойская средняя общеобразовательная школа имени Н.Г.Балдано









Научно-практическая конференция

Тема: «Буддизм в Бурятии как ведущий фактор

развития религиозного туризма»


Сондуев Зандан, ученик 9 «а» класса

Научный руководитель: Сондуева Светлана Пурбодоржиевна, учитель начальных классов



























Оронгой

2014 г.




Оглавление



Введение……………………………………………………………………………………………......3

1. История возникновения и распространения буддизма в мире……………………………………..4

2. Предпосылки развития религиозного туризма в Бурятии…………………………………….........5

3. Буддийские дацаны и святыни Бурятии…………………………………………………………...5-14

4. Заключение…………………………………………………………………………………………...15

5. Список использованных источников и литературы……………………………………………….16

Приложение 1…………………………………………………………………………………………17

Приложение 2…………………………………………………………………………………………18

Приложение 3…………………………………………………………………………………………19

Приложение 4…………………………………………………………………………………………20



АКонкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»ннотация


Тема данной работы - «Буддизм в Бурятии как ведущий фактор развития религиозного туризма». Работа направлена на решение актуальной проблемы - развитие религиозного туризма в Бурятии. Эта проблема особенно важна в связи возрождением буддизма, который играет всю большую роль в жизни всего региона. Цель данной работы - представить буддийские храмы и святыни Бурятии как основной ресурс религиозного туризма. В работе показан огромный природный и историко-культурный потенциал региона, способствующий развитию религиозного туризма.



Бурятская Гавань Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»






Введение
Бурятия - один из самых уникальных регионов в России. Этот регион издревле отличался красотой природных ландшафтов. Здесь сформировались богатые культурные традиции. В Бурятии мирно сосуществуют буддизм, шаманизм, старообрядчество и православие. Географическое положение между Европой и Азией, историко-культурные и природные ресурсы, традиционное гостеприимство способствуют популярности Бурятии на рынке туризма. Через Бурятию проходят международные туристские маршруты, основанные на историко-культурном наследии России, Монголии и Китая: «Великий Чайный путь», «Восточное кольцо», «Транссибирский экспресс», «Байкал - Хубсугул». Буддизм же в Бурятии, как и другие мировые религии, привлекает не только представителей бурятского народа, но и представителей других народов. Буддизм в Бурятии - это одна из сокровищниц мировой культуры. Цель данной работы - представить буддийские храмы и святыни Бурятии как основной ресурс религиозного туризма. Для этого следует решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть природный и историко-культурный потенциал региона, определить ее основные ресурсы, способствующие развитию религиозного туризма.
  2. Проанализировать инфраструктуру региона, изучить ее особенности.
  3. Изучить историю и показать современное состояние буддизма в Бурятии.
  4. Выявить факторы, способствующие развитию религиозного туризма в регионе.
Решение данных задач проводилось с помощью привлечения энциклопедической литературы, журналов, путеводителей, Интернета и других справочных материалов, способствующих проведению подробного анализа данного региона. Защищаемые положения данной работы: 1. Бурятия обладает огромным природным и историко-культурным потенциалом, способствующим развитию рекреации и туризма в регионе, особенно религиозной направленности. 2. Основой религиозного туризма Бурятии являются буддийские храмы и святыни.







1. История возникновения и распространения буддизма в мире


Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Шри-Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX в. процесс распространения буддизма в Европе и Америке . Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма - Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр и с уважением отзывались Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока - индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований. Основателем учения является Сиддхартха Гаутама. Он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся»). Его также называют: Татха́гата, Бхагаван, Сугата (Правильно идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром). Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями, после его смерти и легли в основу буддийского канона - «Трипитаки».


2. Предпосылки развития религиозного туризма в Бурятии


Республика Бурятия - это один из самых интересных регионов в России. Этот регион издревле отличался красотой природных ландшафтов. Здесь сформировались богатые культурные традиции. Географическое положение между Европой и Азией, историко-культурные и природные ресурсы, традиционное гостеприимство способствуют популярности Бурятии на рынке туризма. После того как в Бурятии была создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская Гавань», развитие туризма здесь стало приоритетной задачей. Один из основных упоров будет сделан на религиозный туризм, поскольку Бурятия - один из немногих регионов России, где столь многогранно представлены памятники и святыни буддизма. Для развития туризма здесь есть все составляющие: уникальная природа, культурно-историческое наследие, растущий спрос со стороны российских и иностранных туристов. Природный потенциал республики уникален. Рельеф республики характеризуется мощными горными хребтами и обширными межгорными котловинами. Площадь гор более чем в 4 раза превышает площадь, занимаемую низменностями. Самой низкой отметкой является уровень озера Байкал - 456 м в тихоокеанской отметке, а наиболее высокой покрытая ледниками вершина Мунку-Сардык в Восточных Саянах 3491 м над уровнем моря. Республика занимает выгодное географическое положение в системе взаимоотношений Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Практически Забайкалье можно рассматривать как "транспортные ворота" России в АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона). По территории Бурятии проходят Транссибирская железная дорога, Байкало-Амурская магистраль, автомагистрали федерального значения. Протяженность железнодорожных путей в Бурятии составляет 2044 км. Эксплуатационная длина автомобильных дорог - около 10 тыс. км. В последние годы здесь предпринят ряд шагов, направленных на создание крупного, современного туристско-рекреационного комплекса. После того как в Бурятии была создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская Гавань», развитие туризма здесь стало приоритетной задачей. Один из основных упоров будет сделан на религиозный туризм, поскольку Бурятия - один из немногих регионов России, где столь многогранно представлены памятники и святыни буддизма.

3. Буддийские дацаны и святыни Бурятии


Ныне буддийское духовенство предпринимает активные действия, направленные на возрождение буддизма в республике. Возрождаются старые и строятся новые дацаны. Буддизм является одной из интереснейших страниц истории и современности Бурятии, привлекающей внимание туристов, которые могут посещать дацаны, участвовать в экскурсиях, быть на приеме у лам-врачевателей и лам-астрологов, приобретать тибетские лекарства и религиозную атрибутику. На территории Бурятии насчитывается более 20 дацанов. Практически во всех районах республики имеются буддийские святыни, почитаемые верующими всей республики. Множество паломников и туристов со всех концов света приезжают в с. Верхняя Иволга для посещения Иволгинского дацана. Иволгинский дацан - это крупный буддийский храмовый и монастырский комплекс. Здесь находится резиденция XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамба Бадмаевича Аюшеева, духовного главы буддистов России. Одной из достопримечательностей Иволгинского дацана является оранжерея для священного дерева Бодхи. Дерево Бодхи - легендарное дерево, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Далай Лама ХIV, вспоминая свой визит в нашу страну, говорил об Иволгинском дацане следующие слова: «…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии - это одна из самых больших достопримечательностей, которое я видел в СССР. Он был построен (тогда), когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…». Главным храмом дацана является Согчен (Цогчен) дуган. В архитектуре главного храма Иволгинского дацана отразился опыт, накопленный бурятскими зодчими за два с половиной века. Это храм - классический образец трехэтажного Согчена, сформировавшегося во второй половине XIX в. Здание главного храма выполнено из дерева; размеры этажей показывают закономерное ярусное движение убывающих вверх объемных масс, создающих пирамидальный силуэт. Главный храм Иволгинского дацана - это гармоничное произведение бурятского буддийского искусства. В прямом сравнении с согченами XIX в., пышными и полихромными, согчен второй половины ХХ в. представляет несколько упрощенный вариант архитектурного декора. Однако новыми приемами в декоративном убранстве стало решение северного фасада с двумя миниатюрными крылечками, облицовка стен под белый кирпич и прием рустовки цоколя. По своим пропорциям и объемно-композиционному строению Согчен дуган является прямым продолжателем традиций дацанского строительного искусства. Все достижения бурятского буддийского зодчества воплотились в Иволгинском Согчен дугане с точностью и лаконизмом. На территории дацана расположены также и другие дуганы (храмы). Чойра дуган "Тойсам Щаддублин". Название дугана переводится как «крепость учения Будды». Этот храм является первым храмом Иволгинского дацана, возведенным в 1946 г. В ноябре 1948 г. Пандито Хамбо-лама Лубсан Нима Дармаев привез из Закаменского района Республики Бурятия позолоченный ганжир (шпиль на крыше храма) и хорло (колесо) с двумя оленями. Их торжественно установили на новый дуган. После 70-х гг. здесь размещалась библиотека. С 1994 г., после введения в дацане обучения по предмету «Чойра», это здание было преобразовано в аудиторию для занятий по буддийской философии. Здание состоит из двух совмещенных домов, которые поднесли дацану верующие. Здесь прошел первый хурал. Дуган до 60-х гг. являлся основным храмом Иволгинского дацана. Здесь проводились ежедневные хуралы, а также все шесть главных ежегодных хуралов. После постройки Согчен дугана он являлся Сахюусан дуганом. Дэважин дуган. Храм посвящен земле Будды Амитабхи. Попадание после смерти в рай Будды Амитабхи считается высшей целью в буддизме Чистой Земли. Художественный образ рая Амитабхи оказал сильное влияние на вид японских садов в эпоху Хэйан. За годы деятельности Пандито Хамбо-ламы Жамбал Доржи Гомбоева и под руководством Досточтимого Ширээтэ-ламы Цыдена Цыбенова в 1970 г. был построен восьмистенный круглый дуган. Здесь находится модель Чистой Земли Будды Амитабхи («Будды безграничного света»). Здание Дэважина также является библиотекой, где хранятся более 700 томов книг по истории буддизма, философии, тантре и тибетской медицине, из которых 108 томов священного Ганжура (наставления Будды Шакьямуни) и 224 тома Данжура (комментарии к ним). 15-го числа по лунному календарю здесь проходит молебен, присутствие на котором помогает верующим переродиться в Чистой Земле Сукхавати. Джуд дуган. Строительство Джуд дугана началось в 2001 г. по проекту художника и архитектора Баяра Эрдынеева, через полгода в октябре был проведен обряд освящения храма. Объемная композиция представляет собой пирамидальный силуэт из трех, постепенно убывающих объемов. Композиция едина по цветовой гамме, так здание окрашено в красный цвет с белыми полосками в шахматном порядке; вдоль линии карниза проходит расписной орнаментальный ряд, завершающийся по углам декоративными треугольниками. Второй и третий этажи украшают белые фигурные балясины окружных галерей. Внимание привлекает вход, имеющий сходство с оформлением лоджий тибетских храмов. Стены лоджии скрывают две железные лестницы, вынесенные наружу, которые ведут на второй этаж, где расположено учебное помещение. Такой прием впервые был использован в Цугольском согчен-дугане, но при этом чугунные литые лестницы имели художественное оформление. Внутреннее пространство храма просторное, несколько тяжеловесное из-за применения бетонных блоков в перекрытиях и опорах. В алтаре установлена статуя Цонкапы работы бурятского мастера XIX-XX вв. Санжи-Цыбик Цыбикова. Здесь же висит уникальная танка «Ямантака» художника Данзана Дондокова, выполненная в 60-х гг. ХХ в. Современным мастером Эрдэмом Павловым, художником студии ВАРК, выполнены две алтарные скульптуры Гомбо Сахюусан (Махакалы - защитника учения Будды) и богини Зеленой Тары. В алтаре же размещены танка художников дацана Д.К. Цыбикова, В.В. Цыбикова, Цырена Санжиева «Ямантака», «Сандуй», «Дэмчок», а также танка-нагтан «Бажиг», специально предназначенная для медитативной практики. Отличительной особенностью нагтанов является изображение божества на черном фоне без ярких отвлекающих красок, что дает возможность медитирующему легко концентрироваться на объекте созерцания. Сахюусан дуган был построен в 1986 г., когда на троне Пандито Хамбо-ламы пребывал Жимба Жамсо Эрдынеев, и посвящен дхармапалам, божествам, защищающим буддийское учение и каждого отдельного буддиста. Под руководством Ширээтэ-ламы Дармадоди и Гэсхы-ламы Доржижапа Мархаева был отстроен этот дуган. Сахюусаны, Защитники буддийского учения, проявляются в гневном облике. В этом дугане с 8 до 11 часов утра проходит ежедневный утренний молебен, посвященный Балдан Лхамо и Жамсаран. Эти Защитники являются Хранителями Иволгинского дацана и его прихожан. Гневный облик Сахюусана не только отражает их большую силу, мощь, но и символизирует высокую степень решимости буддиста покончить с собственными недостатками, клешами, омрачающими сознание. Во время молебна происходит обращение ко всем Учителям и божествам, представленного Согченом - полем добродетелей. Хурал помогает очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом. Майдари дуган - храм будды Майтреи. Майтрея - единственный бодхисаттва, которого почитают все школы буддизма. В буддизме его считают грядущим Учителем человечества, Бодхисаттвой и Буддой нового мира - эпохи Сатья-юги. 1972 г. ознаменовался приездом делегации дацана «Гандан Тэкчелин» из Монголии, во время которого была подарена скульптурная композиция - статуя сидящего Будды Майтреи с двумя бодхисаттвами. Для размещения этой реликвии было построено это восьмистенное деревянное здание. В священных сутрах сказано, что с грядущим приходом Будды Майтреи на земле наступит мир и покой, воцарится счастье и радость. В середине лета в дацанах Сангхи России проходят хуралы, посвященные скорейшему снисхождению Будды Майтреи из Чистой обители Тушита на нашу землю. Круговращение Майтреи символизирует явление Майтреи на колеснице с запряжённым зелёным конём. Обряд Круговращение Майтреи был введен в 1409 г. Богдо Цонкапой. Мааниин дуган был открыт 13 ноября 2005 г. Он посвящен Будде сострадания и милосердия одиннадцатиликому Авалокитешваре (Арьяа Баала, бур.). Здесь ламы ежедневно проводят молебны во благо всех живых существ. Также проводятся молебны - зургаан юроол, посвященные ушедшим. Ежемесячно именно здесь (с 13 по 16 числа по лунному календарю) проводится трехдневный ретрит «Нюнэй хурал» - практика, в которой могут принимать участие все желающие. На данном ретрите все участники принимают обеты (не убивать, не воровать, не лгать, не кушать, не принимать алкоголь, не разговаривать т. д.). В течение трех дней участники ночуют на территории дацана (в домах лам), начитывают мантры, делают гороо, совершают поклоны, тем самым очищаются от недобродетелей, совершенных тремя дверьми (телом, речью и мыслью). Практик должен стараться зародить в себе сострадательную мысль ко всем шести видам живых существ (богам, полубогам, людям, животным, голодные духам, обитателям ада). Гунрик дуган. С 24 января 2010 г. В северной части Иволгинского Дацана, за оградой, начались работы по строительству Гунрик дугана, посвящённому Будде Вайрочана. Будда Вайрочана - один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны . Дуган Зеленой Тары строили четыре с половиной года, его открытие состоялось в октябре 2010 г. Дуган является архитектурной проекцией мандалы Ногоон Дари Эхэ (Зеленой Тары). Тара - женщина-бодхисаттва, женское существо, достигшее совершенства и освобождения, но отказавшееся от ухода в нирвану из сострадания к людям. Двухъярусное здание храма украшено изящным узором и орнаментом, ганжир - венчающий дуган, жалцаны (высокие цилиндрические сосуды со списками молитв внутри) покрыты сусальным золотом. На самом алтаре вырезан рог изобилия и фигуры павлинов (в буддийской мифологии павлин - символ сострадания и бдительности). Яркая цветовая палитра придает дугану торжественный и нарядный вид, преобладающий зеленый цвет храма символизирует сам богиню. Драгоценностью алтаря стала статуя Зеленой Тары, выполненная Санжи-Цыбик Цыбиковым, ведущим мастером оронгойской школы начала XX в. Считается, что Зелёная Тара появилась из слезинки правого глаза Бодхисаттвы Арьябалы. Цвет её тела символизирует активность и мгновенное исполнение любой просьбы верующего. Богиня Зеленая Тара почитается верующими как мать всех Будд и живых существ и олицетворяет женскую сущность в буддизме, а значит, как и любая женщина, всегда готова защитить своих близких. Пандито Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлов. Важнейшим событием в жизни Бурятии стало обретение Буддийской Традиционной Сангхой России «Эрдэни мунхэ бэе» Драгоценного тела XII Пандито хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. 10 сентября 2002 г., спустя 75 лет, в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе) ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо-ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан. Тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии, в той самой позе лотоса, которую принял Итигэлов, когда медитировал. По утверждению судебно-медицинского эксперта, доктора медицинских наук Виктора Звягина, тело ламы не имеет выраженных посмертных изменений. Суставы подвижны, кожа упруга. С помощью инфракрасной спектрофотометрии было показано, что белковые фракции Хамбо-ламы имеют прижизненные характеристики. Однако с января 2005 г. все биомедицинские исследования тела Итигэлова были запрещены указом главы Буддийской традиционной сангхи России. Аршан Итигэлова. 28 июля 2005 г. в местности Улзы Добо близ села Оронгой Иволгинского района был обнаружен колодец в ходе поисков места рождения ламы, инициированных хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. Вокруг колодца в кратчайшие сроки был построен музейный комплекс. Сам колодец получил название "Аршан Улзыта" ("аршан, дающий благо") и действительно со временем мы, жители заметили его целебные свойства. В частности, есть свидетельства рассасывания опухолей, рубцевания язв, излечения сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.. В результате к аршану проявил интерес посетивший Бурятию известный ученый Александр Хачатуров, открывший свойства живой воды, - как воды, не содержащей информации. Было установлено большое содержание ионов серебра в воде. Как известно, ионы серебра препятствуют размножению болезнетворных бактерий, вирусов, грибков. На территории Иволгинского дацана был построен дуган-дворец, посвященный священному нетленному телу XII Пандито Хамбо-ламы Д. Д. Итигэлову. После освещения дворца в сентябре 2007 г. тело было перенесено в специальное закрытое помещение. Дуган Хамбо-ламы по высоте занимает второе место после главного храма - цогчена. Разработка декоративного оформления принадлежит художникам Иволгинского дацана: Ц. П. Санжиеву, Д. К. Цыбикову, В. В, Цыбикову. Работая над эскизом дугана, художники обратились к облику Майдари дугана Янгажинского дацана. Судя по архивным фотографиям, на которых запечатлен храм, разрушенный в 30-е гг. XX в., в основу проекта были заложены общие композиционные черты, силуэтность дореволюционного храма. То, что дореволюционный храм стал источником для постройки современного дугана, имеет символический характер, так как Майдари дуган был построен Д. Д. Итигэловым, когда тот являлся ширээтэ Янгажинского дацана . Таким образом, следует еще раз подчеркнуть ту огромную роль Иволгинского дацана, которую он играет в духовной жизни буддистов России и всего мира. Тысячи верующих приезжают в дни больших буддийских праздников в современный центр буддизма в России - Иволгинский дацан. В связи с неуклонно растущим потоком верующих и прихожан, гостей и туристов при Иволгинском дацане был сформирован визитно-информационный центр, основной целью которого является предоставление точной и достоверной информации о жизни и деятельности дацана (расписание хуралов и событий), обеспечение визитов гостей, работа с потоком туристов. На территории дацана есть гостиница. Также паломники и туристы могут остановиться рядом с дацаном в гостевых домах.
Зандан Жуу (Сандаловый Будда) и Эгитуйский дацан. Кроме Иволгинского дацана на территории Бурятии есть и другие места, где находятся святыни, почитаемые буддистами всего мира. Одной из таких святынь является Зандан Жуу, «Сандаловый Будда» или «Сандаловый Владыка» - скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева. Находится в Эгитуйском дацане Бурятии. Является буддистской святыней и считается единственной, сделанной при жизни Будды. Эгитуйский дацан расположен в 300 км от города Улан-Удэ в живописном месте на западном берегу реки Маракта в местности Хара-Шибирь. Построен в 1826 г. и представлял собой комплекс из четырех дуганов. По своей архитектуре Эгитуйский Дацан был одним из красивейших. Три дугана - медицинский, философский и астрологический - окружали главный Храм. При Дацане действовала типография. Одним из почитаемых праздников был Цам. Решением Сугунды Традиционной сангхи России 22 апреля 2003 г. статуя Зандан Жуу утверждена в качестве одной из буддийских святынь России. Проявление богини Янжимы. Явление буддийской богини Янжимы (покровительницы мудрости, искусства, матерей и детей) на камне близ села Ярикто произошло во время визита в Баргузинскую долину делегации Буддийской Традиционной Сангхи и ее главы Хамбо-ламы Дамбой Аюшевым. Во время поисков священных реликвий экспедицией лам в Баргузинской долине Пандито Хамбо-лама XXIV Дамба Аюшеев вошел в медитацию и увидел, что недалеко от него на скале проявился лик божества. Это была богиня Янжима. Причем изображение на камне соответствовало всем канонам буддийской иконографии. Увидеть ее на скале не всегда бывает легко. Кроме этого разные люди видят божество в разном проявлении. Изображение хорошо видно на закате, когда яркие размывы от серовато-белого до оранжевого цвета превращаются в единую божественную картину. Поклониться богине Янжиме приезжают люди со всех уголков России и из других стран, здесь можно встретить артистов и музыкантов, поэтов и художников, и, конечно, тех, кто давно мечтает о детях. Тамчинский (Гусиноозёрский) дацан. Большим буддийским центром является Тамчинский дацан, бывшая резиденция Пандито Хамбо-лам. Памятник истории и архитектуры. Расположен Тамчинский дацан на берегу озера Гусиного, которое всегда было священным для жителей района. На территории Тамчинского дацана, перед входом в Цогчен (главный храм), находится легендарный археологический памятник - оленный камень, которому, по определению археологов, 3-5 тысяч лет. Тамчинский дацан - это название происходит от названия старинного бурятского села, существовавшего на месте сегоднешнего поселка-станции Гусиное Озеро. Этимология слова Тамча означает «место, где проживает высокий буддийский чин». Анинский дацан. Одним из старейших дацанов России является Анинский дацан, который был основан в 1795 г. бурятским тайшой Иринцеевым. Располагался на востоке современной Бурятии в 30 км от Хоринска, близ села Алан. Анинский дацан был центром религии, образования, книгопечатания, иконописи, графики, театрального искусства (мистерия Цам) вплоть до своего разрушения в 1930-х гг. В конце XIX в. вокруг Анинского дацана проживало несколько десятков тысяч человек. Дацан представлял собой большой поселок, центральную часть которого занимал храмово-монастырский комплекс. В нем находилось колоссальное количество субурганов (по сравнению с другими бурятскими дацанами) - не менее 26. В настоящее время их количество составляет 108. После революции 1917 г. дацан был закрыт. Значительную часть монахов расстреляли. Вплоть до 1950-х гг. разрушались здания. В советские времена здания дацана использовались в качестве конюшен, гаражей и т.п. С 1990-х гг. ведётся его восстановление. Цогчен-дугану дацана присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения . Ацагатский дацан. Также одним из самых почитаемых дацанов является Ацагатский дацан, расположенный у с. Ацагат Заиграевского района Бурятии. Дацан был основан в 1825 г. у речки Шулута, у улуса Ацагат в местности Боро-Тонтой. 20 июня 1891 г. дацан посетил цесаревич Николай, возвращавшийся из кругосветного путешествия. В память о пребывании цесаревича, на месте, где стояла его палатка, в 1897 г. было построено сумэ Цаган-Дара Эхэ. Это было деревянное двухэтажное здание. В 1991 г. Ацагат посетил Далай-лама XIV. Далай-лама освятил место будущего строительства дацана. В 1992 г. дацан был восстановлен. Новое здание построено на другом месте, у склона горы Тамхитын даба. 6 ноября 1992 г. была проведена первая служба. При дацане в 1999 г. был открыт дом-музей Агвана Доржиева. 1 марта 1999 г. музею был придан статус республиканского государственного музея. Мурочинский (Цонгольский) дацан расположен недалеко от села Мурочи на правобережье реки Чикой на автодороге Бичура-Кяхта. Дацан является первым буддийским храмом - центром ламаизма в Западном Забайкалье. Дацан имеет название «Балдан-Брэйбун», что в приближенном переводе с тибетского языка на русский означает «Совершенное собрание плодов» буддийского учения. Недалеко от основного храмового комплекса у священной скалы в местности Ранжур (Аранжан), проявляется молитвенная надпись «Ом мани падме хум». Дацан является одним из интереснейших объектов для тех, кто совершает путешествие по югу Бурятии. При следовании по маршруту Улан-Удэ - Мухоршибирь - Бичура - Кяхта у туристов есть возможность познакомиться с несколькими пластами ее культуры: культурой семейских-старообрядцев Забайкалья, проживающих в Мухоршибирском и Бичурском районах, культурой буддизма, и городской культурой старой Кяхты. При этом Дацан «Балдан-Брэйбун» является одним из наиболее важных объектов, оставляющих наиболее яркие впечатления. Место утренней свежести, Талын Харгана. Первый Пандито Хамбо-лама Заяев совершил много благодеяний в пользу развития Учения Будды во благо всех живых существ. В 1776 г. в местности Талын Харгана (ныне Селенгинский район Бурятии) он ушел в Нирвану. Он пообещал вернуться через 75 лет. Он сдержал обещание и возвратился в наш мир, как Пандито Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлов. Когда Пандито Хамбо-лама XXIV Дамба Аюшеев с ламами Сангхи искали место ухода Хамбо-ламы Заяева, чтобы установить там субурган, то долго не могли найти его. По словам очевидцев, тогда Дамба Аюшеев обратился в молитве божеству Белая Тара, и, неожиданно, в небе появилась черная птица. Когда молитва уже заканчивалась, она села на землю недалеко от священнослужителей, тем самым, указав, где находится место. После молебна у одного ламы исчезла сумка с буддийскими ритуальными атрибутами. Дамба Аюшеев сказал, что так Зая-Хамбо подтвердил правильность их выбора. В 2008 г. там установили субурган в честь Зая-Хамбо. В планах возведение буддийского комплекса, начальные работы уже начались. Это священное место теперь называется «Место утренней свежести». Здесь буддисты молятся Белой и Зеленой Таре, одним из главных божеств буддизма. Великая ступа Джарун Хашор Чоддэн Лхахан. В живописной долине Кижинги в 1991 г. была заново построена самая большая буддийская ступа в России, уменьшенная копия ступы Бодхнатх в Непале. При возведении во внутрь были заложены также и дары главных буддийских иерархов тибетского буддизма. Его Святейшество Далай Лама XIV поднес полное собрание буддийского канона «Ганжур» и «Данжур». Его Святейшество Богдо Гэгэн IX отправил священные дары: буддийские тексты, мантры, 7 драгоценностей. Великая Ступа Джарун Хашор Чоддэн Лхахан - олицетворение Разума всех Будд и Бодхисатв трех времен и десяти сторон, несвойственное космическое тело Будд (Дхармакая), выражение милосердия ко всем живым существам. В 1919 г. в долине реки Кижинги была построена и освящена ступа Джарун-Хашор. В 1937 г. Великая ступа была взорвана и разрушена до основания, также как и Кижингинский дацан. 26 сентября 1990 г. досточтимый дуглах Римпоче из Непала освятил место, где Великую ступу должны были возродить заново. Силами буддистов-мирян, общественности, при финансовой поддержке правительства РБ новая 12-метровая ступа была восстановлена и освящена в октябре 2001 г. Кижингинская Ступа Джарун-Хашор является аналогом ступы Бодхнатх в окрестностях Катманду, Непал.
За пределами Бурятии есть и другие буддийские святыни, почитаемые бурятами. Это в первую очередь Шаман-скала (мыс Бурхан) на Ольхоне и священная гора Алханай в Агинском Бурятском округе. Шаман-скала, расположенная вблизи пос. Хужир, стала своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Наиболее почитаемым святым местом на Байкале была пещера в скале этого мыса Шаманка, которой приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. Первые исследователи Байкала в XVIII-XIX вв. отмечали, что пещера на мысе Шаманка вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий». Пещера мыса считалась местопребыванием эжина-хозяина Ольхона и свято почиталась местным населением. Никто не имел права близко приближаться к местожительству духа-хозяина Ольхона. Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды. У подножия скалы сохранились загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите . Название скалы Шаманка изменилось, когда среди бурят стал распространяться буддизм. Скалу стали называть Бурхан-мыс - «Бог», «Будда». По рассказам старожилов, в первом десятилетии ХХ в. для молебна около скалы, обычно зимой, приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Монахи верили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения, поэтому ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжали сюда молиться. В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай (Хан Хото-бабай) избрал местом обитания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон. Священная Шаманская скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь нее никому не разрешалось. Сквозная пещера (вход расположен на высоте 481 м над уровнем моря) имеет длину около 12 м, ширину от 3 до 4,5 м, высоту до 6 м. Наиболее удобен вход в пещеру с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Раньше в пещере был боковой коридор, ныне это боковое ответвление завалено обрушившимися камнями. Здесь совершались жертвоприношения духам, мыс был главным местом паломничества верующих бурят всего Прибайкалья. Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место зацелых 2 версты. Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие «нечистых и греховных» женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, т. к. считалось, что посещение пещеры может осложнить роды - и потомства не будет. В современной трактовке о сакральных местах такой запрет может быть объяснен тем, что места, где в течение длительного времени веруют и поклоняются, приобретают мощную энергетику, способную воздействовать на человека. Нельзя осквернять священное место каким-нибудь нехорошим помыслом или делом, нельзя появляться здесь в пьяном виде и вести громкий разговор. Это одно из редких мест, которое не было осквернено последующими поколениями. Особенно запрет на посещение этого места касается детей. По убеждению шаманистов, если ребенок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой эмоциональной энергетики и огромное количество духов «призрачного дворца» могут вызвать непредсказуемые последствия. Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. В 150 м на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения, к сожалению, частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести. С западной стороны на поверхности скального мыса Бурхан имеется природный выход коричневой породы, который на фоне беломраморной скалы читается как рисунок дракона. Всего удобнее рассмотреть это природное проявление зимой, со льда озера . Гора Алханай. Начало буддистской истории местности относится к началу XIX в. и связана с деятельностью Намнанай-ламы. Алханай - палеовулкан юрского периода, расположенный в Забайкалье на территории одноимённого национального парка. Находится на Могойтуйском хребте в 28 километрах к северо-северо-западу от села Дульдурга. Летом 1991 г. эти места посетил глава буддийского духовенства Далай-лама XIV Данзан Жамсо. В честь его пребывания возведен буддийский памятник - ступа. В комплекс входит более 20 культовых объектов, среди которых наиболее известны и почитаемы Маанин Шулуун (каменная стела с высеченным тибетским текстом мантры), Димчиг Сумэ (Храм Бога Димчиг - хозяина горы), Нара Хажад (Небесная Музыкантша), Уудэн Сумэ (Храм Ворота), Дорже Пагмын Сумэ (Храм Алмазной Царицы - супруги хозяина горы), «Щель грешников», Эхын Умай (Чрево Матери), Главное обоо, Обоо на вершине, Зурхэн Шулуун (Каменное Сердце), Хорео Шулуун (Каменный Забор) и др. Одним из важнейших природно-культовых объектов является вершина г. Алханай, представляющая собой плоскую площадку округлой формы диаметром ок. 40 м из щебня и мелких скальных обломков. Посещение святых мест дает возможность духовно приобщиться к древней философии буддизма, отличающегося особо трепетным отношением к природе. Ежегодно на Алханае совершается обряд гороо - обхождение вокруг святых мест по часовой стрелке. Существует малое и большое гороо. Малое гороо проходит внутри комплекса святынь по маршруту руч. Сухое Убжогое - Димчиг Сумэ - Уудэн Сумэ - Эхын Умай - руч. Сухое Убжогое. Большое гороо - круговой маршрут вокруг г. Алханай - занимает 4 дня. Кроме того, ежегодно летом на Главное обоо и Уудэн Сумэ совершаются буддийские молебны с широким участием населения. Алханайские ворота - массивная скала-останец, памятник природы регионального значения. Располагается на отрогах Могойтуйского хребта, по левому борту пади Убжогое на территории национального парка Алханай, в 25 км к северо-северо-запападу от с. Дульдурга. Общая площадь памятника природы 2 га. Останец представлен 2 скальными выступами, между которыми образовалась сквозная арка размером 7 х 7 м, над аркой нависает карниз высотой от 5 до 10 м. Южный выступ шириной 20 м и высотой 30 м протягивается вниз по склону к руч. Убжогое среди курумников на расстояние до 30 м. Вдоль склонов тянется «каменная тропа». Северный выступ поднимается вверх по крутому склону от арки, его длина до 13 м, ширина 10 м, высота от 5 до 15 м. Останцы сложены трахиандезитами и андезито-дацитами, состоящими из вкрапленников белого плагиоклаза в темном вулканическом стекле. На западных и северо-западных участках скалы растут береза, таволга, малина и бузина. Глыбы курумов покрыты лишайниками, мхами, встречаются папоротник щитовник, чистотел. Из млекопитающих обычны пищухи. В фауне птиц преобладают такие виды, как сойка, кедровка, большая синица, буроголовая гаичка. Памятник природы, согласно функциональному зонированию нац. парка, расположен в особо охраняемой зоне, где разрешены путешествия по обозначенным маршрутам, познавательные экскурсии, организованные отделением по туризму парка. Алханайские ворота являются культовым буддийским объектом. На внутренней стороне арки расположены петроглифы - наскальные рисунки древних людей. В центре арки находятся буддийские памятники: ступа и молельня. Назначение памятника духовное, учебнопросветительское, эстетическое, туристское. Наиболее известные памятники природы и культовые места на территории национального парка: гора Алханай, храм Великого блага, скала Сэндэма, скала Храм Ворота, Доржи-Пагман (Алмазная царевна). Интерес к парку возрастает со стороны как паломников, так и туристов. Воды аршанов (источников) считаются святыми, используются населением в лечебных целях. Рекреационная зона находится в долине горного руч. Сухое Убжогое. В июле - августе максимальное количество посетителей Алханая за день доходит до 2 тыс. чел., в среднем за летний период (июнь - середина сентября) парк посещает более 30 тыс. гостей. В парке разработано и действует более 10 научно-познавательных туристических маршрутов: пешие, автомобильные и комбинированные.



4. Заключение В данной работе подробно были описаны главнейшие буддистские храмы и святыни как основной ресурс религиозного туризма в регионе. Бурятская культура - это неисчерпаемый ресурс туризма на Байкале. Растущий интерес к буддистским святыням и развитие культурного и религиозного туризма позволит «открыть» для туристов новые объекты, восстановить некоторые из утраченных (воссоздать или реконструировать), сделать их доступными для посещения туристов. Главным буддистским центром региона является Иволгинский дацан, центр буддизма России, духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России, памятник истории и архитектуры. Здесь находится резиденция XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамба Бадмаевича Аюшеева. На территории дацана расположен Дворец Хамбо-ламы, где хранится нетленное тело Пандито Хамбо-ламы XII Итигэлова. Также в работе были описаны следующие крупные дацаны региона: Эгитуйский, Тамчинский (Гусиноозёрский), Анинский, Ацагатский, Мурочинский (Цонгольский). На территории Бурятии также расположены святыни, почитаемые во всем буддистском мире: статуя Зандан Жуу (Сандаловый Будда), проявление богини Янжимы, проявление молитвенной надписи «Ом мани падме хум» в местности Ранжур, Место утренней свежести (Талын Харгана), Великая ступа Джарун Хашор Чоддэн Лхахан. Главные места почитания у бурят за пределами Бурятии - это прежде всего Шаман-скала (мыс Бурхан) на Ольхоне и священная гора Алханай в Агинском Бурятском округе. Таким образом, мы можем говорить об огромном природном и историко-культурном потенциале Бурятии. В регионе отмечается бурное развитие туристской инфраструктуры в связи созданием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская Гавань», что в свою очередь способствует развитию и религиозного туризма в том числе. С 1990 г. началось настоящее возрождение буддизма в регионе, когда за короткий срок открылось более 10 дацанов. Строительство и возрождение дацанов продолжается и по сей день. Буддизм в Бурятии играет все большую роль в жизни простых верующих и дальнейшей судьбе всего региона. В заключении можно с уверенностью сказать, что религиозный туризм в Бурятии может стать эффективным инструментом вовлечения в практический оборот свидетельств самобытности и уникальности народных культур региона, и, более того, - инструментом их сохранения.








5. Список использованных источников и литературы 1. Ванчикова Ц. П., Чимитдоржин Д. Г. История буддизма в Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006 - 145 с. 2. Жамсуев Б. Б., Ванчикова Ц. П. Земля Ваджрапани: Буддизм в Забайкалье. Изд-во Феория, 2008 - 598 с. 3. Нестеркин С. П. Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002 - 196 с. 4. Жуковская Н. Л. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы. Российская академия наук, Ин-т этнологии и антропологии, 1997 - 24 с. 5. Бабкин А. В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 - 252 с. 6. Христов Т. Т. Религиозный туризм. М.: Издательский центр "Академия", 2005 - 288 с. 7. Иволгинский дацан. Улан-Удэ: Буддийская традиционная Сангха России, 2010 - 40 с. 8. Эгитуйский дацан. Улан-Удэ: Буддийская традиционная Сангха России, 2008 - 18 с. 10. Основы вероучения. В помощь каждому, кто хочет знать о буддизме. Улан-Удэ: Буддийская традиционная Сангха России, 2009 - 48с. 11. Тарасов А. Б. Будда Итигэлов. Итигэлов и пустота. Улан-Удэ: Институт Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, 2007 - 32 с. 12. Поворот хүрдэ. Улан-Удэ: ООО "ТриТ-пресс", 2011 - 54 с. 13. Байкалов день. Иркутск: Информационный центр "Байкал", 2012 - №1 - 98 с. 14. datsan.buryatia.ru/ - Официальный сайт Иволгинского дацана. 15. ayaganga.ru/datsans.htm - Дацаны Бурятии. 16. baikaltravel.ru/ - Официальный сайт Республиканского отделения по туризму в Бурятии. 17. iloveburyatia.ru/2011/06/blog-post_06.html - Святые места Бурятии. 18. baikal-center.ru/ - Информационный портал - Байкал-Lake. 19. tourlib.net/books_tourism/babkin.htm - Бабкин А. В. Специальные виды туризма. 20. lib.rus.ec/b/183133 - Королев К. М. Буддизм. Энциклопедия. 21. pravidya.ru/ - Сайт о буддизме. 22. buddhism.org.ru/ - Введение в буддизм. Философия буддийских школ и история возникновения. 23. berzinarchives.com/web/ru/ - Буддийская библиотека доктора Александра Берзина. 24. sangharussia.ru/en/datsans/ - Официальный сайт Буддийской традиционной Сангхи России. 25. asiaweb.ru/?p=9 - Анинский дацан - чудо света в развалинах. 26. turism-education.ru/ - Сайт о туристском образовании. 27. mosobr.ru/rf/religion/ - Особенности организации религиозного туризма в России. 28. buriatia.ru/ - Краткие сведения о Бурятии. 29. perepis-2010.ru/results_of_the_census/svod.xls -Результаты переписи населения 2010г. 30. infobaikal.ru/public/buryatia-baikal/about/13619.php - Экономика Бурятии: инфраструктура, промышленность, сельское хозяйство. 31. baikalvisa.ru/baikal/cape_burchan.html - Мыс Бурхан (Шаман-скала). Национальный парк Алханай. 32. s5y.narod.ru/dacan.htm -- Селенгинский район. Тамчинский дацан. 33. bigring.ru/?trID=859 - Большое Золотое Кольцо России. Гусиноозёрский дацан. 34. baikalfund.ru/wonders_vote/spiritual_shrines/index.wbp - Духовные святыни. Сто чудес Байкала.

Приложение 1.
Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»

















Приложение 2


Иволгинский дацан


Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 28 Согчен дуган Рис. 29 Дуган Зеленой Тары Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 30 Дуган Хамбо-ламы Итигэлова Рис. 31 Молитвенное колесо Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 32 Майдари дуган Рис. 33 Мааниин дуган

Приложение 3


Буддийские дацаны и святыни Бурятии


Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 34 Молебен в Иволгинском дацане Рис. 35 Нетленное тело Хамбо-ламы XII Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 36 Эгитуйский дацан Рис. 37 Статуя Зандан Жуу Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 37 Проявление богини Янжимы Рис. 38 Дуган богини Янжимы

Приложение 4 Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 39 Тамчинский дацан Рис. 40 108 ступ Анинского дацана Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 41 Мурочинский дацан Рис. 42 Священная местность Ранжур Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 43 Местность Талын Харгана Рис. 44 Ступа в местности Талын Харгана



Приложение 4 (продолжение)
Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 45 Ацагатский дацан Рис. 46 Великая ступа Джарун Хашор Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 47 Статуя Будды в Кижинге Рис. 48 Шаман-скала (мыс Бурхан) Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей»Конкурс «Лучшее образовательное событие с участием детей и родителей» Рис. 49 Священная ступа на г. Алханай Рис. 50 Алханайские ворота



© 2010-2022