• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Проект урока окружающего мира «Солнце – ближайшая к Земле звезда» с применением современных технологий (УМК Гармония 2 класс)

Проект урока окружающего мира «Солнце – ближайшая к Земле звезда» с применением современных технологий (УМК Гармония 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Квалификационные курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Сроки проведения курсов: 01.06.2015 - 11.06.2015



ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока окружающего мира Выполнил учитель начальных классов МБОУ СОШ №156 Сормовского района
Пектышева Елена Владимировна Квалификационная категория первая Стаж работы учителем начальных классов 14 лет
Контакты: тел. (моб.) 89535624458 e-mail: [email protected]


Н.Новгород

2015

Общие сведения о проекте

Учебный предмет - окружающий мир

Класс - 2

УМК - «Гармония»

Авторская программа Поглазовой О.Т. Окружающий мир. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. / О.Т.Поглазова , В.Д.Шилин. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / О.Т.Поглазова , В.Д.Шилин. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

Данный урок проводится в рамках раздела 3 «Природа вокруг тебя», на который в программе отводится 29 часов.

Тема урока: «Солнце - ближайшая к Земле звезда». (В учебнике тема урока: «Что такое Солнце»).

№ п/п

№ в разделе

Тема урока

Решаемые на уроке проблемы

Виды деятельности учащихся

Раздел 3. Природа вокруг тебя (29 ч)

23-24

5-6

Солнце - ближайшая к Земле звезда. ( Что такое Солнце).

Что такое Солнце, почему оно светит и греет.

Какое значение имеет Солнце для природы и людей.

Почему мы видим огромное Солнце небольшим кругом.

Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле.

Диагностический блок.

В результате изучения предыдущих тем раздела «Природа вокруг тебя» учащиеся могут объяснить: кто такие учёные, какими способами они изучают природу; что учёные называют телами, природными явлениями; что такое облака, как они образуются, виды облаков.

Тема урока: Солнце - ближайшая к Земле звезда. ( Что такое Солнце.)

Задачи урока:

1)Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • формировать представление о значении Солнца для всего живого на Земле, знания о звезде - газообразном раскалённом космическом теле;

  • развивать умение соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоление.

2)Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • развивать умение осуществлять информационный поиск;

  • развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать природные объекты;

  • развивать умение высказывать предположения и аргументировать их;

  • развивать способность к постановке учебно-познавательных задач;

  • развивать способность оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей деятельности;

  • формировать умение работать в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи.

3)Задачи, направленные на достижение личностных результатов :

  • формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Методы и приёмы обучения: частично - поисковый метод; приёмы ТРКМ, адаптированные для второклассников.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока:

  1. Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. / О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

  3. Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1)

  4. Карточки для работы в паре (Приложение 2)

  5. Карточки для самостоятельной работы (Приложение 3)

План урока с хронометражем.

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. - 1мин.

  2. Актуализация знаний. - 4 мин.

  3. Целеполагание (Определение темы, постановка учебной задачи). - 5 мин.

  4. Открытие нового (+ физкультминутка). - 22 мин.

  5. Первичное закрепление - 3 мин.

  6. Самостоятельная работа и самопроверка - 3 мин.

  7. Включение в систему знаний и повторение (Составление синквейна). - 4мин.

  8. Домашнее задание - 1 мин.

  9. Рефлексия -2 мин.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, предполагаемые ответы

Теоретическое обоснование

Организационный момент.

Положительный эмоциональный настрой.

Мотивация учебной деятельности.

- Прозвенел звонок. Начинаем урок окружающего мира. - Вижу ваши приятные улыбки. Ой, а это что у тебя, Миша? И у тебя, Лиза? И у тебя, и у тебя…! Это лучики любознательности в ваших глазах! - Я хочу вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. - Предлагаю вам побывать сегодня в роли учёных и продолжить изучение окружающей природы. (Слайд 1)

- Как настоящие учёные изучают природу, её объекты и явления?

- Вы тоже будете предполагать, наблюдать, узнаете новое. (Слайд 2)

Учащиеся садятся за парты.


- Учёные рассматривают, описывают,

сравнивают природные объекты, делят их на группы, предполагают, доказывают, наблюдают, проводят опыты, ведут записи.

Личностные результаты

Положительное отношение к учению

(на всех этапах урока на основе мотивации, создаваемой при помощи проблемных вопросов)

Актуализация знаний.





- Сначала вспомним всё, что изучали на предыдущих уроках.

Дома вы сделали модели облаков (по рядам). Учёные разделили облака на группы. Встаньте своей группой в кружок. 1 ряд, поднимите свои модели (хором) - кучевые, 2 ряд - перистые, 3 ряд - слоистые. Ваша задача - внимательно послушать описание. Если оно подходит для вашего облака, вы вывешиваете модели на доску. (Слайд 3)

- Посовещайтесь в группах.

- Проверьте, в правильной ли последовательности вы расположили облака. (Слайд 4)

- У нас получилось очень хмурое небо. Но бывает и безоблачное небо. А почему облака исчезают, рассеиваются? (Убирает часть моделей.)

- Что ещё можно увидеть на небе днём?

- Всё это можно разделить на 2 группы:

Тела Явления (карточка 1)

- Что учёные называют телами? Явлениями?

- Почему у вас возникли противоречия только по поводу Солнца?

Делятся на группы. На слух и зрительно воспринимают определения, соотносят с моделью, советуются, вывешивают модели на доску в правильной последовательности.


- Капельки воды, из которых состоят облака, превращаются в пар и становятся невидимыми.

-Солнце, радугу, птиц, самолёт, след от самолёта, молнию…(Вывешивают модели на доску.)

Работают в парах.

- Тела - это любые предметы, которые нас окружают.

- Явления - это изменения в живой и неживой природе.

Несколько представителей от разных пар работают у доски. Возникает противоречие - куда отнести Солнце.

- Потому что обо всех других объектах мы говорили на прошлых уроках, а про Солнце ещё не изучали.

Познавательное логическое УУД анализа и синтеза на основе приема «Узнай по описанию»

Регулятивное УУД

Контроль и оценка

Сравнение своей работы с образцом

Познавательное логическое УУД классификации на основе приема «Раздели на группы»

Целеполагание (Определение темы, постановка учебной задачи).

- Что же предстоит выяснить на уроке?

- Тема урока «Что такое Солнце?» (Переносит модель Солнца на отдельную доску.)

Приём «Парный мозговой штурм»

- Составьте список того, что вы знаете (или думаете, что знаете) о Солнце. (Карточка 2)

- Вспомните, какие признаки мы называем при описании объектов?

Записывает все варианты под моделью Солнца(ничего не критикуется).

- Запишите рядом вопросы, на которые бы вы хотели получить ответ.

Организует фронтальное обсуждение вопросов,фиксирует.

Дополняет,обобщает предложения детей. (Слайд 5)

- Нужно узнать, что такое Солнце.

- Цвет, размер, форма, название, состав, для чего.

Работают в парах, затем фронтально.

- Что такое Солнце? Какое оно?

- Почему Солнце светит и греет?

- Какого размера Солнце, оно больше или меньше Земли?

- Как далеко до Солнца?

- Можно ли долететь до него на космическом корабле?

Регулятивное УУД

Целеполагание

Познавательное логическое УУД анализа на основе приема «Мозговой штурм»

Открытие нового.






Физкультминутка

Организует изучение нового материала, используя приёмы активного чтения: «Чтение с остановками», «Чтение с пометами», поиск ответов на поставленные вопросы.

- Итак, уважаемые учёные! Вы сделали предположения, сформулировали вопросы. Остаётся найти ответы. Поможет вам учебник.

(с.98 задание 1)

- Солнце имеет большое значение и для растений, и для животных, и для человека. Ведь это самый главный источник света и тепла.

- Только при свете Солнца мы видим всё, что нас окружает, в красках: голубое небо, зеленую траву, красный мак…

- А если вдруг Солнце погаснет, что может произойти на Земле?

- Солнце - источник жизни на Земле.

Работа в группах по 4 человека.

- Как вы думаете, почему Солнце излучает свет и тепло? Посоветуйтесь в группах.

- Проверьте свои предположения и сделайте выводы, выполнив все задания на с.99 (рамочка «Наблюдаем, размышляем, исследуем» и задание 2) + «вопросы - подсказки» (Карточка 3). (Слайд 6)

(Слайд 7)

- Чтобы дать точный ответ на вопрос: «Что такое Солнце?», прочитайте текст на с.100. При чтении делайте пометы.

(Слайд 8)

Организует обсуждение, какие знаки были поставлены.

- Что в тексте оказалось для вас новым? Что оказалось непонятным?

(Слайд 9)

- А сейчас поиграем. Я буду читать сказку, а вы при помощи жестов попробуйте изобразить героев. Жило - было на свете Солнце. Ранним утром подул лёгкий ветерок. Солнышко проснулось и открыло пошире двери своего домика. И тогда его детки - Солнечные Лучики отправились в гости на лесные поляны, луга, поля, чтобы повеселить их. И там, где они к чему - нибудь прикасались, становилось светлее, радостнее. Радуются люди, птицы, звери, травка, цветочки.

- Продолжим наблюдения. Обсудите в парах: почему мы видим огромное Солнце на небе небольшим светящимся кругом?

- Проверьте свои предположения (с.101, первый абзац)

- Вы узнали, что Солнце огромное. Оно больше или меньше Земли? Проверьте свои предположения (с.101, второй абзац)

- Выберите подходящие предметы, которые помогут сравнить размеры Земли и Солнца. (Баскетбольный мяч, горошина, футбольный мяч, бусинка, тарелка, лимон, воздушный шар овальной формы).

- Во сколько раз Солнце больше Земли?

- Найдите ответ в учебнике с.101, 4 абзац.

(Слайд 10)

- Мы выяснили, что до Солнца очень далеко.

- Можно ли долететь до него на космическом корабле?

- А если бы это было возможно, то на ракете мы бы добирались до Солнца 6 месяцев!

- Узнайте, сколько времени мы бы потратили, если бы летели до Солнца на самолёте или шли бы пешком. Учебник с.101, 3 абзац.

- Какое расстояние до Солнца?

- За какое время преодолевает это расстояние солнечный свет?

(Слайд 11)

Учащиеся читают стихотворение с.98, отвечают на вопрос: почему всё живое радуется Солнцу?

- Солнце создаёт всем хорошее настроение,

освещает, согревает…

- Будет темно, холодно. Погибнут растения, животные, не будет условий для жизни и человеку.

- Без Солнца не будет жизни.

Обсуждают в группе, высказывают предположения:

- Солнце горячее.

- Затрудняемся дать ответ.

- Оно, как горящий костёр, даёт тепло и свет.

Выполняют задания на с.99 (рамочка «Наблюдаем, размышляем, исследуем» и задание 2) + «вопросы - подсказки» (Карточка 3), обсуждают в группе, делают вывод:

- Солнце - раскалённое тело. Поэтому оно светит и греет.

Читают текст на с.100, делают пометы на полях.

«+» - знаю, совпало с моим мнением

«!» - новое

«?» - не понял, есть вопросы

«-» - думал иначе, отличается от моего мнения После чтения делают вывод: - Солнце жёлтого или красного цвета, шарообразной формы. Это огромное раскалённое космическое тело, состоит из газов. Это звезда.
Играют роль Солнца, ветерка, Солнечных Лучиков; показывают, как ведут себя люди, птицы, звери, травка, цветочки при появлении Солнца.


Работа в парах.

Сравнивают картинки самолёта на взлётной полосе и в небе, читают 1 абзац (с. 101), делают вывод: Солнце очень далеко от нас.

Высказывают предположения, проверяют их истинность по учебнику (читают 2 абзац с.101)

Объединяют в пары: баскетбольный мяч - горошина, футбольный мяч - бусинка; исключают тарелку, лимон, воздушный шар.

Затрудняются ответить.

Читают, находят ответ:

- Солнце больше Земли в 109 раз.

- До Солнца невозможно долететь, так как невозможно к нему приблизиться из-за очень высокой температуры.

Читают, находят ответ:

- На самолёте - 20 лет, пешком - 4000 лет.

Читают, находят ответ:

- До Солнца 150 миллионов километров. Солнечный свет преодолевает его всего за 8 минут и 20 секунд.

Познавательное общеучебное УУД информационный поиск и логическое УУД анализа на основе приёмов активного чтения (на протяжении всего этапа «Открытие нового»).


Познавательное логическое УУД выдвижение гипотез и их обоснование (на протяжении всего этапа «Открытие нового»).

Коммуникативное УУД

Сотрудничество с сверстниками

Коммуникативное УУД

Умение вести диалог




Познавательное логическое УУД анализа и синтеза



Первичное закрепление.

- Вы нашли ответы на все вопросы. Подведём итоги.

Приём «Парный мозговой штурм. Подведение итогов».

Вернитесь к своим записям. (Карточка 1 и 2) Работайте в паре. Проверьте, все ли ваши предположения о Солнце были верные. Откорректируйте записи, добавьте новые.

Организует фронтальное обсуждение итогов, корректирует записи на доске.

- К какой группе относится Солнце?

(Слайд 12)

В парах сравнивают, какие соображения у них были до и какие появились после получения новой информации.

- Солнце относится к группе тел. Но это космическое тело.

Познавательное логическое УУД сравнения на основе приема «Мозговой штурм. Подведение итогов».

Самостоятельная работа и самопроверка. - Кто почувствовал себя учёным? А вы знаете, что каждый учёный пишет научные статьи о своих открытиях. Сейчас каждый попробует составить научную статью. - Проверьте свою работу. Образец для самопроверки (Слайд 13) - Кто допустил 1-2 ошибки?

- Кто выполнил работу без ошибок?

Индивидуальная работа. (Карточка 4) Вписывают недостающие слова, проверяют по образцу. Солнце - ближайшая к Земле ... . Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму ... . Солнце - главный источник ... и .... . Солнце очень .... от нас.

Регулятивное УУД

Контроль результата деятельности

Оценка собственных достижений

Сравнение своей работы с образцом

Включение в систему знаний и повторение. - Составьте синквейн на тему «Солнце». Работайте в паре. (Карточка 5) (Можно составить синквейн дома, если не будет хватать времени.)

Работа в паре.

Составляют синквейны. Зачитывают одноклассникам. (Если недостаточно времени , то вывешивают работы на доску.)

Познавательное логическое УУД

Обобщения на основе приёма «Синквейн».

Домашнее задание

- Дома вы продолжите наблюдение за Солнцем.

Выполните в учебнике задание 4 с.101, в рабочей тетради № 13,14,16 с.36

Знакомятся с домашним заданием, задают вопросы, если что-то непонятно. Записывают в дневник.

Регулятивное УУД

Принятие и удержание учебной задачи

Рефлексия

- Подведём итог (Слайд 14):

узнал

Я повторил

удивился

- Оцените уровень своих знаний после сегодняшнего урока с помощью оценочной линеечки.

- На следующем уроке вы пополните свои знания о Солнце.Спасибо за работу!

Строят речевые высказывания.

Учащиеся поднимают индивидуальные линеечки: отметка внизу - мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; отметка на середине - потрудился вполсилы, мог бы лучше; отметка на самом верху - потрудился на славу, узнал много!

Регулятивное УУД

Анализ своего знания и незнания.

Коммуникативное УУД

Речевое высказывание.

Регулятивное УУД

Адекватная оценка своих достижений

Литература:

  1. Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений./ О.Т.Поглазова . - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Самоанализ урока.

№п/п

Порядковый № в схеме, данной в ч.3

Параметр оценки

Балл (3, 2, 1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

3


2

2

Реализация компетентностного подхода

1


3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

2


4

4

Развивающая направленность заданий

2


5

6

Логика построения урока

3


6

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность их выбора

3


7

8

Методы обучения и методологические приемы, целесообразность их выбора

3


8

9

Характер используемой наглядности

1


9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

2


10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

1


11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

3


12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания.

3


13

15

Формирование познавательных УУД

3


14

16

Формирование регулятивных УУД

3


15

17

Формирование коммуникативных УУД

3


Всего баллов

36


№п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3, 2, 1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

3


2

Качество диагностического блока проекта

1


3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

2


4

Соблюдение требований к плану урока

2


5

Качество теоретического обоснования

2


6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

3


Всего баллов

13


15


© 2010-2022