Конспект урока порусскому языку Собственные и нарицательные имена существительные

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Собственные и нарицательные имена существительные


ЦЕЛИ УРОКА: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать умение писать имена собственные (имена, отчества, фамилии) с большой буквы.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: • Учащиеся получат представления об именах существительных собственных и нарицательных.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

2. Актуализация знаний

- Прочитайте слова, записанные на доске.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- Как можно разделить данные существительные на две группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик - одушевленные.

- Молодцы, с этим заданием справились.

(На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Симферополь, Москва, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, Буренка, утро)

- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.


Выберите из них название города, имя мальчика, имя девочки, кличку щенку, кличку коровы.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Правильно ребята, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.

Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание.


Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

На доске записаны слова: Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.

Имя

Отчество

Фамилия



- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего - нарицательными именами существительными.

3. Целеполагание

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы научимся как правильно писать собственные и нарицательные имена существительные.


- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

4. Открытие нового знания


- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей - это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные - несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 51.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц - это тоже имена собственные.

Приведите примеры собственных имён существительных.

- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Приведите примеры нарицательных имён существительных.

ФИЗМИНУТКА «Вышли мышки как - то раз…»

5. Закрепление изученного материала.

А) К нам в класс пришло письмо. От кого оно вы узнаете отгадав загадку.

В Простоквашино живёт,

Службу там свою несёт.

Почта-дом стоит у речки.

Почтальон в ней - дядя ... (Печкин)


Пишет вам почтальон Печкин. Я на пенсии, да что- то скучно стало. Занимаюсь самообразованием. Помогите, пожалуйста, решить трудную задачу. Почему пишутся по- разному одни и те же слова? Заранее вам благодарен и желаю хороших отметок: винтик-Винтик,

- Как вы думаете, почему? (обсуждение) Слова произносятся одинаково, но имеют разное значение.

винтик - деталь крепежа;

Винтик - имя литературного героя.

Давайте составим предложения с этими словами.

1) Из большой коробки папа вытащил винтик.

2) Винтик зовёт малышей на день рождения.

Б) К каждому слову из левого столбика подберите фамилию, имя, отчество

космонавт Фёдор Иванович Тютчев

поэт Михаил Васильевич Ломоносов

писатель Николай Николаевич Носов

композитор Пётр Ильич Чайковский

учёный Юрий Алексеевич Гагарин


Как мы назовём слова 1 столбика. (Нарицательные) Почему? (называют предмет из множества подобных) Как называются слова 2 столбика? Почему?

В) Запишите фамилию, имя, отчество одного известного человека. Припишите к именам отчества.

Александр (Сергей) Корней (Ваня) Агния (Лев)

Что объединяет этих людей? Они писатели.

Г) Устное задание.

Вставьте на месте пауз имена девочек, спрятавшиеся в именах мальчиков, и скажите их.

На скамейке мальчик Толя.

В шашки с ним играет....

На футбол спешит Валера,

А за ним плетётся ...

Познакомьтесь: это Ваня.

С ним под ручку ходит....

Всех смелей, конечно, Вася.

Дружит с ним сластёна ....

Какое название вы дадите стихотворению? Друзья.

Какие правила дружбы вы знаете?

Кого можно назвать хорошим другом?

Продолжите предложения.

Мой лучший друг -...... .

Мой товарищ по парте -....... .

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений


Задание. Работа в парах. Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.
Конспект урока порусскому языку Собственные и нарицательные имена существительные

6. Домашнее задание

- Я предлагаю вам 3 вида домашнего задания. На красном фоне- повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном - совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь.


а) Спишите, раскрывая скобки.

Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.

Б)Исправь ошибки, запиши правильно.

Я живу в Поселке нижнегорский, на улице молодежная, в 7 доме. Река салгир недалеко от дома моей бабушки нины.

В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.

Меня зовут …. Я живу в поселке …. Вечером я кормлю котёнка ….

7. Подведение итогов урока.


  • Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Что мы узнали на уроке?

  • Какие существительные называются собственными?

  • С какой буквы они пишутся?

  • Какие существительные называются нарицательными?

Рефлексия

Закончите предложение, выбрав понравившееся вам начало.

  1. Сегодня я узнала…

  2. Больше всего мне понравилось…

  3. Было трудно…

  4. Я выполняла задания…

  5. Я поняла, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я научилась…

  8. У меня получилось …

  9. Я попробую…


© 2010-2022