- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого мероприятия Прощай, Азбука!
Конспект открытого мероприятия Прощай, Азбука!
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белоусова Е.П. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Костромского муниципального района Костромской области
«Зарубинская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
открытого мероприятия
по предмету:
литературное чтение
на тему:
«Прощай, Азбука!»
Выполнила:
учитель начальных классов,
классный руководитель 1 «А» класса
Белоусова Елена Павловна
Зарубино
2016
Тема: «Прощай, Азбука»
Тип урока: закрепление пройденного материала
Форма урока: урок - праздник
Цель: создать условия для развития у учащихся умения читать слова и предложения со всеми буквами русского алфавита
Задачи:
Предметные задачи:
- учить читать плавно по слогам и целыми словами вслух и про себя, понимать содержание прочитанного;
- эмоционально реагировать на события в тексте при чтении;
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Метапредметные задачи:
Познавательные:
- обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
Регулятивные:
- содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности
- умения принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- содействовать развитию у детей умений общаться, развитие монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к книге, уважения к товарищам.
Оборудование: ноутбук, колонки.
Раздаточный материал: буквы алфавита, карточки с заданиями от героев, рисунки: ключика и туфельки, удостоверения.
(Первоклассники входят в кабинет под весёлую музыку)
Ученик : (делает шаг вперёд и читает стихотворение)
За окном снежинки вьются.
День приветливый такой.
Нынче праздник в первом классе:
День прощания с Азбукой!
- Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас на нашем празднике!
Дорогие ребята, я поздравляю вас с первой школьной победой - вы все научились читать и писать. А помогла вам в этом ваша первая книга - Азбука. Сегодня мы прощаемся с ней и говорим ей спасибо. (кто читает стихи, по очереди делают шаг вперёд)
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады!
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети,
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Прапрадедовской порой,
Встали буквы в чёткий строй.
Строй как строй, да не простой -
Он зовется Азбукой.
Ученик 4:
Азбука - первая книга моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий нам подарила.
Ученик 5:
В Азбуке живёт семья:
Буквы все от А до Я. (ученики поднимаю карточки с буквами алфавита)
Ученик 6:
Эти буквы составляют
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен,
Каждый, каждый ученик.
Учитель:
- Спасибо, за рассказанные стихотворения! Ребята, а вы знаете весь алфавит или только некоторые буквы?
Ученики:
- Мы изучили весь алфавит от «А» до «Я».
Учитель:
- А вот сейчас мы это и проверим.
- Для вас, дорогие зрители, прозвучит песня Раймонда Паулса и Ильи Резника «Алфавит»
(дети исполняют песню Р. Паулса и И. Резника "Алфавит".)
(ученики поднимают буквы алфавита, когда поют песню)
А - алфавит споем мы вместе,
Б - будем петь его, как песню.
В - весело споем его мы,
Г - громче грома, громче грома.
Д - день сегодня музыкальный,
Е - есть у нас талант вокальный.
Ж - жить без знаний скучно б было,
З - знанье - это наша сила!
И - и тому пути открыты,
К - кто подружится с алфавитом.
Л - лошадь, лама, ландыш, ложка,
М - мел, метель, метро, матрешка,
Н - небо, невод, нить, невеста,
О - овод, облако, оркестр.
П - попугай поет по нотам,
Р - рой пчелиный строит соты.
С - стрекоза в саду стрекочет,
Т - такса лапками топочет.
У - утка слушает пластинки,
Ф - «Фанту» пробует фламинго.
X - хор неплох, есть слух у хора,
Ц - царь зверей его опора.
Ч - чтим его, рычит он чисто,
Ш - шесть заменит он солистов.
Щ - щедрый мир нам дарит песни,
Э - этот день собрал нас вместе,
Ю - юмористов, оптимистов,
Я - ярких, радостных - солистов!
Учитель:
- Молодцы, ребята! Хорошо запомнили алфавит. Под аплодисменты зрителей, прошу первоклассников пройти на свои места. (специально отведённые места)
Учитель:
- Да, ребята, теперь вы смело можете отправиться в страну Знаний. Вы знаете все буквы русского алфавита, умеете читать и писать. Но страна Знаний - волшебная страна, и, чтобы в неё войти, нужен волшебный ключик. Сейчас мы его возьмем и отправимся туда вместе.
Сцена 1.
(звучит музыка песни старухи Шапокляк ("Кто людям помогает, тот тратит время зря... ").
Из-за кулис появляется старуха Шапокляк. Она тащит за собой на веревочке крысу Лариску (игрушку)).
Шапокляк:
- Гляди-ка, Лариска, кто к нам заявился! Первокласснички, ученички, отличнички! И все-то они уже знают, и всему-то они уже научились. Эй, Лариска, не спи! Слыхала, в страну Знаний они собрались. Видите ли, алфавит они уже выучили. А как вы в страну Знаний-то попадете? Не знаете?
- Правильно! И не попадете вы туда ни-ко-гда! Потому что я, вредная-превредная, ключик волшебный от ворот в страну Знаний у-кра-ла! А еще и разломала, и по ветру развеяла. И разлетелись эти кусочки по всем, по всем сказкам!
(медленно отступает за кулисы, и почти из-за кулис)
- Не найдете вы ничего, если только герои сказок вам не придут на помощь!
Сцена 2.
(под музыку на сцене появляется Мальвина с указкой и Баратино)
Мальвина: Буратино, не крутитесь! Математика из Вас не вышло, увы. Попробуем провести небольшой грамматический диктант. Пишите: "А роза упала на лапу Азора".
Буратино: (медленно повторяет) А роза упала ... (пыхтит, сопит, старается).
Мальвина: Успели записать, Буратино?
Буратино: Успел, конечно, вот привязалась! (недовольно кривляясь в сторону)
Мальвина: Внимательно проверьте предложение, Буратино. Сколько слов в данном предложении?
Буратино: (внимательно вглядываясь в текст) Сколько слов? Каких это слов? Одно, кажется, или... несколько. Не знаю! А какая разница?
Мальвина: Буратино, разница в том, что грамотный ученик найдет в данном предложении ровно шесть слов! (заглядывая в тетрадку Буратино) А Вы, Буратино, совершенно безграмотный ученик и даже не стремитесь к знаниям! Полюбуйтесь, что Вы тут написали\(поворачивает тетрадь к зрителям).
Буратино: А по мне так совсем даже ничего написано. Во - буквочки!
Мальвина: (достаёт конверт с заданием)
- Уважаемые первоклассники! Найдутся ли среди вас человек грамотные и аккуратные? Нужно разделить буквы на слова, чтобы получилось предложение.
1. ПОСПЕШИШЬЛЮДЕЙНАСМЕШИШЬ
2. ДЕЛУВРЕМЯПОТЕХЕЧАС
3. СЕМЬРАЗОТМЕРЬОДИНРАЗОТРЕШЬ
(первоклассники выполняют задание, красным фломастером разделяя буквы на слова).
(звучит фоном музыка)
Мальвина:
- Давайте проверим, что у вас получилось. Спасибо, первоклассники!
А Вам, Буратино, придется еще многому поучиться. Вот вам, многоуважаемые первоклассники, подарок, который поможет вам в пути - частичка волшебного ключа от страны Знаний.
- Счастливой дороги и всего хорошего!
Сцена 3.
(под музыку выходит Элли)
Элли: (достает мешочек):
- Здравствуйте, ребята и гости! Я к вам пришла из страны Оз.
- Не пора ли нам посмотреть, какую задачу на сей раз задал нам мудрый Гудвин?
Учитель:
- Пожалуй, ты права. Открывай волшебный мешочек!
Элли: (достает из мешочка таблички-указатели, разрезанные пополам)
По-моему, это какие-то слова, отрывки, мысли... Но только...они какие-то незавершенные, оборванные...
- Что же нам с ними делать, о?
Учитель:
- Как мне думается, все эти мысли надо сложить по смыслу в предложения (Элли читает начало). Грамоте учиться... не вырубить топором. Странно как-то звучит... (трет лоб). Думай, голова! К чему бы это?
(обращается к первоклассникам):
-Ребята, а давайте вместе будем складывать части в целые предложения.
(передает первоклассникам таблички с частями пословиц, ребята складывают фразы по частям)
-
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
-
Грамоте учиться - всегда пригодится
-
Семь раз отмерь - один отрежь
-
Что написано пером - не вырубить топором
-
Слово не воробей вылетит - не поймаешь
Элли:
- Спасибо вам, о, юные и мудрейшие!
А вот вам подарок от нашей сказки! (передает первоклассникам частичку волшебного ключа)
- В добрый путь!
Сцена 4. (на троне - царевна Несмеяна. - отрывок из мультика)
Учитель: Здравствуйте, люди добрые! - пишет вам Емеля. Приехал я во дворец к Несмеяне в гости, а она вместо того, чтобы чаем напоить, да пирожками угостить, про звуки начала спрашивать! Да еще, какие мудреные!
А Несмеяна, мне в ответ: Тоже мне, Емеля-мастер! Ты зачем был зван во дворец? Чаи гонять? Ты же меня рассмешить обещался, порадовать и как заревёт.
Ой! Ну и рева! Ручьи уже побежали! Чую, затопит она дворец, а то и всю столицу! Скорее на помощь, ребята! Помогите мне, братцы, рассказать про звуки!
Учитель:
- Попробуем?
Первоклассники: Попробуем!
Игра «Гласный - согласный». Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный - присядете. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо
Несмеяна: (улыбается-фрагмент из мультика)
- Ай да молодцы! Порадовали нас! Теперь не буду плакать. А вам удачи желаю и в путь отправляю. Вот вам в дорогу возьмите в подмогу. Отправляю по почте кусочек ключика.
(дает первоклассникам частицу волшебного ключа).
Учитель:
-Молодцы, ребята! Гласные от согласных отличаете!
- Ребята, а сейчас для вас 5 «А» класс разыграет сценку про тот, как жили буквы в алфавите.
Сценка "Азбука"
Автор:
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы по всюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Буквы: Встань на место!
Автор: Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение -
Не более, не менее!
Автор: Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!
Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С: "Срам!"
Автор: Сердито ЭС сказала!
Все кричат.
Буквы: Воображала!
Автор: Проворчала П:
Буква П: "Попробуй, потолкуй с такой особой!"
Автор: Я затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы: Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!
Автор: Как зальется буква ХА:
Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Буква О: О от смеха покатилась!
Буква А: А за голову схватилась!
Буква Б: Б схватилась за живот…
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом - как заревет!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор: "Что ж", - решил весь алфавит, -
Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: Чтобы все от А до Я -
Жили как одна семья!
Ученик: (читает стихотворение)
Хоть непросто это, пусть!
Все заучили наизусть!
Будем знать мы алфавит -
Всё вокруг заговорит.
Станем книжки мы читать,
Мир огромный узнавать.
Нам чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Ведь от этого порога
К знаниям идёт дорога.
Физкультминутка: (видео - зарядка)
Сцена 5.
Учитель:
- А чтобы получить еще один кусочек ключика нужно выполнить задания
(первоклассники выполняют задание )
- Загадки
1. Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)
2. В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла -
Укатиться бы могла. (О)
3. Этот звук всегда согласный, всегда мягкий
А ещё сонорный он,
Это звук - ? (Й)
4. На эту букву посмотри -
Она совсем как цифра 3. (З)
5. Две босые ножки
Ходят по дорожке,
Бегают и прыгают,
Да друг дружкой дрыгают.
Попадут сапожкам в плен,
Превратятся в букву… (Н)
6. В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла -
Превратилась в букву… (А)
7. Дождь полил лесочек,
Вырос гриб-грибочек.
В тот лесочек мы пойдем,
Где он спрятался, найдем.
Чтоб не печься в пироге,
Стал грибочек буквой… (Г)
8. Циркуль металлический
Чертит круг магический,
Чтобы муха в нем Це-це
Превратилась в букву … (Ц)
9. С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)
10. Согласный глухой и непарный звук, всегда твёрдый и шипящий. (Ш)
- Угадайте, какие сказки прочитали ученики.
1. Желтая кепочка. (Красная Шапочка.)
2. Илья-Царевич и Серый волк (Иван-Царевич.)
3. Приключения Знайки и его друзей. (Незнайки.)
4. Гадкий цыпленок. (Утенок.)
5. Стойкий железный солдатик. (Оловянный.)
6. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Рыбке.)
7. Луковый мальчик. (Чиполлино.)
8. Конь-Горбун. (Конек-Горбунок.)
Учитель:
- Сказка - ложь, да в ней намек -
Добрым молодцам урок.
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Сцена 6.
(звучит музыка, на сцену выходят Золушка и Фея, в руках волшебная палочка и конверт с заданиями)
Фея: Золушка, ты готова ехать на бал?
Золушка: Да, все готово, дорогая крестная! Я сделала все, что Вы велели: я принесла большую тыкву...
Фея: А я взмахнула волшебной палочкой и превратила ее в золотую карету.
Золушка: Я приоткрыла дверцу мышеловки...
Фея: И я превратила выбегающих оттуда мышей в прекрасных коней, а крысу - в кучера.
Золушка: Потом, дорогая крестная, Вы подарили мне этот прекрасный наряд. Теперь я могу ехать на бал?
Фея: Золушка, но как же ты поедешь на бал без туфелек?
Золушка: Что же мне делать?
Фея: Ты должна выполнить одно задание.
(Достает конверт с заданием).
(Золушка открывает конверт, достает разрезанную на части бумажную туфельку (туфелька нарисована на формате А3).
Из этих частей ты должна собрать туфельку. Если все сделаешь правильно, бумажная туфелька превратится в настоящую, и ты сможешь тут же поехать на бал.
Золушка: Крестная, можно я обращусь за помощью к первоклассникам?
Фея: Да, конечно.
Золушка: Ребята, помогите мне, пожалуйста, попасть на бал.
(первоклассники помогают Золушке собрать пазлы.)
Золушка: Спасибо, дорогие первоклассники!
Фея: Молодцы, ребята! Выручили Золушку. Вот вам за это подарок - частичка волшебного ключа от страны Знаний.
Золушка: А теперь - на бал!
Сцена 7.
( звучит музыка и на сцене снова появляется старуха Шапокляк)
Шапокляк:
- Так вы еще здесь? А что это вы расхвастались? А чего это вы расфуфырились? Лариска, видишь ли, они писать и читать научились, пословицы знают, предложения составляют, загадки разгадывают. Думаете, многому научились? Ничего подобного!
(ученики, с ключиком в руках, выходят на сцену, встают полукругом, поют частушки)
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.
Припев:
Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята - первоклашки
В Азбуку влюбленные!
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Припев:
Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.
Припев:
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Шапокляк:
- Все, полная капитуляция! Нет больше сил, оставаться гадкой и злой. Хочу быть доброй, ласковой старушкой. Детки мои, всезнаечки! Вот вам главная часть волшебного ключика! Смело идите в страну Знаний, и всего вам доброго и хорошего! (звучит фоном музыка)
(ученики собирают из частичек волшебный ключик.(заготовлен ещё один, точно такой же ключик, только целый))
Учитель:
- Ребята, волшебный ключик в наших руках. Поздравляю вас!
Сцена 8. (звучит музыка, входит Азбука)
Азбука:
Вот и я, мои друзья!
Я вам рада очень!
Слышать добрые слова
Кто же не захочет!
Учитель:
- Уважаемая Азбука! Принимай парад букв от « А» до «Я».
Азбука:
Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я - командир, вы - мой отряд!
Гласные? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Согласные? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Буквы, которые не обозначают звуков? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Учитель. Вот и подходит к концу наш праздник.
Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
- Я хочу познакомить вас с новой книгой, по которой мы теперь будем учиться. Этот учебник называется "Литературное чтение". Думаю, что вы с ним тоже подружитесь, как и с Азбукой
(учитель показывает детям учебник).
Дети:
Мы Азбуку прошли до корки,
Нам по чтению - пятерка!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У- ДО-СТО-ВЕ-РЕ-НИЯ!!!
В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
(выдаются удостоверения)
Удостоверение
Настоящее удостоверение выдано ___________ в том, что она с 1 сентября 2015 года по февраль 2016 года изучала АЗБУКУ в Зарубинской средней общеобразовательной школе в 1 «А» классе.
За это время она изучила 33 буквы русского алфавита, научилась складывать буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, т.е. ЧИТАТЬ!!!
Учитель_____________ Белоусова Елена Павловна 2015-2016 у. г.
Учитель:
- Всем спасибо, что вы нашли свободное время и пришли на наш праздник «Прощай, Азбука!». До свиданья! До новых встреч!
(звучит фоновая музыка)