Доклад на тему: Педагогический опыт в сфере инновационных технологий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический опыт в сфере инновационных технологий

Ягудина Рима Галлямовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №2 с.Федоровка, [email protected] Многолетняя школьная работа позволила мне понять, что помимо уроков и оценок есть в школьной жизни то важное, а именно, атмосфера школы, которая запечатлевается в памяти учеников на всю жизнь. Школа является тем маленьким миром познаний, новых встреч и новых открытий для учеников и учителей. Являясь учителем начальных классов, я пришла к выводу, что именно от меня, как от первого учителя, зависит очень многое, непосредственно дальнейшая жизнь ребенка в школе, его отношение к классу, к сверстникам, а также мнение его родителей о школе, к педагогам, а самое главное вызвать их доверие к процессу обучения. Период обучения в начальной школе самая знаковая ступень в системе школьного образования, так как у ребенка начинается учебный процесс. И как он будет построен, главным образом, зависит насколько будет ребенок заинтересован учебой, насколько он будет самостоятельным и организованным, готовым решать свои маленькие проблемы самостоятельно. Для этого взрослым необходимо создать все условия, способствующие развитию ребенка. Помимо этого, младший школьный возраст является уникальным временем для развития всех психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и, если, упустить это время, могут возникнуть большие трудности в его дальнейшем взрослении и развитии как личности, будут возникать проблемы в усвоении школьного материала в последующих классах.

Я считаю, что успех процесса обучения состоит в изучении и воспитании ребенка как личности. Изучение личности и есть основа моей работы, как педагога. Еще К.Д. Ушинский сказал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», Я. Корчак: «Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…». А Д.Писарев считал: «В воспитании, все дело в том, кто воспитатель». В своей работе я руководствуюсь именно этими высказываниями. Ведь действительно успешность процесса обучения зависит, насколько хорошо ты знаешь своего воспитанника, и в том, кто его воспитывает. Своевременно замеченные и устраненные трудности дает ребенку возможность хорошо учиться и сохранять физическое и психическое здоровье. Достигать положительных результатов помогает методика определения школьной зрелости и факторов риска (беседы с родителями, анкетирование) в развитии первоклассников. Основой системы диагностического обследования послужила схема Л. Выгодского: -факты о том, как ребенок ведет себя в тех или иных ситуациях (блок социального и личностного развития); -история развития ребенка; -определение уровня и характера развития, который достигнут ребенком (блок развития комплексно-познавательных (школьно-значимых) функций, организации деятельности, внимания, памяти, движений и т.п.). Важно понимать причины, по которым возникли школьные трудности, выделить основные из них, понять слабые и сильные стороны ребенка, его интересы и способности, наклонности к любимым занятиям и отторжение от других, и почему это происходит. Все это позволит выстроить правильную систему обучения и помочь ребенку. Главный принцип моей работы совместная деятельность ученика и учителя - основное условие достижения положительного результата работы педагога. Говорить о том, что: «Каждый ученик - личность», не является решением проблемы. Предназначение каждого педагога я вижу в том, чтобы максимально помочь раскрыть таланты ребенка, вырасти как личность, обрести новые знания. Стараюсь организовать учебный процесс таким образом, чтобы, во-первых, решались образовательные и воспитательные задачи, а во-вторых - не наносился вред здоровью учеников, обеспечивались нормальный процесс развития организма, то есть учебный процесс не шел в ущерб его целостного развития, индивидуальных качеств. Учебный процесс, его технологии, не должны идти в противоречие личным интересам ребенка и должны иметь здоровый характер. Такая методика помогает повысить качество усвоения материала, потому что благополучное и здоровое развитие организма обеспечивает высокую работоспособность и комфортное состояние школьника. Как правило, обучение в 1-м классе осуществляется без отметок. Анализ учебной деятельности обучающихся во 2 - 4-х классах показывает, что уровень качества знаний достаточно высокий, неуспевающих нет. И это явный показатель того, что главное формирование ученика как составляющего, всего процесса обучения, происходит в начальных классах. В своей педагогической деятельности применяю следующие технологии: -развивающего и проблемного обучения; -гуманно-личностной «Педагогики сотрудничества»; -оценочной деятельности в условиях без оценочного обучения; -перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментированном управлении; -раннего и интенсивного обучения грамоте; -совершенствования обще учебных умений в начальной школе; -учебного проектирования; -игровые технологии; -здоровьесберегающие технологии. Обучающий процесс реализуется через: индивидуальные консультации, дидактические игры, работы в малых группах, самостоятельную работу. Развивать любознательность, стремление добывать знания, желание размышлять, проявлять интерес к школьной жизни - это моя педагогическая позиция. Этому способствует использование активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной деятельности, создание проблемных ситуаций, а также особое внимание я уделяю использованию на своих уроках современных технологий. Это проявляется в проведении интерактивов, использование мультимедийных проекторов и компьютерные технологии. В своей практике я активно применяю ИКТ: разработка дидактических материалов для учебно - воспитательного процесса, изготовление презентаций к урокам и проведение уроков с применением интерактивной доски, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, электронная почта, тестирование по предметам, проверка техники чтения, поиск и использование информации из интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы. Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний и способов действий, отвечающая деятельной, любознательной природе ребенка, создает основу для формирования самостоятельной и инициативной личности. Этому способствует и разработка творческих проектов по темам: «Цветущий сад любимой маме», «С Днем Победы», «Мое здоровье - мое богатство». Участие детей в таких проектах расширяет их кругозор по природоведению, экологии, истории, и способствует приобретению коммуникативных навыков. Для достижения развивающих целей, активизации познавательной деятельности создаю ситуацию заинтересованности, а именно решение творческих задач и строится на междисциплинарной, интегративной основе, например: уроки речевого творчества - интегрированные уроки русского языка и литературного чтения - развивают образно-речевые творческие умения, формируемые при обучении связной речи с использованием языковых средств. Осуществляю информационный подход в обучении чтению учащихся, коллективный и исследовательский методы, например, на литературе по теме: «Сказка мудростью богата», «Путешествие в мир русского творчества». Повышению результативности уроков, созданию комфортной обстановки, быстрому и эффективному усвоению учебного материала, возникновению положительных эмоций способствует использование технических средств: аудио- и видеомагнитофона, компьютера, мультимедиапроектора, музыкального сопровождения. В кабинете содержатся печатно-наглядные пособия. Тесты разных уровней сложности. Собран материал по работе с одаренными детьми. Накоплен и постоянно пополняется материал по темам «Способы формирования здоровья школьников», «Век великих научных открытий», «Словарная работа» и другие. Разработана и применяется программа «А, Б, В, Г, Д-ейка» для детей 5 - 6-ти лет по подготовке к школе. Каждому педагогу необходимо помнить о том, что неталантливых детей нет, нужно помочь ребенку раскрыть и развивать его скрытые способности, сделать процесс обучения увлекательным и нескучным. Самое важное в работе учителя заинтересовать детей поисками знаний, создать условия для развития познавательных интересов, которые сформируют способность размышлять, быть уверенными в своих силах и возможностях. Изучение личности и имеющихся способностей у ребенка дает возможность построить учебно-воспитательный процесс с учетом успешной для каждого учащегося области знаний или деятельности, которая оказывает наиболее эффективное влияние на формирование личности, позволяет развиться способностям каждого учащегося. Считаю, что осуществление именно такого подхода позволяет достичь моим ученикам высоких результатов в учебе.



© 2010-2022